Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:18, курсовая работа
Политические массовидные явления обычно связываются только с толпой или митингом. Но когда человек выходит из толпы, возвращается с митинга в семью, в аудиторию, в коллектив, он изменяет свойства человека политического: свои оценки власти, отношение к власти, взаимодействие с властью. Каждый раз, перемещаясь в новую общественную среду, он изменяет свои психолого-политические особенности. Политическое поведение человека целиком определяется той общественной средой, в которой он находится в момент политического действия (высказываний, поступков, мнений и т.п.).
Введение
Глава 1 . Общественное мнение .
1.1Общественное мнение в России: перспективы становления в качестве института гражданского общества
1.2Активы и ресурсы общественного мнения
Глава 2. Психология масс.
2.1. Стадный инстинкт
2.2. Масса и первобытная орда
Глава 3 .
3.1. Реклама как способ управления массой
3.2. Мода
Заключение.
Список литературы
Москва 2012
Введение
Глава 1 . Общественное мнение .
1.1Общественное мнение в России: перспективы становления в качестве института гражданского общества |
1.2Активы и ресурсы общественного мнения
Глава 2. Психология масс.
2.1. Стадный инстинкт
2.2. Масса и первобытная орда
Глава 3 .
3.1. Реклама как способ управления массой
3.2. Мода
Заключение.
Введение.
Политические массовидные явления обычно связываются только с толпой или митингом. Но когда человек выходит из толпы, возвращается с митинга в семью, в аудиторию, в коллектив, он изменяет свойства человека политического: свои оценки власти, отношение к власти, взаимодействие с властью. Каждый раз, перемещаясь в новую общественную среду, он изменяет свои психолого-политические особенности. Политическое поведение человека целиком определяется той общественной средой, в которой он находится в момент политического действия (высказываний, поступков, мнений и т.п.). Каждое массовид-ное явление развивается на основе своего, доминирующего психологического параметра: одно массовидное явление - толпа - определяется влиянием эмоций, другое - аудитория - объединяется процессом понимания проблемы, третье - партия - строится на основе направленности ее членов и т.д. Поведение каждого массовидного явления может быть как конструктивным, мирным, созидательным, так и, напротив, деструктивным, агрессивным, разрушительным. Например, если собрание или совет, семья или парламент справляются со своими политическими функциями, то и человек - их член демонстрирует соответствующие психологические качества: дисциплинированность, разумность, доброжелательность, респектабельность. А если по каким-либо причинам это не удается, то массовидное явление регрессирует к деструктивным и агрессивным действиям. Тогда и люди, "наполняющие" регрессирующее массовидное явление, регрессируют вместе с ним (Кабанес, Насс, 1906; В.М.Бехтерев, 1923; А.Рамбо, 1914; ГЛебон, 1896).
Глава 1 . Общественное мнение .
Общественное мнение - понятие, на
протяжении последних десятилетий
практически полностью
Увы, правы те, кто ставит под сомнение существование в СССР общественного мнения в прошлом и настоящем, если имеется в виду первый аспект проблемы. Само выдвижение лидерами перестройки лозунга «учиться демократии», помимо прочего, означает, что этой демократии в стране до сих пор еще не было, что народ был полностью отторгнут от реальных механизмов управления и должен был либо участвовать в унизительных маскарадах всеобщего одобрения, либо демонстрировать традиционное безмолвие. Вместе с тем эти сомнения вовсе не оправданны, если речь идет о втором, более широком значении рассматриваемого понятия.
В этом смысле общественное мнение представляет
собой состояние массового
Общественное мнение действует
практически во всех сферах жизни
общества. Однако предметы его высказываний
определяются рядом границ. В первую
очередь это - естественные границы
образования общественного
Общественное мнение складывается и функционирует как в рамках общества в целом, так и в рамках действующих в нем различных (групповых и массовых) общностей - социальных, региональных, профессиональных, политических, культурных и других. В этом смысле можно говорить не только об общественном мнении всей страны) но и об общественном мнении, например, рабочего класса, жителей района, лиц одной профессии, аудитории телепередачи и т. д. В рамках каждой такой общности носителем (субъектом) общественного мнения может выступать как общность в целом, так и любые составляющие ее «части» - независимо от содержания их суждений, от того, высказываются ли они «за» или «против», образуют ли «большинство» или «меньшинство». В соответствии с этим по своей структуре общественное мнение может быть более или менее монистическим, единодушным, и плюралистическим, состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения.
