Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 03:52, реферат
Цель исследования: выявление механизмов психологической защиты психологов образования.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную, научно-методическую, психолого-педагогическую и периодическую литературу по проблеме.
2. Определить критерии оценивания психологической защиты.
3. Подобрать диагностические методики для выявления механизмов психологической защиты.
4. Проанализировать результаты и сделать выводы.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа: анализ научной, научно-методической,
психолого-педагогической и периодической литературы.
2. Психодиагностически методы: анкетирование, тестирование.
3.Диагностические методики: опросник Плутчика-Келлермана-Конте (Life Style Index) Индекс жизненного стиля, анкета, составленная с опорой на диагностические методики (Методика диагностики уровня эмоционального выгорания, Методика определения стрессоустойчивости, Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич) Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге).
Наиболее убедительными представляются достижения отечественной науки в исследовании нейрофизиологической основы защиты, в частности, - результаты психофизиологических, фармакодинамических и биоэлектрических исследований здоровых людей и лиц, страдающих психическими расстройствами, полученные сотрудниками группы Э.А. Костандова. В ходе исследований была полностью подтверждена гипотеза о нервных механизмах изменения осознания внешних явлений под влиянием отрицательных эмоций. Регистрация биоэлектрических и вегетативных реакций на эмоционально значимые стимулы, еще не осознаваемые субъектом, позволила предположить существование сверхчувствительного механизма, который на основании информации, не достигающей уровней сознания, способен оценить эмоциогенное значение раздражителя, повысить порог восприятия и вызвать соответствующую когнитивную переоценку.
Коротко, физиологическая основа защиты по Э.А.Костандову сводится к следующему. В случае длительного и сильного воздействия на индивида раздражителей, вызывающих отрицательные эмоции, образуются временные связи между сенсорными элементами неокортекса, воспринимающими условные эмоциональные раздражители, и структурами лимбической системы, участвующими в организации данной отрицательной эмоции. При повторных воздействиях аналогичных или субъективно связанных с ними раздражителей порог активации соответствующих структур лимбической системы должен значительно снижаться вследствие пластических изменений в синапсах и постсинаптической мембране. В этих случаях даже при очень слабой афферентной импульсации, например, от кратковременного воздействия физически слабого, но эмоционально значимого, в частности словесного, раздражителя, кортикофугальным путем через временные связи возбуждаются структуры лимбической системы, участвующие в нервной организации данной эмоции. Это возбуждение, в свою очередь, по механизму обратной связи приводит к изменению возбудимости неокортекса - облегчению или подавлению функциональной активности корковых нейронов. Эти восходящие неспецифические влияния на неокортекс со стороны лимбической системы лежат в основе явления психологической защиты.
психолога образования
С конца 80-х годов в нашей стране стала активно развиваться практическая психология образования. К настоящему времени во многих школах введена штатная единица “педагог-психолог”, некоторые высшие учебные заведения (например, РГПУ им. А.И. Герцена) готовят психологов специально для работы в образовательных учреждениях. Однако до сих пор отсутствует разработанная методологическая основа деятельности школьного психолога.
Работа психолога в общеобразовательных школах характеризуется рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:
-Очень широкий спектр
направлений психологической
-Специфика работы в школе в значительной степени обусловлена спецификой самой школы. Психолог почему-то зачастую воспринимается как учитель непонятно по какому предмету. Не случайно даже специальный стаж работы психологом в школе приравнивается к педагогическому.
-У большинства учителей,
родителей и учеников имеются
жесткие и не всегда
Практическая психология как профессиональная деятельность начинает зарождаться в массовом масштабе и поэтому требует внимательного к себе отношения с той точки зрения, что именно она социально обостряет до предела проблему обоснованности воздействия одного человека на другого.
Профессиональный долг требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профессия диктует принятие ограничений на собственные действия
Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.
В работу психологической службы и в управление деятельностью практических психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми в жизни сталкивается практический психолог, например, в системе образования, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридических норм, регламентирующих действия психолога в той или иной социальной ситуации. Ему часто приходится действовать и принимать решения на основе интуиции и чувств, что не допускается в юридической практике. Зачастую именно чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее правильное решение или предохраняют от принятия скороспелого, преждевременного и потенциально ошибочного решения.
Таким образом, практическая психология – это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психолога. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно – психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи практический психолог в первую очередь обязан руководствоваться социально – этическими требованиями в своей работе. Часть из них включена в этический кодекс практического психолога, другие требуют дополнительного обсуждения. Среди них – соблюдение тайны, научная обоснованность, ненанесение ущерба, открытость результатов обследования для обследуемых, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций. Руководствуясь взглядами Э.Ф. Зеера все вышеуказанные факторы были разведены нами на две группы-социальные и личностные:
Любая профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем при выполнении, деформирует личность. Осуществление конкретных видов деятельности не требует всех многообразных качеств и способностей личности, многие из них остаются невостребованными. По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества. ОБОСНОВАНИЕ-ПЕРЕХОД Одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации — чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. Некоторые функционально-нейтральные свойства личности, развиваясь, могут трансформироваться в профессионально отрицательные качества.
