Механизмы психологической защиты профессиональной деятельности психолога образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 03:52, реферат

Описание работы

Цель исследования: выявление механизмов психологической защиты психологов образования.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную, научно-методическую, психолого-педагогическую и периодическую литературу по проблеме.
2. Определить критерии оценивания психологической защиты.
3. Подобрать диагностические методики для выявления механизмов психологической защиты.
4. Проанализировать результаты и сделать выводы.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа: анализ научной, научно-методической,
психолого-педагогической и периодической литературы.
2. Психодиагностически методы: анкетирование, тестирование.
3.Диагностические методики: опросник Плутчика-Келлермана-Конте (Life Style Index) Индекс жизненного стиля, анкета, составленная с опорой на диагностические методики (Методика диагностики уровня эмоционального выгорания, Методика определения стрессоустойчивости, Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич) Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге).

Файлы: 1 файл

черновой вариант.docx

— 133.85 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Теоретическое осмысление сущности и структуры возникновения психологической защиты психологов образования

1.1.Психологическая защита как психофизиологический и нейродинамический феномен.

1.2.Факторы и причины, влияющие на деятельность психолога образования.    

1.3.   ПЗ как механизм личностно-профессиональной деформации психологов системы образования.  схема

Глава II. Эмпирическое изучение наличия психологических защит у психологов образования, факторов и причин их возникновения.

2.1. Методы и методики  изучения психологических защит  у психологов образования.

2.2. Факторы, влияющие на деформацию профессиональной деятельности психологов образования

2.3. Психологические защиты, возникающие в ходе профессиональной  деятельности психологов образования, выявленные в ходе исследования.

Заключение

Литература

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования.

Система образования в  современный период ее практической реализации обретает двойное влияние на людей, включенных в нее. Так, от специалистов, сопровождающие процесс реализации психолого-педагогического становления и преобразования подрастающего поколения (педагоги, психологи), требуется максимально высокий уровень компетентности и личностно-профессиональных самопреобразований. Однако, материалы на страницах открытой печати, пилотажные и эмпирические исследования  в области изучения особенностей личности и динамики профессиональных преобразований людей данных областей (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, С.П. Безносов, Р.М. Грановская, Л.Н. Корнеева, Д.Г. Трунов, В.Е.Каган, Г.А.- 
Миккин, Е.Михайлова), показывают, что больший процент обследуемых респондентов (в частности психологов) имеют множество индивидуальных проблем, профессиональных деформаций, активно переходящих в негативные стороны преобразования личности (личностные и, хуже, личностно-профессиональные деформации). Почти 80% психологов, имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания; 7,8% - резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям,среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки синдром эмоционального выгорания различной степени выраженности выявляются в 73% случаев; в 5% определяется выраженная фаза истощения, которая проявляется эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями.[11] Разводятся психологи в три раза чаще чем представители других профессий- их семьи расподаются в 51% случаев.

Для исследования нам важно  было выделить факторы, деформирующие  личность  
Э. Ф. Зеер определяет следующие деформирующие факторы в работе психолога: 
— это личностные особенности психолога и его изначальные склонности: психическая подвижность/ригидность, мировоззренческая независимость/податливость, личностная зрелость/незрелость и пр.  
— это профессиональные рамки, в которые он себя помещает: принципы и установки, профессиональная картина мира, профессиональные навыки, контингент клиентов и их проблематика, должностные обязанности, условия работы и пр.  
— это степень воздействия предыдущих факторов, зависящая от таких параметров, как: вера в метод и авторитет учителей, личностная значимость профессиональной деятельности, ощущение ответственности, эмоциональная вовлеченность в профессиональную деятельность, мотивация, ощущение миссии, сила внешнего контроля и пр.  
— это фактор, который способствует закреплению полученной формы, и связан он в основном с получением положительных эмоций: профессиональный успех, благодарность от клиентов, похвала учителей, признание коллег, восхищение окружающих.

Действительно, механизм профессионального, личностного изменения человека, вплоть до соматических негативных проявлений, существует. И корни его находятся  далеко не в глубине временных  рамок активной профессиональной практики специалистов, а еще в период погружения студентов в сущность теории и практики будущей профессии. Стартовым компонентом обозначенного механизма является возникновение психологических защит у психологов, которые возникают вне сознательного контроля самого человека. Так, работы Е.М. Лысенко, О.И. Абдурашитовой-Шех, Е.В. Прытковой, позволяют увидеть необходимость в профилактике и раннем сопровождении будущих психологов (даже в рамках индивидуальной помощи и поддержки).