В качестве источника формирования общественного мнения могут выступать многочисленные формы общественного опыта, прежде всего опыта ближайшего социального окружения людей, а также научные знания, официальная информация, сведения, поставляемые учреждениями образования и культуры, средствами массовой информации и пропаганды и т. д. Поскольку каждый из этих источников отражает действительность с разной степенью адекватности, формирующееся на этой базе общественное мнение может быть в большей или меньшей степени «истинным», соответствующим реальным интересам социального развития, или «ложным», иллюзорным.
1.1. Общественное мнение в России: перспективы становления в качестве института гражданского общества. |
Общественное мнение в России: перспективы становления в качестве института гражданского общества. А.С. Пушкин в поэме Борис Годунов вложил в уста своего предка знаменитую фразу: «Но знаешь ли, чем сильны мы, Бусманов? Не войском, нет, не польскою подмогой , а мнением: да! мнением народным». Подобное «мнение народное», испокон веков загнанное в подполье и прорывавшееся наружу лишь в периоды страшных российских бунтов, в официальном советском обществоведении выдавалось за то общественное мнение, которое в условиях развитых демократий функционирует в качестве самостоятельного института общественной жизни. Так, в «Рабочей книге социолога» общественное мнение рассматривалось всего лишь как «отношение населения к тому или иному явлению, объекту или ситуации" Вопрос о том, высказывается ли это отношение публично или это некое молчаливое отношение, которое в лучшем случае может быть зафиксировано социологами в ходе анонимного опроса, зачастую оставался непроясненным. А в некоторых работах (как, например, в «Философском энциклопедическом словаре») и прямо говорилось, что общественным мнением считается не только явное, но и скрытое отношение людей к событиям и фактам социальной деиствительности. Такая подмена понятий, с одной стороны, позволила включить проблематику общественного мнения в сферу исследований советского обществоведения и способствовала созданию серьезного методологического задела в этой области а с другой - внесла теоретическую путаницу, последствия которой ощущаются до сих пор. Дело в том, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей. Общественное мнение - это такое состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной в слух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. Под социальным институтом понимается система отношений, имеющих устойчивый, т.е. гарантированный от случайностей, самовозобновляющийся характер. Применительно к общественному мнению речь идет о том, что в обществе сложился и стабильно функционирует особый механизм реагирования на социально значимые проблемы путем высказывания по ним суждений заинтересованными слоями населения. Такая реакция населения носит не случайный, спорадический характер, а является постоянно действующим фактором общественной жизни. Функционирование общественного мнения как социального института означает, что оно действует в качестве своего рода «социальной власти», т.е. «власти, наделенной волей и способной подчинять себе поведение субъектов социального взаимодействия». Очевидно, что это возможно лишь там, где, во-первых, существует гражданское общество, свободное от диктата политической власти, и, во-вторых, где власть считается с позицией общества. В этом смысле мы говорим об общественном мнении как об институте гражданского общества. Научная традиция, связывающая существование в обществе института общественного мнения со свободой в общественной жизни, идет еще от Гегеля, который, в частности, писал в «Философии права»: «Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением». Подобная свобода возникает лишь в обществе, в котором существует не зависящая от государства сфера частных (индивидуальных и групповых) интересов, т.е. сфера отношений, составляющих гражданское общество. Общественное мнение в его современном значении и понимании появилось с развитием буржуазного строя и формированием гражданского общества как сферы жизни, независимой от политической власти. В средние века принадлежность человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие из формально свободных и независимых индивидов. Наличие таких свободных, независимых от государства индивидов, индивидов-собственников (пусть даже это собственность только на свою рабочую силу) необходимая предпосылка формирования гражданского общества и общественного мнения как его особого института. В условиях тоталитарного режима, где все социальные отношения жестко политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как субъекта независимого, т.е. не совпадающего со стереотипами господствующей идеологии, гласно выражаемого мнения, там нет и не может быть общественного мнения. В этом смысле наше общественное мнение - это дитя эпохи гласности, имеющее очень небольшой по историческим меркам опыт существования. За годы перестройки наше общество очень быстро прошло путь от приказного единомыслия через так называемые гласность и плюрализм мнений к реальному политическому плюрализму и свободе слова. За этот период сформировалось и независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение. Однако можем ли мы говорить о том, что наше общественное мнение сформировалось в качестве института гражданского общества? Для ответа на этот вопрос вспомним краткую, но весьма насыщенную историю становления и развития общественного мнения в пост-тоталитарной России. Ее отсчет надо начинать с 1988 г., когда руководством КПСС был провозглашен курс на гласность и плюрализм мнений. В марте 1989 г. в стране прошли первые альтернативные выборы Съезда народных депутатов СССР, давшие мощный импульс формированию нового общественного самосознания. В этот период общественное мнение становится не только очень заметным фактором социально-политической жизни, но нередко и основным двигателем проводимых