Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 12:46, реферат
Человек - социальное существо, его жизнь и развитие невозможны вне общения и взаимодействия с другими людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как влияют друг на друга и как относятся друг к другу.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Механизмы взаимопонимания 5
2. Межличностное общение 7
3. Социальное влияние: внушаемость, конформизм,
нонконформизм, подчинение 16
4. Барьеры общения 18
5. Техника общения. методы предотвращения
коммуникативных барьеров 21
6. Основные правила предотвращения
конфликтов и некоторых барьеров общения 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева»
Реферат
по предмету «Психология»
Тема: «Механизмы взаимопонимания (идентификация, эмпатия, рефлексия, казуальная атрибуция, стереотипизация). Конформизм и нонконформизм»
Железногорск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
нонконформизм, подчинение
коммуникативных барьеров
конфликтов и некоторых барьеров общения 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Человек - социальное существо, его жизнь и развитие невозможны вне общения и взаимодействия с другими людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как влияют друг на друга и как относятся друг к другу.
Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте, с близкими и совсем незнакомыми людьми. Необходимость и потребность в общении определены совместной жизнедеятельностью людей. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека.
Развитие человека, его
социализация начинается именно с общения.
Благодаря общению личность усваивает
общечеловеческий опыт, накапливает
знания, овладевает умениями и навыками,
формирует свои убеждения, принципы,
идеалы. Проблема в том, что в настоящее
время построение системы межличностного
взаимопонимания затруднено из-за разрушения
традиционных ценностных основ общества,
смешением представлений о добре и зле,
утратой нравственности и искажением
ее роли в современном обществе. Неограниченный
рост материальных ценностей общества
приводит к обесцениванию духовных ценностей,
уменьшению их роли в общественно-историческом
процессе, а соответственно и к примитивизации
межличностного общения, что нарушает
внутреннюю духовную взаимосвязь индивидов,
препятствуя возникновению глубокого
взаимопонимания, что порождает бесчисленные
конфликты во всех сферах общества. В связи
с этим можно говорить о высокой значимости
общения в жизни современного человека.
При этом качество межличностного общения
напрямую зависит от уровня достигнутого
взаимопонимания. Примитивизация межличностного
общения, сведение его к простой передаче
информации ведет к обеднению духовного
мира человека, к его обесцениванию как
личности. Отсутствие взаимопонимания
в процессе общении приводит к усложнению,
а часто и разрушению взаимоотношений
между людьми, или даже к глубокому нравственному
конфликту внутри самой личности. Именно
поэтому в настоящее время проблема взаимопонимания
в межличностном общении является актуальной.
О взаимопонимании людьми друг друга можно говорить в различных смыслах, имея в виду совпадение, сходство или просто созвучие их взглядов на мир, их ценностных ориентаций, понимание индивидуальных особенностей друг друга, понимание или даже угадывание мотивов поведения и возможности вести себя так или иначе в какой-то конкретной ситуации, взаимопонимание как принятие исполняемых по отношению друг к другу ролей и т.д. Этим не исчерпывается всё многообразие смысловых значений, характеризующих сам термин «взаимопонимание». Если исходить из этимологического значения самого понятия взаимопонимания, то можно утверждать, что взаимопонимание – это такой случай понимания одного человека другим, когда оно носит взаимный, обоюдный характер.
Условием же такого взаимопонимания,
видимо, является не только понимание
другого человека, но и понимание
его отношения к себе или к
другим людям как к партнёрам
по общению и, наконец, понимание
самих отношений, складывающихся и
развивающихся между
Не менее важным условием взаимопонимания является принятие способов понимания партнёрами друг друга, их согласие во взглядах на их отношение друг к другу. Без выполнения названных условий вряд ли взаимопонимание будет достаточно глубоким и устойчивым. На то обстоятельство обращает внимание А.А. Бодалев: «Построив образ познаваемого человека на основе фиксирования характеристик его внешности, взаимодействующий с этим человеком субъект обычно не ограничивается таким знанием, он немедленно создаёт систему заключений об этом человеке, содержанием которых является констатация качеств, свидетельствующих о способностях человека или выражающих его отношение к различным сторонам действительности, а также говорящих об его определённой социально-групповой принадлежности».
Изучим механизмы
Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.
Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано, как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям:
предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнёра, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик.
Основной структурной единицей анализа межличностного общения является не отдельный человек, а взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Это означает, что каждый из участников общения существенным образом влияет на поведение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости. Обмениваясь сообщениями, собеседники приспосабливают их к конкретной ситуации общения; содержание полученной информации в значительной мере перерабатывается, деструктурируется в зависимости от неизбежно возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки.
Понятие «межличностное взаимодействие» подчеркивает активность общающихся, позволяя более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.
Взаимопонимание имеет место, когда двое или больше людей согласовывают свои реальности. Они в чем-то близки друг к другу, они согласны взаимодействовать, они договорились о способах общения, и они более или менее понимают друг друга.
Взаимопонимание обычно больше подсознательно, чем сознательно. Если вы посмотрите на двух людей, которые глубоко вовлечены в разговор, то вы заметите определенное сходство между ними, которого они скорее всего не осознают. Они, возможно, похоже сидят, делают похожие жесты в похожем ритме, говорят с похожими интонациями и темпом, дышат с похожей скоростью. Это самые заметные признаки взаимопонимания. Когда есть взаимопонимание, есть копирование. Язык тела в чем-то согласован. Собеседники чувствуют, что понимают друг друга, но не всегда могут объяснить почему, кроме того что второй собеседник «дельно говорит». Еще вы заметите, что два человека, которые не понимают друг друга или не ладят, не особенно копируют друг друга физически. Один из них наклонен вперед, другой назад, один говорит высоким голосом, другой низким, один делает жесты, а другой нет. И опять же, они скорее всего совсем не осознают этих различий.
В психологии выделяют следующие механизмы взаимопонимания в процессе общения:
идентификация
эмпатия
рефлексия
межличностная аттракция
казуальная атрибуция
стереотипизация.
Одним из самых простых способов понять иного человека является уподобление (идентификация) себя ему.
Понятие идентификации имеет достаточно долгую историю своего существования в социальной психологии. Это, однако, не свидетельствует о высокой степени проработанности проблемы. Несмотря на многочисленные попытки осмысления данного феномена, на сегодняшний день не существует единой концепции идентификации, равно как четкого и однозначного определения рассматриваемого понятия. Разногласия исследователей по поводу смысловой наполненности термина привели к тому, что его содержание понимается очень многозначно и неопределенно. Обратимся к понятию «идентификация», берущий название от средневекового латинского identifico (отождествляю), термин в социальной психологии традиционно обозначает процесс эмоционального и иного самоотождествления, установления связи личности с другим человеком, группой. Обзор существующих исследований идентификации показал, что чаще всего она рассматривается как:
Как правило, исследователи
идентификации в той или иной
мере затрагивают эмоциональный, когнитивный
и поведенческий аспекты
Эмпатния – способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его вместе со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Выделяют три уровня ее развития:
Таким образом, эмпатия - это воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу.
Рефлексия в проблеме понимания друг друга – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения «рефлексия» является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга. Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но осведомленность в том, как этот человек понимает тебя; это своеобразный удвоенный процесс взаимных зеркальных отражений, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в нем отражается твой внутренний мир.