Механизмы психологической защиты профессиональной деятельности психолога образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 03:52, реферат

Описание работы

Цель исследования: выявление механизмов психологической защиты психологов образования.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную, научно-методическую, психолого-педагогическую и периодическую литературу по проблеме.
2. Определить критерии оценивания психологической защиты.
3. Подобрать диагностические методики для выявления механизмов психологической защиты.
4. Проанализировать результаты и сделать выводы.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа: анализ научной, научно-методической,
психолого-педагогической и периодической литературы.
2. Психодиагностически методы: анкетирование, тестирование.
3.Диагностические методики: опросник Плутчика-Келлермана-Конте (Life Style Index) Индекс жизненного стиля, анкета, составленная с опорой на диагностические методики (Методика диагностики уровня эмоционального выгорания, Методика определения стрессоустойчивости, Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич) Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге).

Файлы: 1 файл

черновой вариант.docx

— 133.85 Кб (Скачать файл)

Вслед за  Л.Ю.Субботиной., М.В. Юрковой [9,10] мы считаем, что диагностика психологической защиты объективно должна строиться на комплексном использование методов в рамках интегративного подхода. Проанализировав ряд диагностических методик, был сделан вывод об их практическом отсутствии, что послужило основанием для проведения работ по составлению анкеты позволяющей выявить и уточнить факторы вызывающие напряженность и их влияние на возникновение механизмов психологической защиты и как следствие деформации.

В своем исследовании мы использовали:

Информационная психодиагностическая карточка

 

    1. Название методики: (Life Style Index) «Индекс жизненного стиля»,
    2. Автор методики: R. Plutchik , Опросник адаптирован в Институте им. В.М. Бехтерева.
    3. Назначение: позволяет диагностировать всю систему МПЗ1, выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого механизма ПЗ.
    4. Стимульный материал: опросник состоящий из 97 вопросов
    5. Инструкция: Прочитайте приведенные ниже высказывания. Те из них те, кото  рые соответствуют Вашему поведению и состоянию, отметьте в бланке для ответов знаком “+”.
    6. Процедура обследования: индивидуальная, групповая
    7. Содержание, обработка и интерпретация методики: Восемь эго-защитных процессов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные указанные ниже утверждения, разделенных на число утверждений в каждой шкале. Напряженность психологических защит подсчитывается по формуле (число «+»/n – число утверждений) х 100%В качестве системообразующсго фактора рассматривается связь отдельных видов МПЗ с различными эффективными состояниями и диагностическими концепциями.

Анкета, составленная нами с опорой на диагностические методики:

Информационная психодиагностическая карточка

Методика диагностики  уровня эмоционального выгорания

    1.  Автор методики: В.В. Бойко
    2. Назначение: Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения».
    3. Стимульный материал: Опросник, состоящий из 84 вопросов
    4. Инструкция: Прочтите суждения и, в случае согласия отвечайте «Да», а в случае несогласия - «Нет».
    5. Процедура обследования: индивидуальная, групповая

6. Обработка и интерпретация методики: В соответствии с "ключом" осуществляются следующие подсчеты 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов "выгорания", 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования "выгорания", 3) находится итоговый показатель синдрома "эмоционального выгорания" - сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Клинический опросник для выявления  и оценки невротических состояний

  1. Автор методики: К.К. Яхин, Д.М. Менделевич

  1. Назначение: выявление и оценка невротических состояний

  1. Инструкция: оцените свое состояние по пяти бальной системе: 5 баллов –никогда не было, 4 балла-редко, 3 балла-иногда, 2 балла-часто, 1 балл-постоянно или всегда.

  1.  Процедура обследования: индивидуально
  2. Обработка и интерпретация методики: суммируют диагностические коэффициенты по шести шкалам и выстраивают график. Показатель больше +1,28 указывает на уровень здоровья, меньше –1,28 – болезненный характер выявляемых расстройств

 Мотивация профессиональной деятельности

  1. Автор методики: К. Замфир в модификации А. Реана

     2.  Назначение: Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности.

     3. Стимульный материал: Состоит из таблицы с перечисленными в ней мотивами профессиональной деятельности.

     4.Инструкция: Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале.

     5. Процедура обследования: индивидуально

     6. Обработка и интерпретация методики: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии с ключами. Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

     Учитывая значимость феномена защиты, разнообразие подходов к ее определению и анализу и несовпадение точек зрения на ее происхождение, закономерности и сущностные функциональные компоненты, можно сделать вывод о существовании определенного кризиса в современных представлениях о данном феномене. Психологическая защита характеризуется повышенной сложностью в проведении диагностики. Нечеткость определения психологической защиты не позволяет разработать достаточно корректную методическую базу для диагностики и эмпирического изучения феномена. Остро стоит вопрос о концептуальном оформлении знания о психологической защите. Данное состояние развития проблемы соответствует финалу стадии эмпирического и экспериментального накопления данных и переходу на собственно теоретическую стадию. (А.В. Карпов)

2.2. Факторы, влияющие  на деформацию профессиональной  деятельности психологов образования

По данным американских исследований, семьи психологов распадаются в 51% случаев. Женщины-психологи разводятся в три раза чаще, чем женщины других профессий. Причем ответственность за случившееся психологи, как правило, берут на себя. Только на себя, не желая ее ни с кем делить. Гиперответственность и гипервина — обратная сторона ощущения «вынужденного» всемогущества. Люди с «богатым» детским травматическим опытом чаще всего идут работать либо психологами, либо сотрудниками правоохранительных органов (среди американских психологов люди, психологически травмированные в детстве, составляют 65%).

 Кроме перечисленных личностных «новообразований» психолог страдает симптомами эмоционального выгорания, характерными для профессий, связанных с общением: потерей удовольствия от собственного труда и способности к переживанию успеха, снижением профессиональной самооценки, взглядом на окружающих исключительно как на клиентов.

Среди профессий, в которых  синдром эмоционального выгорания  встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. Почти 80% психологов,врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания; 7,8% - резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. По другим данным, среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки синдром эмоционального выгорания различной степени выраженности выявляются в 73% случаев; в 5% определяется выраженная фаза истощения, которая проявляется эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями.

Нами было выделено НА ОСНОВАНИИ ЧЕГО? – АВТОРОВ  СТАТЕЙ (ИХ В СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ) две группы факторов влияющих на возникновение механизмов психологической защиты:

  •    Личностные  особенности психолога и его изначальные склонности: психическая подвижность/ригидность, мировоззренческая независимость/податливость, личностная зрелость/незрелость, низкая стрессоустойчивость, профнепригодность.
  • Социальные: ложные мотивы выбора профессии, недостаточный заработок, конфликты с начальством, трудности адаптации в педагогическом коллективе, условия работы, степень «ожидаемости» социума от психолога и т.п.

2.3. Психологические  защиты, возникающие в ходе профессиональной  деятельности психологов образования, выявленные в ходе исследования.

    Как видно из предложенного рисунка, у психологов выявлено повышение интенсивности функционирования таких механизмов психологической защиты как «отрицание», «интеллектуализация» (до 89% по общей выборке), «регрессия» (до 68% по общей выборке).

Исходя из результатов, полученных в ходе эмпирического исследования, и на основе имеющейся в диагностике Плутчика интерпретаций, была составлена структура заключения для психологов образвоания и психологическим защитам, наличествующим у них:

Защитное отрицание. Внимание окружающих привлекается любыми средствами, воспринимается как только позитивное. Критика и неприятие игнорируются. Вы самолюбивы и априорно уверены в своих достоинствах. Вы невосприимчивы к отрицательным, темным сторонам жизни. Рассматриваете новых людей как потенциальных поклонников своей персоны, а себя считаете безусловно достойным объектом их внимания. Не допускаете и мысли о наличии у себя врагов, а на самом деле кого-то опасаетесь. Видите в людях только хорошее до тех пор, пока они обращают на вас внимание. В противном случае этих людей для вас не существует. Уверены, что в глазах людей выглядите интересным и загадочным человеком. Не замечаете вокруг себя то, что вам не нравится. Отрицаете наличие трудностей, сложностей в своей жизни. Всегда оптимистичны. Вы сознательно не желаете видеть проблемы, которыми озабочено большинство людей. Имеете завышенную самооценку. Невосприимчивы к негативному мнению о себе со стороны окружающих. Считаете себя человеком без проблем.