преобразований. Для страны, находившейся на начальной стадии перехода от тоталитарного состояния к гражданскому обществу, такая роль общественного мнения, очевидно, является закономерной. Дело в том, что в условиях развитой демократии, при стабильной социально-политической ситуации роль и значение общественного мнения четко ограничены и сбалансированы сильной и авторитетной представительной властью. Общественное мнение выступает там как институт гражданского общества и его воздействие на государственную деятельность осуществляется не напрямую, а опосредовано формами представительной демократии. Причем, посредниками между обществом и государством и основными выразителями общественного мнения являются там политические партии и иные общественные объединения политического характера. В нашей же ситуации, когда единовластие КПСС еще не было подорвано, представительные органы не были сформированы на основе достаточно свободного волеизъявления избирателей, общество относилось к ним с заметной долей недоверия (ведь после выборов 1989 г. настойчиво звучали призывы к перевыборам по партийным спискам и т.д.), общественное мнение нередко пыталось выступать в роли института прямой демократии. Это происходило потому, что в тот период демократический потенциал общества был выше, чем у представительных структур. И общество стремилось выражать свое мнение напрямую, в митинговой форме, осуществляя, таким образом, давление на органы представительной власти. Вышедшие на улицу массы оказались непосредственно вовлечены в активную политическую деятельность, а их мнение стало фактором давления на сферу государственно-политических отношений. Переломным моментом на пути становления и развития нашего общественного мнения стало введение в 1993 г. новой избирательной системы, ориентированной на парламентский тип представительной власти. Формирование федерального законодательного органа на основе пропорционально-мажоритарной системы (когда одна половина депутатов Государственной Думы избирается по партийным спискам, а другую составляют депутаты, выступающие в своем личном качестве и получившие большинство голосов в своем избирательном округе) явилось мощным стимулом для развития политических партий и движений, в значительной мере взявших на себя функцию выражения общественного мнения и доведения позиции общества до органов государственной власти. С этого периода наблюдается заметное затухание политической активности самого общества и снижение роли общественного мнения как самостоятельного фактора политической жизни. В настоящее время ситуация с общественным мнением внешне выглядит вполне благополучно. Общественное мнение заняло подобающую его природе нишу в социальной жизни и уже не претендует на роль института прямой демократии. При этом люди смело высказываются по самым острым и злободневным проблемам, проводятся многочисленные опросы общественного мнения, результаты которых публикуются в печати и транслируются по электронным средствам массовой информации. Политические партии все активнее выступают в роли выразителей мнений различных социальных слоев, всё более заметное влияние на принятие законодательных решений оказывают партийные парламентские фракции и т.д. Однако, возвращаясь к вопросу о том, может ли современное российское общественное мнение рассматриваться в качестве института гражданского общества, следует дать отрицательный ответ. И дело не только в том, что еще не сложилось само гражданское общество, процесс отделения власти и собственности далек от своего завершения, отсутствует средний класс, позиция которого в развитых демократиях составляет основу общественного мнения, и т.д. Ведь, в конце концов, общественное мнение в своем становлении в качестве социального института могло бы и несколько опередить процессы формирования гражданского общества. Однако опыт показывает, что наше общественное мнение, которое на первых порах успешно взяло на себя роль локомотива, вытягивающего общество из тоталитарного состояния к цивилизованным общественным отношениям, в настоящее время не способно справляться с этой задачей. Одна из главных причин такого положения дел заключается в том, что в результате шоковых реформ 1992 г. и последующих преобразований в экономической сфере общественное мнение оказалось расколотым на приверженцев принципиально различных взглядов по вопросу о путях, целях и средствах реформирования общественных отношений. Это уже не прежнее, достаточно монолитное общественное мнение, сплотившееся в борьбе против всевластия КПСС. Раскол существенно ослабил позиции общественною мнения в его взаимоотношениях с органами власти. Общественное мнение перестает быть сколько-нибудь заметным фактором социально-политической жизни и власть все в меньшей мере считается с ним. Ярким свидетельством безразличия власти к общественному мнению является то обстоятельство, что многочисленные политические скандалы последних лет, которые в странах с развитым и сильным общественным мнением привели бы к крушению не одной политической карьеры, обычно очень мало отражаются на судьбе лиц, дискредитированных в глазах общественного мнения. И лишь в периоды избирательных кампаний по выборам в органы государственной власти общественное мнение становится объектом усиленного внимания и массированного воздействия со стороны, как властных структур, так и их противников. С другой стороны, нельзя не признать, что качество нашего общественного мнения во многих отношениях оставляет желать лучшего. Современное общественное мнение в России в силу вполне понятных причин отличается большой подверженностью манипулированию, готовностью впадать в крайности, низкой способностью к поиску компромиссов, маргинальностью оценок в суждении. Очевидно, что качественное состояние общественного мнения, перспективы его становления как полноценного социального института во многом будут зависеть от общего хода преобразований в стране, от успехов на пути к гражданскому обществу и правовому государству.
