Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 03:52, реферат
Цель исследования: выявление механизмов психологической защиты психологов образования.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную, научно-методическую, психолого-педагогическую и периодическую литературу по проблеме.
2. Определить критерии оценивания психологической защиты.
3. Подобрать диагностические методики для выявления механизмов психологической защиты.
4. Проанализировать результаты и сделать выводы.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа: анализ научной, научно-методической,
психолого-педагогической и периодической литературы.
2. Психодиагностически методы: анкетирование, тестирование.
3.Диагностические методики: опросник Плутчика-Келлермана-Конте (Life Style Index) Индекс жизненного стиля, анкета, составленная с опорой на диагностические методики (Методика диагностики уровня эмоционального выгорания, Методика определения стрессоустойчивости, Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич) Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге).
Связь между личностными чертами, расстройствами личности и механизмами психологической защиты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Предполагаемые взаимосвязи
и механизмов защиты (АВТОРА ИЛИ ССЫЛКА)
Личностные черты |
Расстройства личности |
Механизм защиты |
Робкий |
Пассивно-агрессивный |
Вытеснение |
Агрессивный |
Пассивно-агрессивный |
Замещение |
Общительный |
Маниакальный тип |
Реактивные образования |
Унылый |
Депрессивный тип |
Компенсация |
Доверяющий |
Истероидный тип |
Отрицание |
Подозрительный |
Параноидный тип |
Проекция |
Контролирующий |
Обсессивно-компульсивный тип |
Интеллектуализация |
Бесконтрольный |
Психопатический тип |
Регрессия |
Психодиагностическая система Келлермана-Плутчика
Эти исследователи при изучении связи между эмоциями и диагностическими диспозициями исходили из того, что базовый (основной) диагноз, называемый диспозицией, является унаследованным, и каждая из личностных диспозиций связана как с определенной эмоцией, так и с определенным защитным механизмом. Вместе они образуют систему структурированную таким образом, что соседние секторы обозначают сходные диспозиции, например мания и истерия, а противолежащие - противоположные, например мания и депрессия.
Диспозиция мании. Личность этого типа насыщена энергией, ее цель участвовать во всевозможных мероприятиях и проектах. Для нее характерно хорошее отношение к людям, дружелюбие, общительность и гипертрофированная социабельность: преобладающая эмоция - радость, врожденная потребность к избытку приятных стимулов - гедонизм. Защитным механизмом являются реактивные образования (формирования реакций), его целью является только управление поведением. Супер-Эго подавляет привлекательность приятных стимулов, особенно это касается объектов, влечение к которым социально неодобряемо.
Диспозиция истерии. Характерны большая внушаемость, отсутствие критичности, селективное невнимание, преобладающий тип защиты - отрицание. Эмоция принятия и защита отрицанием, являющиеся элементами истерического функционирования, позволяют этому типу идеализировать объект реагирования (например, истерики часто влюбляются, эмоционально незрелая жизненная позиция сводится к полному совпадению собственного "Я" и ролевой позиции).
Агрессивная диспозиция. Поведение прямо противоположно поведению пассивного типа. Основная эмоция - гнев (раздражение), основная защита - замещение, служащая для управления гневом агрессией. При отсутствии этого механизма такая личность напрямую выражала бы свою агрессивность, что привело бы к возникновению серьезных конфликтов. Этот механизм позволяет направить реакцию агрессии на более безопасный объект.
Диспозиция психопатии. Противоположность обсессивной диспозиции. Выражена потребность оставаться во вне подконтрольном состоянии и необходимость которого выражения своих импульсов. Защита регрессией даст возможность такой личности для постоянной разрядки импульсов, возвращаясь время от времени к более или менее новым моделям удовлетворения потребностей. Личность этого типа стимулируется чем-либо избыточным из внешней среды, чтобы нейтрализовать внутренний эмоциональный "паралич" и чувство оцепенения который возвращает ее к детской незащищенности, а также сама способна неосознанно провоцировать конфликтные ситуации с целью ПОЛУЧИТЬ этот избыток стимулов. Основная эмоция - удивление.
Депрессивная диспозиция. Личность такого типа все время страдает из-за утраты воображаемого объекта и потери самоуважения. Основная эмоция - печаль. Основной способ защиты - компенсация, направленная на избегание чувства депрессии, компенсация особенно эффективна для поддержания.
Параноидальная диспозиция. Отсутствие внушаемости, высокая критичность. Преобладающие эмоции - отвращения и неприятия. Проекция. Такая личность, ощущая свою неполноценность, защищается проекцией, которая позволяет ей это не замечать. Окружающий мир - объект критики.
Пассивная диспозиция - инертность, пассивность, избегание, отшельничество, уход в себя, безынициативность, склонность быть зависимым от кого-либо. Страх и подавление (вытеснение).
Обсессивная диспозиция - стремление контролировать. Защита - интеллектуализация, рационализация и сублимация. Отчуждение от инстинктов и эмоций. Совестливость, опрятность, стремление придерживаться середины, педантичность. Неспособность разгадывать человеческие эмоции - скрытая тревога потерять контроль.
В ходе проведения анкетирования нами были получены следующие результаты по воздействию факторов:
Личностные:
Социальные:
ВЫВОД ПО ПАРАГРАФУ.
Вывод по II главе.
Таким образом, обобщая
Заключение
Таким образом, целью нашего исследования было: выявление механизмов психологической защиты психологов образования.
Нами были осуществлены следующие задачи:
1. Изучена и проанализирована научная, научно-методическая,
психолого-педагогическая и
2. Подобрана методика для выявления ведущих, основных механизмов пз, разработана анкета для выявления факторов влияющих на их возникновение
3. Выявлена и описана специфика мпз психологов образования
На
основе проанализированной
При написании теоретической части были сделаны следующие выводы:
В ходе экспериментального исследования нами были выявлены следующие особенности
– ПРО МЕТОДИКИ И КАКИЕ ВОШЛИ В ИССЛЕДОВАНИЕ.
– ПРО ПОЛУЧЕННЫЕ ЭМП. ДАННЫЕ.
– ВЫВОД ПО РЕЗУЛЬТАТУ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
– СХЕМА (МЕХАНИЗМ),
– ОПИСАТЬ ЕЕ КРАТКО
ДАННЫЕ ПО ЭМП. ИССЛЕДОВАНИЮ
ВЫВОДЫ
ЧТО НЕОБХОДИМО ЕЩЕ РАСШИРИТЬ НА СЛЕД. ЭТАП.
СМ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ -= ОТВЕТ НА НИХ (РЕАЛИЗОВАНЫ ЛИ ОНИ).
ЛИТЕРАТУРА
1 МПЗ - механизмы психологической защиты.