Очевидно, многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях профессионализации у отдельных специалистов период стабилизации может продолжаться достаточно долго: год и более. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности. Уровни выполнения профессиональной деятельности при этом могут сильно отличаться. И даже при достаточно высоком уровне осуществления профессиональной деятельности, реализуемой одними и теми же способами, стереотипно и стабильно, проявляется профессиональная стагнация. Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности, обеднению репертуара способов выполнения деятельности - появлению стереотипов - привычных способов отреагирования на какую-либо ситуацию [5].
Стереотипы — неизбежный
атрибут профессионализации специалиста;
образование автоматизированных профессиональных
умений и навыков, становление профессионального
поведения невозможны без накопления
бессознательного опыта и установок. И
наступает момент, когда профессиональное
бессознательное превращается в стереотипы
мышления, поведения и деятельности.
Развитию профессиональных
деформаций способствует
Таким образом, психологическая защита- это абсолютно объективно существующая психическая реальность, неподвластная сознательному контролю и управлению, особенно в момент своего включения в ситуации внешних конфликтов, а также во всех фазах развития внутреннего конфликта. Основная роль действующей психологической защиты-это примирение личности с существующей реальностью в острых ситуациях фрустрации доминирующей мотивации или при столкновении с противоположными потребностями партнеров по общению.
В некоторых случаях благодаря нормально действующей защите человек сохраняет социально принятые и приемлемые формы реагирования. Однако следует помнить, что как и большинство законов психологии эффект действия психологической защиты зависит от интенсивности ее использования по нелинейному закону:
до определенной степени выраженности психологической защиты ее эффект положителен, после перехода напряженности эго-защитного механизма за оптимум наступает искажение эффекта. Другими словами, польза или вред, норма или патология поведения, которые отражают действия защиты, зависят от меры использования эго-защитного механизма и качественной специфики психологической защиты.
А.Фрейд выделено несколько критериев классификации защитных механизмов , таких как: локализация угрозы «Я», время образования в онтогенезе, степень конструктивности. Последний критерий нашел дальнейшее развитие в современном делении механизмов защиты на первичные и вторичные, примитивные и развитые, менее или более осознанные, адаптивные и неадаптивные. Она же до конца развила идею З.Фрейда о связи между отдельными способами защиты и соответствующими неврозами, определила роль защитных механизмов в норме и патологии индивидуального развития
Существует целый ряд интересных попыток классификации защитных, компенсаторных и совпадающих механизмов, однако в целом атмосфера вокруг этой проблемы пронизана разочарованием. Г. Сёбак описал многочисленные трудности, возникающие при попытке составить классификацию защитных механизмов. Главная из них состоит в том, что теория психологической защиты "не содержит предположений явных или неявных, которые ограничивали бы класс защитных механизмов" "Классификация отдельных механизмов произвольна, и между ними нет четких и ясных границ", – констатируют Е. Хилгард и Р. Аткинсон, а Р. Шефер утверждает, что и "не может быть "подлинного" и "полного" перечня защит, а могут быть только перечни в большей или меньшей степени неполные, теоретически непоследовательные и бесполезные в упорядочении клинических наблюдений и экспериментальных данных"
По нашему мнению основной причиной появления профессиональной деформации практического психолога является возникновение определенных механизмов психологической защиты.
Глава II. Эмпирическое изучение наличия психологических защит у психологов образования и причин их возникновения.
2.1. Характеристика методического инструментария, применяемого в эмпирическом исследовании
изучения психологических защит у психологов образования.
На фоне большого разнообразия мнений и взглядов особенно заметен дефицит методических исследований психологической защиты, недостаточная разработанность методов и методик диагностики защитных механизмов и практически полное отсутствие прикладных процедур рационализации и оптимизации защитной структуры личности. Определенные трудности связаны с тем, что психоаналитическая техника, ставшая первой в исследовании психологической защиты, в достаточной степени специфична. Попытки сформировать и обосновать методический арсенал для психологической защиты немногочисленны (Е.С. Романова, 2003). Методический материал, используемый для диагностики защитных механизмов, в основном базируется на принципе проекции. Редким примером экспериментального изучения психологической защиты является Defense Mechanism Test (DMT) (U. Kragh, 1960.) Конструктивна технология изучения психологической защиты у детей («индивидуально-групповая работа с детьми в режиме диалога психолог-ребенок с использованием устной и письменной речи»), разработанная И.М. Никольской и Р.М. Грановской. [2]. Однако вся совокупность имеющихся в распоряжении исследователей средств лишь частично решает проблему методического обеспечения такого многогранного и сложного явления как психологическая защита. Это создает дополнительную критическую массу в современных исследованиях психологической защиты, и требует серьезного пересмотра методических подходов к проблеме.