1.2.Активы и ресурсы общественного мнения.
Активы и
ресурсы общественного мнения Утверждение
о том, что общественному нельзя
верить «на слово», перестанет быть
простой банальностью, если мы сможем
определить рамки и значение той
информации, которую приносят исследования.
В получаемых данных можно, при известном
упрощении, выделить два уровня: уровень
«активных» суждений, непосредственно
связанных с определенными
Глава 2. Психология масс.
Социальная жизнь людей
Люди и отдельный человек даже не испытывая
на себе психического давления со стороны
других, а только воспринимая поведение
этих других, заражаются их поведением,
подчиняются и следуют ему. Разумеется,
возможно и неподчинение, но индивид, как
правило, рационально объясняет его самому
себе. Без этого разъяснения «неподчинение»
неизбежно вызывает внутреннее беспокойство
у индивида, нередко дополняемое работой
воображения относительно возможно низкой
оценки своей личности другими.
Представление о толпе обычно рождается
из личного опыта людей. Практически каждый
либо бывал в толпе, либо видел ее поведение
со стороны. Иногда, поддавшись простому
человеческому любопытству, люди присоединяются
к группе, рассматривающей и обсуждающей
какое-то событие. Возрастая количественно,
заражаясь общим настроением и интересом,
люди постепенно превращаются в нестройное,
неорганизованное скопление, или толпу.
Толпа — бесструктурное
скопление людей, лишенных ясно осознаваемой
общности целей, но взаимно связанных
сходством эмоционального состояния и
общим объектом внимания.
Термин «толпа» вошел в социальную психологию
в период мощного революционного подъема
масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи
в то время понимали главным образом слабо
организованные выступления трудящихся
против эксплуататоров.
Весьма образное определение толпы дал
Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые
ураганом и разносимые в разные стороны,
а затем падающие на землю».
При объединении малых групп, состоящих
из индивидов, которые негодуют по определенному
поводу, в достаточно большую группу, резко
возрастает вероятность проявления стихийного
поведения. Последнее может быть направлено
на выражение испытываемых людьми чувств,
оценок и мнений либо на изменение ситуации
через действие. Очень часто субъектом
такого стихийного поведения оказывается
толпа.
Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного
поведания часто становится:
- публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;
- контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;
- совокупность индивидов, составляющих
многочисленную аморфную группу и не имеющих
в своем большинстве прямых контактов
между собой, но связанных каким-либо общим
более или менее постоянным интересом.
Таковыми оказываются массовые увлечения,
массовая истерия, массовые миграции,
массовый патриотический или лжепатриотический
угар.
В массовых формах внеколлективного поведения
большую роль играют неосознанные процессы.
На основе эмоционального возбуждения
возникают стихийные действия в связи
с какими-либо впечатляющими событиями,
затрагивающие главные ценности людей
в ходе, например, их борьбы за свои интересы
и права. Таковыми были многочисленные
«медные» или «соляные» бунты городской
и крестьянской голытьбы в русском средневековье
или бунтарские выступления английских
«луддистов», выразившиеся в уничтожении
машин, лишенные ясного идеологического
контекста и четко осознаваемых целей
совершаемых действий.
Основные механизмы формирования толпы
и развития ее специфических качеств — циркулярная реакция (нарастающее взаимонаправленное эмоциональное
заражение),а также слухи.