Защитная интеллектуализация. Произвольная схематизация и рациональное истолкование событий для ощущения спокойствия и контроля над ситуацией. Вы пытаетесь избежать беспокойства путем рационального рассуждения. Убеждаете в существовании такой возможности себя и окружающих. Стараетесь на основании различных точек зрения построить свою концепцию как панацею от беспокойства. Беспокойство и тревожность контролируются педантичностью, стремлением все предусмотреть. Во избежание негативной оценки себя, людей или событий используете их псевдологичное объяснение или оправдание. Уходите от субъективных переживаний путем обращения ко всеобщему. Предпочитаете рациональное осмысление конфликта для поддержания чувства собственного спокойствия. Культивируете отстраненный взгляд на вещи как способ избежать беспокойства. Стремитесь к эмоциональной устойчивости путем нахождения положительных сторон в любой неудаче. С интересом наблюдаете чужие страсти и радуетесь, что это не ваша жизнь. Стремитесь сохранить душевное равновесие при любых обстоятельствах. Заранее продумываете все варианты своего поведения и их последствия. Эмоциональные переживания маскируются усиленными попытками рационального истолкования событий.

Защитная  регрессия. В стрессовой ситуации для вас характерен возврат к детским стереотипам поведения, что сдерживает чувство неуверенности в себе и страх неудачи. Не терпите ожидания желаемого, бываете в этом случае раздражены, капризны, беспокойны. Злитесь по пустякам, но быстро отходите, чувствуя неадекватность объекта агрессии или своих к нему притязаний. Получаете удовлетворение от беспричинного упрямства, регрессируя до уровня ребенка трех-семилетнего возраста. Испытываете удовлетворение от реакции людей на свои перепады настроения. Склонны к регрессии на оральную фазу психосексуального развития, т. е. на получение успокоения от еды, питья, курения, сосания чего-либо и т. д. Культивируете в себе реакции на подобие детских обид, если реальность не удовлетворяет вашим сиюминутным желаниям. Стремитесь вовлечь близких, окружающих людей в решение своих проблем, хотите переложить ответственность за это на них как на более старших. Характерна истерическая слезливость в случае неудачи. В отсутствие внимания к своей особе чувствуете себя покинутым ребенком. Падаете духом в случае любого несоответствия реальности вашим требованиям. В условиях психотравмирующей ситуации характерно отключение самоконтроля и проявление «детского поведения». Склонны к ностальгии, желаете приобрести посредством этого понимание, сочувствие и чувство покоя. Стремитесь вызвать у окружающих активное к себе сочувствие. Неприятности стремитесь «заспать».

       Психоэволюционная теория эмоций Роберта Плутчика и структурная теория личности Генри Келлермана предлагают специфическую сеть взаимосвязей между различными уровнями личности - уровнем эмоций, защитой и диспозицией (наследственные предрасположенности к психическим заболеваниям). В теории Г. Келлермана пересекаются психоаналитические и социобиологические концепции, которые отражены в следующих положениях о взаимосвязи защитных механизмов и эмоций.

Предварительная работа по сбору нормативных данных, адаптации текста и других элементов LSI была выполнена Е.Б. Клубовой (1994).

Определенные  механизмы защиты предназначены  для регуляции определенных эмоций. Существуют восемь основных Механизмов защиты, которые взаимодействуют с восемью основными эмоциями. Восемь основных механизмов защиты проявляют качества полярности, и схожести. Существуют механизмы защиты другого типа, участвующие главным образом в формировании черт характера (так называемые идентификационные защиты). Основные диагностические типы образованы характерными для них стилями защиты, личность может пользоваться любой комбинацией механизмов защиты, все защиты в своей основе имеют механизм подавления, которые первоначально возник для того, чтобы победить чувство страха.

Информация о работе Механизмы психологической защиты профессиональной деятельности психолога образования