Механизмы взаимопонимания (идентификация, эмпатия, рефлексия, казуальная атрибуция, стереотипизация). Конформизм и нонконформизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 12:46, реферат

Описание работы

Человек - социальное существо, его жизнь и развитие невозможны вне общения и взаимодействия с другими людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как влияют друг на друга и как относятся друг к другу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Механизмы взаимопонимания 5
2. Межличностное общение 7
3. Социальное влияние: внушаемость, конформизм,
нонконформизм, подчинение 16
4. Барьеры общения 18
5. Техника общения. методы предотвращения
коммуникативных барьеров 21
6. Основные правила предотвращения
конфликтов и некоторых барьеров общения 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Психология реферат.docx

— 51.82 Кб (Скачать файл)

 

    1. Межличностная аттракция

Еще одним механизмом понимания  в общении является межличностная  аттракция. Слово «аттракция» обозначает буквально притяжение, влечение.

Аттракция – это процесс  формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции – как формирование эмоционально-оценочных представлений друг о друге, о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных), как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента. В социальной психологии понятие межличностной аттракции определяют как когнитивный (познавательный) компонент эмоционального отношения к другому человеку, или как некоторую социальную установку, или, наконец, как эмоциональный компонент межличностного восприятия.

Психология аттракции охватывает:

    • потребности субъекта, побуждающие его выбирать того или иного партнера;
    • свойства объекта (партнера), стимулирующие интерес или симпатию к нему;
    • особенности процесса взаимодействия, благоприятствующие возникновению и развитию диадических (парных) отношений;
    • объективные условия такого взаимодействия (например, принадлежность к общему кругу общения).

 

    1. Каузальная атрибуция

Важное значение для более  глубокого понимания того, как  люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Это объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Оно касается как внутренних причин (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности), так и внешних (влияние внешних ситуаций).

Можно выделить следующие  критерии анализа поведения:

      • Постоянное поведение: в сходных ситуациях поведение однотипно;
      • Отличающееся поведение: в других случаях поведение проявляется иначе;
      • Обычное поведение: в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей.

Когнитивный психолог Келли  показал, что постоянное, мало чем  отличающееся поведение, да еще и  необычное, объясняется внутренними  причинами, спецификой личности и характера  человека («Таким он уродился»).

Если в похожих ситуациях  человек демонстрирует постоянство, а в иных его поведение отличается, к тому же оно обычное (т.е. как  и у других людей в таких  же ситуациях), то такое поведение люди склонны объяснять внешними причинами («В этой ситуации так вынужден себя вести»).

Фриц Хайдер, автор теории атрибуции, проанализировал «психологию здравого смысла», посредством которой человек объясняет повседневные события. Ученый считает, что люди чаще всего дают разумные интерпретации, но склонны приходить к заключению, будто намерения и диспозиции другого человека соответствуют их действиям.

Процессы каузальной атрибуции  подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

    1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.
    2. Если поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного.
    3. Неверное объяснение поступков людей происходит в том случае, когда есть много различных, но близких возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.
    4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других. Она также сказывается в том, что человек полагает, будто поведение соответствует диспозициям. Поступки других людей мы склонны объяснять их индивидуальными особенностями личности и характера («Это человек со сложным характером»), а свои собственные – как зависящее от ситуации («В этой ситуации невозможно было вести себя иначе, а вообще я совсем не такой»). Таким образом, люди интерпретируют свое собственное поведение ситуативно («Я не виноват, уж такая сложилась ситуация»), но считают, что другие сами ответственны за свое поведение.

Ошибка атрибуции происходит еще и потому, что в центре нашего внимания находится та личность, за чьим поведением мы наблюдаем, а ситуация остается в целом относительно незаметной. Когда мы действуем сами, наше внимание направлено на то, на что мы реагируем, и ситуация проявляется отчетливее.

    1. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Согласно мировоззрению представителей Запада, люди, а не ситуация являются причиной событий. Но жители Индии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение, принимая в расчет  диспозиции, скорее они придадут большее значение ситуации.