Определены даже основные этапы формирования
толпы.
Образование ядра
толпы. Возникновение толпы редко
выходит за пределы причинно-следственных
связей социальных явлений, осознание
которых далеко не всегда стихийно. Несмотря
на то, что одним из существенных признаков
толпы является случайный состав образующих
ее людей, нередко формирование толпы
начинается с некоего ядра, в качестве
которого выступают зачинщики.
Первоначальное ядро толпы может сложиться
под влиянием рационалистических соображений
и ставить перед собой вполне определенные
цели. Но в дальнейшем ядро обрастает лавинообразно
и стихийно. Толпа увеличивается, вбирая
в себя людей, которые, казалось бы, ничего
общего друг с другом до этого не имели.
Спонтанно толпа образуется в результате
какого-либо происшествия, которое привлекает
внимание людей и рождает в них интерес
(точнее, в самом начале — любопытство).
Будучи взволнованным этим событием, индивид,
присоединившийся к уже собравшимся, готов
утратить некоторую часть своего обычного
самообладания и получать возбуждающую
информацию от объекта интереса. Начинается
циркулярная реакция, побуждающая собравшихся
проявлять схожие эмоции и удовлетворять
новые эмоциональные потребности через
психическое взаимодействие.
Циркулярная реакция составляет первый
этап формирования и функционирования
толпы.
Процесс кружения. Второй этап начинается одновременно
с процессом кружения, в ходе которого
чувства еще больше обостряются и возникает
готовность реагировать на информацию,
поступающую от присутствующих. Внутреннее
кружение на основе продолжающейся циркулярной
реакции нарастает. Нарастает и возбуждение.
Люди оказываются предрасположенными
не только к совместным, но и к немедленным
действиям.
Появление нового
общего объекта внимания. Процесс кружения подготавливает
собой третий этап формирования толпы.
Этот этап — появление нового общего объекта
внимания, на котором фокусируются импульсы,
чувства и воображение людей. Если первоначально
общий объект интереса составляло возбуждающее
событие, собравшее вокруг себя людей,
то на этом этапе новым объектом внимания
становится образ, создаваемый в процессе
кружения в разговорах участников толпы.
Этот образ — результат творчества самих
участников. Он разделяется всеми, дает
индивидам общую ориентацию и выступает
в качестве объекта совместного поведения.
Возникновение такого воображаемого объекта
становится фактором, сплачивающим толпу
в единое целое.
Активизация индивидов
через возбуждение. Последний этап в формировании
толпы составляет активизация индивидов
дополнительным стимулировании через
возбуждение импульсов, соответствующих
воображаемому объекту. Такое (на основе
внушения) стимулирование происходит
чаще всего как результат руководства
лидера. Оно побуждает индивидов, составляющих
толпу, приступить к конкретным, часто
агрессивным, действиям. Среди собравшихся
обычно выделяются зачинщики, которые
и развертывают активную деятельность
в толпе и исподволь направляют ее поведение.
Это могут быть политически и психически
незрелые и экстремистски настроенные
личности. Таким образом, четко определяется
состав толпы.
Ядро толпы, или зачинщики, — субъекты,
задача которых сформировать толпу и использовать
ее разрушительную энергию в поставленных
целях.
Участники толпы — субъекты, примкнувшие
к ней вследствие идентификации своих
ценностных ориентации с направлением
действий толпы. Они не зачинщики, но оказываются
в сфере влияния толпы и активно участвуют
в ее действиях. Особую опасность представляют
агрессивные личности, которые примыкают
к толпе исключительно из-за появившейся
возможности дать разрядку своим невротическим,
нередко садистским, наклонностям.
В среду участников толпы попадают и добросовестно
заблуждающиеся. Эти субъекты присоединяются
к толпе из-за ошибочного восприятия обстановки,
они движимы, например, ложно понятым принципом
справедливости.
К толпе примыкают обыватели. Они не проявляют
большой активности. Их привлекает эксцесс
в качестве волнующего зрелища, которое
разнообразит их скучное, унылое существование.
В толпе находят себе место повышенно
внушаемые люди, которые поддаются общему
заражающему настроению. Они без сопротивления
отдаются во власть стихийных явлений.
Участниками толпы оказываются и просто
любопытные, наблюдающие со стороны. Они
не вмешиваются в ход событий, однако их
присутствие увеличивает массовость и
усиливает влияние стихии толпы на поведение
ее участников.