Обозначенных работ в  данном аспекте нами обнаружено не так много, да и проблемы исследования заявлены лишь в определенных тематических рамках. Сказанное и обозначило ведущую проблему в области профессиональной подготовки будущих психологов: отсутствие профилактической практики и системы сопровождения будущих психологов, факторов, влияющих на возникновение психологических защит у психологов образования, что, на наш взгляд, является основной причиной их личностно-профессиональной деформации. Основной задачей данного исследования стала локальное изучение возникновения ведущих механизмов психологической защиты психологов образования.

И сформулировало тему курсового исследования: «Механизмы психологической защиты профессиональной деятельности психолога образования».

Объект исследования: Механизмы психологической защиты психологов образования.

Предмет исследования: пути возникновения психологической защиты у психологов образования.

Гипотеза: Определение механизмов психологической защиты профессиональной деятельности практического психолога позволит обеспечить профилактику личностно-профессиональной деформации.

           Цель исследования: выявление механизмов психологической защиты психологов образования.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать  научную, научно-методическую, психолого-педагогическую и периодическую  литературу по проблеме.

  2. Определить критерии оценивания психологической защиты.

  3. Подобрать диагностические методики для выявления механизмов психологической защиты.

      4. Проанализировать результаты и сделать выводы.

 

Методы исследования:

  1.  Метод теоретического анализа: анализ научной, научно-методической,

       психолого-педагогической  и периодической литературы.

  2.  Психодиагностически методы: анкетирование, тестирование.

  3.Диагностические методики: опросник Плутчика-Келлермана-Конте (Life Style Index) Индекс жизненного стиля, анкета, составленная с опорой на диагностические методики (Методика диагностики уровня эмоционального выгорания, Методика определения стрессоустойчивости, Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич) Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге).

     База исследования: ………????????????????????

 

Глава I. Теоретическое осмысление сущности и структуры возникновения психологической защиты психологов образования

    1. Психологическая защита как психофизиологический и

нейродинамический феномен

К психологическим детерминантам профессиональных деформаций  относятся разные формы психологической защиты. Профессиональная деятельность психолога характеризуются значительной неопределенностью, вызывающей психическую напряженность, часто сопровождается отрицательными эмоциями, деструкциями ожиданий. В этих случаях вступают в действие защитные механизмы психики. В современных условиях они приобретают особое значение для  приспособления к информационной напряженности в профессиональной среде, служа адаптационной системой личности. Исследования свидетельствуют, что психологическая защита определяет субъективный комфорт личности во всех ситуациях напряженности, в патологии, в профессиональной, в бытовой деятельности (З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Эриксон, Р. Лазарус, Р. Плутчик, Ф.В. Бассин, А.А. Налчаджян, Ф.Е.Василюк, В.М.Воловик, Г.В.Грачев, Р.М.Грановская, Е.С.Романова, Л.Р. Гребенников, В.А. Ташлыков, И.М. Никольская, В.И. Журбин, Э.И. Киршбаум). Наличие у человека внутреннего ощущения беспокойства, боязливости, тревоги метафорически связывается с ощущением им какого-то недостатка; такие ощущения оказывают деструктивное влияние на психику, приводят к появлению сложных проблем в межличностных отношениях, к социальной и профессиональной неадекватности. Механизмы психологической защиты направлены на снижение эмоциональной напряженности, связанной с конфликтом, предотвращение дезорганизации поведения, сознания, психики. С этой точки зрения рассмотрение личности психолога в одном из ее инвариантных проявлений – формировании защитного поведения - является важной научной задачей, включенной в систему фундаментальной проблемы личности. Проблема защитного поведения встает перед исследователями вопросов клинической психологии, психологии управления, психологии развития, психологии труда, однако  помимо Бадмаевой Е.В. нам не удалось найти авторов, занимавшихся исследованием защитных механизмов профессиональной деятельности психолога.    

Начиная с З. Фрейда и в  последующих работах специалистов, изучающих механизмы психологической защиты, неоднократно отмечается, что привычная для личности в обычных условиях защита, в экстремальных, критических, напряженных жизненных условиях обладает способностью закрепляться, приобретая форму фиксированных психологических защит, что приводит к стагнации, и снижению эффективности профессиональной деятельности специалиста.

Образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. И наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности.  
 Но профессиональная деятельность изобилует нестандартными ситуациями, и тогда возможны ошибочные действия и неадекватные реакции. П.Я.Гальперин указывал, что «...при неожиданном изменении ситуации нередко случается, что действия начинают выполняться по отдельным условным раздражителям, без учета фактического положения в целом. Тогда говорят, что автоматизмы действуют вопреки пониманию». Другими словами, стереотипизация является одним из достоинств психики, но вместе с тем вносит большие искажения в отражение профессиональной реальности и порождает разного типа психологические барьеры.

Исследование механизмов психологической защиты изначально осуществлялось в рамках психоанализа и с близких к психоанализу позиций.

Впервые термин «защита» (defense) ввел 3. Фрейд в конце XIX века. В  последующем это понятие раскрывалось автором в ряде других работ, в  которых психологическая защита описывалась как способ борьбы «Я» против болезненных и невыносимых для личности идей и аффектов. Позже 3. Фрейд от этого термина отказался, и он был заменен термином «вытеснение» (repression). В приложении к своей работе «Торможение, симптомы и тревога» Фрейд вернулся к старой концепции защиты, при этом обозначил ее как «главное определение для всех способов, которые "Я" использует в конфликте, который может привести к неврозу». Термин «вытеснение» был сохранен для обозначения одного из специальных методов защиты, который обслуживает те же самые цели, что и другие защитные механизмы, а именно «охрана "Я" против инстинктивных требований».

Дальнейшее рассмотрение механизмов защиты связано с ревизией психоанализа и работами А. Фрейд и К. Хорни. А. Фрейд отводит изучению механизмов защиты одну из главных ролей в своих исследованиях и в работе описывает действие механизмов защиты, функциями которых является предохранение «Я» от:

а) тревоги, обусловленной  ростом инстинктивного напряжения;

б) тревоги, обусловленной  угрозами «сверх-Я» или

в) реальной опасностью.

Защита может выступать  как против инстинктивных влечений, так и против аффектов. К. Хорни  реконструирует теорию защиты без обращения  к фрейдовскому «Оно» с его  инстинктивными влечениями, на его  место она ставит борющиеся между  собой стремления к безопасности и удовлетворению, конфликт между которыми вызывает вытеснение. При этом Хорни использует защитные механизмы А. Фрейд, которые она классифицирует по рубрикам реактивных образований и проекций.

Психоаналитик Вильгейм Райх на чьих идеях сейчас выстраиваются  самые различные телесные психотерапии считал, что вся структура характера человека является единым защитным механизмом.

Один из ярких представителей эго-психологии Х. Хартманн высказал мысль о том, что защитные механизмы Я могут одновременно служить как для контроля над влечениями, так и для приспособления к окружающему миру.

В отечественной психологии один из подходов к психологическим защитам, представлен Ф.В.Бассиным. Здесь психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму.

Другой подход содержится в работах Б.Д.Карвасарского. Он рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений - когнитивных, эмоциональных, поведенческих - с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я-концепцию. Этот процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических защит, одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие на уровне трансформации (искажения) информации (например, рационализация). Устойчивость, частое использование, ригидность, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления, переживаний и поведения, включение в систему сил противодействия целям саморазвития делают такие защитные механизмы вредными для развития личности. Общей чертой их является отказ личности от деятельности, предназначенной для продуктивного разрешения ситуации или проблемы.

Влияние теорий психоанализа на западную психотерапию привело к тому, что термины «защита» и «механизмы защиты» в настоящее время используют почти все психотерапевтические школы: они включены в психиатрические словари и энциклопедии по патопсихологии. К сожалению, до сих пор не существует ясности относительно общего числа механизмов защиты. В словаре-справочнике по психиатрии, опубликованном Американской Психиатрической ассоциацией в 1975 г.,- двадцать три. В монографии А.Фрейд «Психология Я и защитные механизмы» описано пятнадцать механизмов. Обобщив список всего лишь двух классификаций, Л.И. Вассерман в качестве примера приводит список из тридцати четырех механизмов психологической защиты.[8] Это объясняется разницей концептуальных подходов к их определению и соподчиненности и приводит к отсутствию четкой классификации. Однако существует ряд защитных механизмов, существование которых признается всеми авторами. Это отрицание, проекция, вытеснение, рационализация, замещение и ряд других.

Информация о работе Механизмы психологической защиты профессиональной деятельности психолога образования