Сегодня среди исследователей межличностного восприятия существует мнение, что открытие явления каузальной атрибуции означает важнейший шаг по пути развития знаний о процессах межличностного восприятия.

 

    1. Стерео типизация

На восприятие людей влияют стереотипы. Это привычные, упрощенные представления о других группах  людей, о которых мы располагаем  скудной информацией.

Впервые термин «социальный  стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 г., и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле слова стереотип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным “сокращением” при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл.

Под социальным стереотипом  понимается устойчивый образ или  представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Наиболее известны этнические стереотипы – образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности  и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев).

Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию  упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения (например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека).

Как правило, стереотип возникает  на основе достаточно ограниченного  прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип  возникает относительно групповой  принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда  ярко выраженные профессиональные черты  у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются  как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры – педанты» и т.д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Стерео типизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям:

    • К определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания.
    • К возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.

Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно  взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.

 

  1. СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ: ВНУШАЕМОСТЬ, КОНФОРМИЗМ, НОНКОНФОРМИЗМ, ПОДЧИНЕНИЕ

Социальное влияние имеет  место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ  человека на некую проблему более  сближается с ответом другого, чем  с собственным первоначальным, т.е. поведение одного человека становится подобно поведению других людей.

В связи с проблемой  социального влияния следует  различать понятия конформности и внушаемости.

Конформность – это подверженность человека групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.

Внушаемость – непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам  не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).

Исследования показали, что  внушаемость и конформизм в той  или иной степени присущи каждому  человеку с детства и до конца  жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы и пр.

В чем причина конформности? С точки зрения информационного подхода

(Фестингер) современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнение других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддается групповому давлению потому, что хочет обладать более точным образом реальности (большинство не может ошибаться). С точки зрения гипотезы «нормативного влияния» он идет на это потому, что хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе, избежать конфликтов и санкций за отклонение от принятой нормы, поддержать свое дальнейшее взаимодействие с группой.

Чрезмерный конформизм –  явление психологически пагубное. Тогда  человек, как «флюгер», следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих руках, либо реализует себя в качестве лицемерного приспособленца.

Положительное значение конформизма  состоит в том, что он выступает  механизмом сплочения человеческих групп, человеческого общества и  механизмом передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образов  поведения, установок.

Нонконформизм выступает  как опровержение человеком мнения большинства, протест против подчинения, как кажущаяся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для поведения человека. Конформизм и нонконформизм – родственные свойства личности: положительной или отрицательной подчиненности влияниям на личность со стороны группы, но именно подчиненности. Поэтому поведением нонконформиста так же легко управлять, как и конформиста.

 

  1. БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ

В процессе межличностного общения иногда возникают барьеры, которые препятствуют взаимопониманию. Под барьерами общения подразумевают  те многочисленные факторы, которые  служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению  часто разные, в нередко и противоположные  желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие.

Психологические барьеры  в общении возникают незаметно  и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно  воспринимаются окружающими. Человек  перестает ощущать неверность своего поведения и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы.

Выделим основные барьеры  общения:

  1. Барьер отрицательных эмоций

Эмоции вообще – это  субъективные реакции человека на воздействие  внешних и внутренних раздражителей. Они проявляются в чувствах удовольствия или неудовольствия, радости и  страха, расслабления и напряжения и т.п. Эмоции принято делить на положительные  и отрицательные. Соответственно человек  стремится испытать положительные  эмоции и избежать отрицательных. Основной причиной отрицательных эмоций являются чувство неудовлетворения, межличностные  конфликты, стрессы.

К числу барьеров отрицательных  эмоций следует отнести и барьеры  страха, стыда и вины. Все эти  комплексы отрицательных эмоций – плохие переменные разговора. Субъективно-личностная их окраска может подпитываться  стереотипами поведения, воспитания, установки, мотива, а также особенностями  патопсихологии отдельных личностей. В последнем случае носители этих качеств должны быть скорее объектами  психиатра и психотерапевта.

Информация о работе Механизмы взаимопонимания (идентификация, эмпатия, рефлексия, казуальная атрибуция, стереотипизация). Конформизм и нонконформизм