Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 12:46, реферат
Человек - социальное существо, его жизнь и развитие невозможны вне общения и взаимодействия с другими людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как влияют друг на друга и как относятся друг к другу.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Механизмы взаимопонимания 5
2. Межличностное общение 7
3. Социальное влияние: внушаемость, конформизм,
нонконформизм, подчинение 16
4. Барьеры общения 18
5. Техника общения. методы предотвращения
коммуникативных барьеров 21
6. Основные правила предотвращения
конфликтов и некоторых барьеров общения 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Составляющей общения чаще всего служат барьеры плохого настроения. Здесь имеется в виду комплекс отрицательных эмоций, менее острых, чем горе или страдания, но, увы, чаще встречающихся.
Одними из главных источников отрицательных эмоций являются межличностные столкновения. Ссора, конфликт, конфронтация вызывают отрицательные эмоции у всех: и у тех, кто прав, и у тех, кто виноват, и у победителей, и у побежденных.
Барьер речи может возникать
из-за погрешностей в самом канале
передачи информации; это так называемое
фонетическое непонимание. Прежде всего,
оно возникает, когда участники
общения говорят на различных
языках и диалектах, имеют существенные
дефекты речи и дикции, искажённый
грамматический строй речи. Барьер
фонетического непонимания
Существует также
Позицию человека в общении во многом предопределяет весь его жизненный опыт. Часто, еще не начав разговор, человек бывает убежден в неправоте своего собеседника. Такой разговор конструктивным не назовешь. В основе его лежит установка, т.е. сформировавшаяся в человеке оценка, стереотип, готовность к определенному действию, отрицательные реакции, предубеждение.
Психологи утверждают, что установка есть у каждого человека. Ее формирование осуществляется независимо от сознания. Одному подсознательно несимпатичны толстые люди, другому худые не внушают доверия. Установка облегчает приспособление к различным жизненным обстоятельствам. Однажды выработанная, она представляет собою собственную шкалу ценностей. Разные люди имеют разные установки. Одни формируются легко и существуют длительное время или даже всю жизнь, другие характеризуются подвижностью, нарастанием или затуханием.
Общение приводит к контакту
с новыми людьми. И часто мы не
отдаем себе отчет о том, что наши
с ними взаимоотношения во многом
были предопределены первым впечатлением.
Это тоже эмоциональный барьер. И
хотя говорят, что первое впечатление
чаще всего ближе к истине, тем
не менее, оно нецеленаправленно, размыто
и часто просто ошибочно. Общение
определяется тем представлением о
партнере, которое складывается в
восприятии. Под восприятием в
социальной психологии понимается целостный
образ другого человека, формируемый
на основе оценки его внешнего вида
и поведения.
Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.
Прежде чем вступить в
общение с другим человеком, необходимо
определить свои интересы, соотнести
их с интересами партнёра по общению,
оценить его как личность, выбрать
наиболее подходящую технику и приёмы
общения. Затем, уже в процессе общения,
необходимо контролировать его ход
и результаты, уметь правильно
завершить акт общения, оставив
у партнёра благоприятное или
неблагоприятное впечатление о
себе и сделав так, чтобы в дальнейшем
у него возникло или не возникло
(если этого желания нет) стремление
продолжать общение.
Исследователи указывают – поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил.
1. Помните, что в конфликте
у человека доминирует не
2. Придерживайтесь
3. Осознайте значимость
разрешения конфликта для себя,
задав вопрос: «Что будет, если
выход не будет найден?» Это
позволит перенести центр
4. Если вы и ваш собеседник
раздражены и агрессивны, то необходимо
снизить внутреннее напряжение,
«выпустить пар». Но разрядиться
на окружающих – это не выход,
а выходка. Но если уж так
получилось, что потеряли контроль
над собой, попытайтесь
5. Ориентируйтесь на
6. Предложите собеседнику
встать на ваше место и
«Если бы вы были на моем месте,
то что бы вы сделали?» Это снимает
критический настрой и
7. Не преувеличивайте
свои заслуги и не
8. Не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию.
Независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушить отношения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной работе была рассмотрена проблема взаимопонимания в межличностном общении, которая уже несколько веков не только не теряет своей актуальности, но становится все более важной. Анализируя межличностное общение и возможности достижения в нем взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное общение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностного общения зависит от уровня достигнутого понимания. Отсутствие взаимопонимания в процессе общении приводит к усложнению, а часто и разрушению взаимоотношений между людьми.
Учитывая некоторые
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что уровень развития
механизмов понимания и способность преодоления
коммуникативных барьеров оказывают влияние
на взаимопонимание в межличностном общении.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК