Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:17, контрольная работа
Актуальность данной проблемы связана, прежде всего, с возросшими требованиями к уровню психологической включенности работника в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Социально контактная часть любой организации представляет собой сложную систему компонентов, выражающихся в первую очередь в формировании социально-психологического климата коллектива. Эффективное выполнение трудовых функций зависит не только от выполнения организационно-производственных условий, но и от межличностных отношений, которые оказывают значительное влияние на самочувствие и результаты труда человека.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие психологического климата в коллективе…………………………….5
2. Факторы, определяющие состояние психологического климата в коллективе…………………………………………………………………………7
3. Методы диагностики психологического климата в коллективе……………13
4. Социально- психологическая совместимость……………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников……………………………………………23
- формирование
рекомендаций по дальнейшей
3. Аналитический этап. Обобщение и анализ итоговых результатов.
Формулируются выводы и рекомендации по следующим направлениям:
1. Обладает ли организация (подразделение) достаточным социально-психологическим ресурсом для изменений и достижения поставленных целей;
2. Какими ограничениями
и потенциалом для эффективной
индивидуальной и групповой
3. Какие социально-
4. При каких
условиях потенциал коллектива
будет реализовываться в
5. Как и в
каких направлениях необходимо
разрабатывать систему управлен
4 Итоговый этап. - Подведение итогов диагностики.
- Обсуждение
с руководством программ
К наиболее распространенным методам диагностики психологического климата в коллективе относят следующие методики:
- Методика «Климатический круг»;
- «Экспресс-Методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе;
- Методика оценки делового, творческого и производственного климата в коллективе по 18 качествам;
- Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру) ;
- Социометрия.
Также следует отметить, что при диагностике психологического климата в коллективе целесообразно использовать дополнительные методики, которые позволяют не только определить характер психологического климата в коллективе, но также выявить причины различных отклонений от благоприятного климата. К таким методикам можно отнести: тест «Сфера конфликтности», методику оценки уровня развития группы «Пульсар»; методику В. П. Захарова определения стиля руководства трудовым коллективом и многие другие.10
4. Социально- психологическая совместимость
Психологическая совместимость - проявление тех или иных свойств отдельных членов группы, от которого зависит успешное выполнение групповой деятельности.
Наиболее остро проблема психологической совместимости возникает в малых группах.
Психологическая совместимость конкретной группы определяется характером выполняемой деятельности. При этом разные виды деятельности требуют совместимости по разным свойствам: одни — по физическим (физическая сила), другие — по психофизиологическим (подвижность нервных процессов и т. п.), третьи— по эмоционально-волевым (уровень эмоциональной устойчивости и др.), четвертые— по социально-психологическим (напр., такие черты характера, как общительность, чуткость и др.).
Социально-психологическая совместимость включает общность целевых установок у членов группы, общность их ценностных ориентации, отношения к деятельности и товарищам, мотивации поступков, а также особенности психологического склада.
Под психофизиологической
совместимостью следует понимать совместимость
по уровню физического и психомоторного
развития, одинаковое проявление основных
психических процессов и
При этом понятие совместимости означает не обязательно сходство тех или иных качеств, а их соответствие друг другу у различных членов группы. Вид соответствия определяется конкретным видом групповой деятельности.
Психофизиологическая совместимость особенно важна для тех операторских групп, которые работают в рамках единого сенсомоторного поля и в отсутствие непосредственного контакта друг с другом. В этих условиях для операторов особенно важно обладать свойством антиципации, иметь способность к вероятностному прогнозированию действий друг друга, понимать один другого в условиях опосредствованного контакта.
Для исследования
социально-психологической
Противоположным понятию психологической совметимости является психологическая несовместимость. Для любой малой группы — это не только различие ценностных установок, отсутствие дружеских связей, неуважение или неприязнь людей друг к другу.
Все это отрицательно влияет на сработанность группы.
Заключение
Итак, психологический климат – это состояние межличностных и групповых связей в коллективе, отражающее деловой настрой, трудовую мотивацию и степень социального оптимизма персонала организации. Нормальная атмосфера этих отношений позволяет каждому работнику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к совместной работе, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом.
Психологический климат выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода: стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие. Это суммарный эффект от многих факторов, влияющих на персонал организации и в конечном счете определяющих стремление работников к полезной деятельности, творческой инициативе, сотрудничеству и сплоченности с другими. Психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности персонала различными факторами жизнедеятельности коллектива.
