Механизмы взаимопонимания (идентификация, эмпатия, рефлексия, казуальная атрибуция, стереотипизация). Конформизм и нонконформизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 12:46, реферат

Описание работы

Человек - социальное существо, его жизнь и развитие невозможны вне общения и взаимодействия с другими людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как влияют друг на друга и как относятся друг к другу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Механизмы взаимопонимания 5
2. Межличностное общение 7
3. Социальное влияние: внушаемость, конформизм,
нонконформизм, подчинение 16
4. Барьеры общения 18
5. Техника общения. методы предотвращения
коммуникативных барьеров 21
6. Основные правила предотвращения
конфликтов и некоторых барьеров общения 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Психология реферат.docx

— 51.82 Кб (Скачать файл)

Составляющей общения  чаще всего служат барьеры плохого  настроения. Здесь имеется в виду комплекс отрицательных эмоций, менее  острых, чем горе или страдания, но, увы, чаще встречающихся.

Одними из главных источников отрицательных эмоций являются межличностные  столкновения. Ссора, конфликт, конфронтация вызывают отрицательные эмоции у  всех: и у тех, кто прав, и у  тех, кто виноват, и у победителей, и у побежденных.

  1. Барьеры речи и языка

Барьер речи может возникать  из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники  общения говорят на различных  языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождает  также невыразительная быстрая  речь, речь-скороговорка и речь с  большим количеством звуков-паразитов.

Существует также семантический  барьер языка, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и слэнгов. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создаёт своё «поле значений», характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых.

  1. Барьеры установки

Позицию человека в общении  во многом предопределяет весь его  жизненный опыт. Часто, еще не начав  разговор, человек бывает убежден  в неправоте своего собеседника. Такой разговор конструктивным не назовешь. В основе его лежит установка, т.е. сформировавшаяся в человеке оценка, стереотип, готовность к определенному  действию, отрицательные реакции, предубеждение.

Психологи утверждают, что  установка есть у каждого человека. Ее формирование осуществляется независимо от сознания. Одному подсознательно несимпатичны толстые люди, другому худые не внушают доверия. Установка облегчает приспособление к различным жизненным обстоятельствам. Однажды выработанная, она представляет собою собственную шкалу ценностей. Разные люди имеют разные установки. Одни формируются легко и существуют длительное время или даже всю жизнь, другие характеризуются подвижностью, нарастанием или затуханием.

  1. Барьер первого впечатления

Общение приводит к контакту с новыми людьми. И часто мы не отдаем себе отчет о том, что наши с ними взаимоотношения во многом были предопределены первым впечатлением. Это тоже эмоциональный барьер. И  хотя говорят, что первое впечатление  чаще всего ближе к истине, тем  не менее, оно нецеленаправленно, размыто  и часто просто ошибочно. Общение  определяется тем представлением о  партнере, которое складывается в  восприятии. Под восприятием в  социальной психологии понимается целостный  образ другого человека, формируемый  на основе оценки его внешнего вида и поведения. 

 

  1. ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ. МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ

Техника общения – это  способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.

Прежде чем вступить в  общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести  их с интересами партнёра по общению, оценить его как личность, выбрать  наиболее подходящую технику и приёмы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход  и результаты, уметь правильно  завершить акт общения, оставив  у партнёра благоприятное или  неблагоприятное впечатление о  себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение. 

  1. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТОВ И НЕКОТОРЫХ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ

Исследователи указывают  – поскольку конфликты часто  порождают такое эмоциональное  состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески  к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь  следующих правил.

1. Помните, что в конфликте  у человека доминирует не разум,  а эмоции, что ведет к аффекту,  когда сознание просто отключается,  и человек не отвечает за  свои слова и поступки.

2. Придерживайтесь многоальтернативного  подхода и, настаивая на своем  предложении, не отвергайте предложение  партнера, задав себе вопрос: «Разве  я никогда не ошибаюсь?» Постарайтесь  взять оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь  они принесут в ближайшее время  и потом.

3. Осознайте значимость  разрешения конфликта для себя, задав вопрос: «Что будет, если  выход не будет найден?» Это  позволит перенести центр тяжести  с отношений на проблему.

4. Если вы и ваш собеседник  раздражены и агрессивны, то необходимо  снизить внутреннее напряжение, «выпустить пар». Но разрядиться  на окружающих – это не выход,  а выходка. Но если уж так  получилось, что потеряли контроль  над собой, попытайтесь сделать  единственное: замолчите сами, а  не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных  эмоциональных состояний партнера.

5. Ориентируйтесь на положительное,  лучшее в человеке. Тогда вы  обязываете и его быть лучше.

6. Предложите собеседнику  встать на ваше место и спросите:

«Если бы вы были на моем месте, то что бы вы сделали?» Это снимает  критический настрой и переключает  собеседника с эмоций на осмысление ситуации.

7. Не преувеличивайте  свои заслуги и не демонстрируйте  знаки превосходства.

8. Не обвиняйте и не  приписывайте только партнеру  ответственность за возникшую  ситуацию.

Независимо от результатов  разрешения противоречий старайтесь не разрушить отношения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в данной работе была рассмотрена проблема взаимопонимания в межличностном общении, которая уже несколько веков не только не теряет своей актуальности, но становится все более важной. Анализируя межличностное общение и возможности достижения в нем взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное общение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностного общения зависит от уровня достигнутого понимания. Отсутствие взаимопонимания в процессе общении приводит к усложнению, а часто и разрушению взаимоотношений между людьми.

Учитывая некоторые особенности  механизмов восприятия и познания, человек способен повысить уровень  взаимопонимания в различных  жизненных ситуациях общения, что  значительно повышает шансы к  сохранению стабильности в отношениях между людьми. Вместе с тем нужно  отметить, что даже в стабильных отношениях зачастую возникают различные  конфликты, столкновения взглядов и  тому подобное. Умение преодолевать барьеры, ведущие к непониманию и, как  следствие, к конфликтам, является необходимым  шагом к сохранению и улучшению  взаимоотношений.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что уровень развития механизмов понимания и способность преодоления коммуникативных барьеров оказывают влияние на взаимопонимание в межличностном общении. 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для вузов, М.: Академия, 2001 г.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: 1997 г.
  3. Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие для вузов, М.: Академия, 2004.
  4. Конфликтология: Учебник для вузов / В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и др.; под ред.проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.
  5. Столяренко Л.Д., Психология: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2008.

 


Информация о работе Механизмы взаимопонимания (идентификация, эмпатия, рефлексия, казуальная атрибуция, стереотипизация). Конформизм и нонконформизм