Механизмы психологической защиты профессиональной деятельности психолога образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 03:52, реферат

Описание работы

Цель исследования: выявление механизмов психологической защиты психологов образования.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную, научно-методическую, психолого-педагогическую и периодическую литературу по проблеме.
2. Определить критерии оценивания психологической защиты.
3. Подобрать диагностические методики для выявления механизмов психологической защиты.
4. Проанализировать результаты и сделать выводы.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа: анализ научной, научно-методической,
психолого-педагогической и периодической литературы.
2. Психодиагностически методы: анкетирование, тестирование.
3.Диагностические методики: опросник Плутчика-Келлермана-Конте (Life Style Index) Индекс жизненного стиля, анкета, составленная с опорой на диагностические методики (Методика диагностики уровня эмоционального выгорания, Методика определения стрессоустойчивости, Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич) Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге).

Файлы: 1 файл

черновой вариант.docx

— 133.85 Кб (Скачать файл)

Связь между личностными чертами, расстройствами личности и механизмами психологической защиты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Предполагаемые взаимосвязи личностных черт, расстройств личности

и механизмов защиты (АВТОРА ИЛИ ССЫЛКА)

Личностные черты

Расстройства личности

Механизм защиты

Робкий

Пассивно-агрессивный пассивный  тип

Вытеснение

Агрессивный

Пассивно-агрессивный агрессивный  тип

Замещение

Общительный

Маниакальный тип

Реактивные образования

Унылый

Депрессивный тип

Компенсация

Доверяющий

Истероидный тип

Отрицание

Подозрительный

Параноидный тип

Проекция

Контролирующий

Обсессивно-компульсивный тип 

Интеллектуализация

Бесконтрольный

Психопатический тип

Регрессия


 

Психодиагностическая система  Келлермана-Плутчика

Эти исследователи при изучении связи  между эмоциями и диагностическими диспозициями исходили из того, что  базовый (основной) диагноз, называемый диспозицией, является унаследованным, и каждая из личностных диспозиций связана как с определенной эмоцией, так и с определенным защитным механизмом. Вместе они образуют систему структурированную таким образом, что соседние секторы обозначают сходные диспозиции, например мания и истерия, а противолежащие - противоположные, например мания и депрессия.

Диспозиция мании. Личность этого типа насыщена энергией, ее цель участвовать во всевозможных мероприятиях и проектах. Для нее характерно хорошее отношение к людям, дружелюбие, общительность и гипертрофированная социабельность: преобладающая эмоция - радость, врожденная потребность к избытку приятных стимулов - гедонизм. Защитным механизмом являются реактивные образования (формирования реакций), его целью является только управление поведением. Супер-Эго подавляет привлекательность приятных стимулов, особенно это касается объектов, влечение к которым социально неодобряемо.

Диспозиция истерии. Характерны большая внушаемость, отсутствие критичности, селективное невнимание, преобладающий тип защиты - отрицание. Эмоция принятия и защита отрицанием, являющиеся элементами истерического функционирования, позволяют этому типу идеализировать объект реагирования (например, истерики часто влюбляются, эмоционально незрелая жизненная позиция сводится к полному совпадению собственного "Я" и ролевой позиции).

Агрессивная диспозиция. Поведение прямо противоположно поведению пассивного типа. Основная эмоция - гнев (раздражение), основная защита - замещение, служащая для управления гневом агрессией. При отсутствии этого механизма такая личность напрямую выражала бы свою агрессивность, что привело бы к возникновению серьезных конфликтов. Этот механизм позволяет направить реакцию агрессии на более безопасный объект.

Диспозиция психопатии. Противоположность обсессивной диспозиции. Выражена потребность оставаться во вне подконтрольном состоянии и необходимость которого выражения своих импульсов. Защита регрессией даст возможность такой личности для постоянной разрядки импульсов, возвращаясь время от времени к более или менее новым моделям удовлетворения потребностей. Личность этого типа стимулируется чем-либо избыточным из внешней среды, чтобы нейтрализовать внутренний эмоциональный "паралич" и чувство оцепенения который возвращает ее к детской незащищенности, а также сама способна неосознанно провоцировать конфликтные ситуации с целью ПОЛУЧИТЬ этот избыток стимулов. Основная эмоция - удивление.

Депрессивная диспозиция. Личность такого типа все время страдает из-за утраты воображаемого объекта и потери самоуважения. Основная эмоция - печаль. Основной способ защиты - компенсация, направленная на избегание чувства депрессии, компенсация особенно эффективна для поддержания.

Параноидальная диспозиция. Отсутствие внушаемости, высокая критичность. Преобладающие эмоции - отвращения и неприятия. Проекция. Такая личность, ощущая свою неполноценность, защищается проекцией, которая позволяет ей это не замечать. Окружающий мир - объект критики.

Пассивная диспозиция - инертность, пассивность, избегание, отшельничество, уход в себя, безынициативность, склонность быть зависимым от кого-либо. Страх и подавление (вытеснение).

Обсессивная диспозиция - стремление контролировать. Защита - интеллектуализация, рационализация и сублимация. Отчуждение от инстинктов и эмоций. Совестливость, опрятность, стремление придерживаться середины, педантичность. Неспособность разгадывать человеческие эмоции - скрытая тревога потерять контроль.

В ходе проведения анкетирования  нами были получены следующие результаты по воздействию факторов:

Личностные:

  • 50% приносят с работы отрицательные эмоции
  • 47% испытывают постоянные психические перегрузки
  • 47% берут на себя ответственность за все неприятности
  • 53% приходят на работу уставшими
  • У 60% психологов после работы нет сил заниматься домашними делами
  • У 48% рабочая усталость сказывается на общении с близкими и друзьями
  • 20% разочаровались в профессии
  • 20% считают что затрачиваемые усилия не стоят результата
  • 20% работают «на автомате»
  • 15% чувствуют что прежняя работа дается труднее

Социальные:

  • 80%  недовольны оплатой
  • 47%  считают что к ним предъявляют завышенные требования
  • 40% готовы сменить место работы если представится возможность.
  • 67%  недовольны кабинетом (его отсутствием или оснащением)
  • У 27% проблемы с начальством

 

ВЫВОД ПО ПАРАГРАФУ.

Вывод по II главе.

         Таким образом, обобщая полученные  в ходе эксперимента данные, можно  сделать следующие выводы

 

 

Заключение

 

  Таким образом, целью нашего исследования было: выявление механизмов психологической защиты психологов образования.

Нами были осуществлены следующие задачи:

      1. Изучена и проанализирована научная, научно-методическая,

          психолого-педагогическая и периодическая   литература по проблеме 

      2. Подобрана  методика для выявления ведущих, основных механизмов пз, разработана анкета для выявления факторов влияющих на их возникновение

 3.  Выявлена и описана специфика  мпз психологов образования

        На  основе проанализированной литературы  можно заключить:   …. Таким образом, подтверждается актуальность данного исследования.

     При написании теоретической части были сделаны следующие выводы:

     В  ходе экспериментального исследования нами были выявлены следующие особенности

 

 

– ПРО  МЕТОДИКИ И КАКИЕ ВОШЛИ В ИССЛЕДОВАНИЕ.

– ПРО ПОЛУЧЕННЫЕ ЭМП. ДАННЫЕ.

– ВЫВОД  ПО РЕЗУЛЬТАТУ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

– СХЕМА (МЕХАНИЗМ),

– ОПИСАТЬ  ЕЕ КРАТКО

ДАННЫЕ  ПО ЭМП. ИССЛЕДОВАНИЮ

ВЫВОДЫ

ЧТО НЕОБХОДИМО ЕЩЕ РАСШИРИТЬ НА СЛЕД. ЭТАП.

СМ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ -= ОТВЕТ НА НИХ (РЕАЛИЗОВАНЫ  ЛИ ОНИ).

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1 МПЗ - механизмы психологической защиты.

 


Информация о работе Механизмы психологической защиты профессиональной деятельности психолога образования