Сплоченность, как устойчивость структуры группы, ее способность оказывать сопротивление силам, направленным на ослабление или разрыв межличностных связей, трактуется как «такое состояние группы, к которому она приходит в результате возрастания взаимодействий между членами группы, причем, чем больше частота взаимодействия между членами группы, тем больше степень их симпатий друг к другу, выше уровень сплоченности, и наоборот».
Такие формулировки весьма типичны для многих руководств по социальной психологии. В этих руководствах описано множество приемов для получения коэффициентов сплоченности. Сравнивая коэффициенты, психологи стремятся извлечь определенную информацию об особенностях протекания процессов внутригруппового развития. В большинстве своем методики опираются на гипотезу о том, что между количеством, частотой и интенсивностью коммуникаций в группе и ее сплоченностью существует прямая связь, поэтому количество и сила взаимных положительных или отрицательных выборов свидетельствует о сплоченности.
Совместимость – одно из важнейших условий групповой сплоченности и эффективности.
Применение психологических знаний в управлении можно существенно повысить эффективность и надежность самых разнообразных решений, связанных с совершенствованием организационной деятельности, с формированием команд.
При решении
вопросов о психологической
Рабочая среда оказывает мощное влияние на работников, поэтому необходимо создавать благоприятные условия для членов команды. Команду составляют люди с разными ценностями и пристрастиями. И объединяет их не только единые цели, но и общие эмоции. Высокая степень взаимной поддержки также влияет на психологическую совместимость людей.
Список использованных источников
2. Абалкин Л. И. Менеджмент: Учебник. - М.: Финстатинформ, 2011. – 548 с.
3. Адамчук В.В. Экономика труда. Учеб. для студентов вузов. - М.: Финстатинформ, 2009. - 450 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 378 с.
5. Андриенко Е. В. Социальная психология. – М.:Издательский центр «Академия», 2011. – 264 с.
6. Бабынина Л.С.
Вознаграждение персонала:
7. Базаров Т.
Ю., Еремин Б. Л. Управление
8. Бойдаченко
П. Г. Служба управления
9. Бодалев А.
А. Личность и общение:
10. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Знание, 2010. - 173 с.
11. Геберт Д. Организационная психология. Человек и организация. – М.: Гуманитарный центр, 2011. – 622 с.
12. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М.: Норма, 2011. – 388 с.
13. Григорьева
М. В. Психология труда:
14. Дафт Р.
Организации. Учебник для
15. Дафт Р.
Организации. Учебник для
16. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2009. — 720 с.
17. Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учебное пособие. - СПб.: Северо-Запад, 2009. - 346 с.
18. Джуэлл Л.
Индустриально-организационная
19. Донцов А. И. Социальная психология: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 2011. – 234 с.
20. Душков Б.
А. Психология труда,
21. Жуков Е. Ф. Общая теория управления. - М.: Инфра – М, 2011. – 634 с.
22. Занковский
А. Н. Организационная
23. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. — М.: Логос, 2011. - 384 с.
24. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2011. – 560 c.
25. Игнацкая М. А. Психология управления и организационное поведение. – М.: Академия, 2011. – 400 с.
26. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2011. - 500 с.
27. Кирхлер Э. Мотивация в организациях. – М.: Гуманитарный центр, 2011. – 168 с.
28. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2009. — 464 с.
1 Донцов А. И. Социальная психология: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 2011. – С.49.
2 Андриенко Е. В. Социальная психология. – М.:Издательский центр «Академия», 2011. – С.84.
3 Донцов А. И. Социальная психология: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 2011. – С.108.
4 Андриенко Е. В. Социальная психология. – М.:Издательский центр «Академия», 2011. – С.97.
5 Донцов А. И. Социальная психология: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 2011. – С.68.
6 Андриенко Е. В. Социальная психология. – М.:Издательский центр «Академия», 2011. – С.19.
7 Душков Б. А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. – М.: Академия, 2009. – С.58.
8 Андриенко Е. В. Социальная психология. – М.:Издательский центр «Академия», 2011. – С.98.
9 Донцов А. И. Социальная психология: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 2011. – С.105.
10 Душков Б. А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. – М.: Академия, 2009. – С.58.
11 Душков Б. А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. – М.: Академия, 2009. – С.58.
Информация о работе Методы диагностики психологического климата в коллективе