Методы иследования в возрастной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов в возрастной психологии.
Задачи курсовой работы
Рассмотреть методы наблюдение в возрастной психологии
Охарактеризовать экспериментальный метод в возрастной психологии.
Рассказать особенности методов сбора, анализа высказываний и продуктов деятельности
Описать сравнительные методы исследования в возрастной психологии.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….….3
Основные методы исследования……………………………………...…....6
Наблюдение………………………….……………………………..…....6
Экспериментальный метод исследования……………………………11
Вспомогательные методы исследования…………………………..……..15
Методы сбора, анализа высказываний и продуктов деятельности..15
Сравнительные методы исследования………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………….…26
Глоссарий
Приложение

Файлы: 1 файл

методы иследования в возрастной психологии.docx

— 119.80 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Балаковский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Психология развития и возрастная психология

Тема

Методы исследования в возрастной психологии

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

Введение  …………………………………………………………………….….3

  1. Основные методы исследования……………………………………...…....6
    1. Наблюдение………………………….……………………………..…....6
    2. Экспериментальный метод исследования……………………………11
  2. Вспомогательные методы исследования…………………………..……..15
    1. Методы сбора, анализа высказываний и продуктов деятельности..15
    2. Сравнительные методы исследования………………………………...21

Заключение……………………………………………………………………..24

Список литературы………………………………………………………….…26

Глоссарий

Приложение

Введение

Возрастная  психология — это отрасль психологической  науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Объект  изучения возрастной психологии —  развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Выделены  следующие разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология под ростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология).

Ключевое  понятие возрастной психологии —  понятие «развитие». Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Развити е психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Задачи  возрастной психологии направлены на раскрытие психологического содержания последовательных этапов онтогенеза и  учета влияния на это развитие культурно-исторических, этнических, социально-экономических, а также различных биологических  факторов. К числу важнейших практических задач относится создание современной  методической базы для управления процессами продуктивного обучения и воспитания, для организации системы эффективной  психологической помощи на протяжении всего жизненного пути человека.

Междисциплинарные связи возрастной психологии обширны: с одной стороны, это различные  направления современной психологии, с другой- науки, изучающие человека. Возрастная психология постоянно расширяет свое предметное содержание за счет привлечения научного знания, полученного в естественных науках и социальных дисциплинах, при этом сама оказывает на их развитие существенное влияние. Так, детская психиатрия помогает понять специфические механизмы нарушений психического развития ребенка, а специалисты по возрастной психологии участвуют в организации психологической помощи и поддержки больных и членов их семей. Науки психологического цикла наиболее тесно связаны с возрастной психологией. Общая психология позволяет лучше понять особенности функционирования и развития памяти, мышления, чувств ит.д. на разных возрастных этапах. Педагогическая психология реализует рекомендации и выводы возрастной психологии в стратегиях обучения и воспитания.

Тема  данной курсовой работы – «Методы исследования в возрастной психологии». Актуальность данной тематики обусловлена тем, что возрастная психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Существует множество классификаций  (приложение 1), в данной курсовой работе эти методы будут рассмотрены по И.В. Шаповаленко. Основными методами исследования в возрастной психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Помимо этих основных методов, которые получают в психологии специфическое выражение в соответствии с особенностями ее предмета, в психологии пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов в возрастной психологии.

Задачи  курсовой работы

Рассмотреть методы наблюдение в возрастной психологии

Охарактеризовать  экспериментальный метод в возрастной психологии.

Рассказать  особенности методов сбора, анализа высказываний и продуктов деятельности

Описать сравнительные методы исследования в возрастной психологии.

Объектом  исследования является возрастная психология

Предметом исследования в курсовой работе является методы исследования в возрастной психологии.

Основная  часть

1. Основные методы исследования

 

1.1 Наблюдение

 

Основные  исследовательские методы психологии развития и возрастной психологии — это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени.

На начальном  этапе развития детской психологии (во второй половине XIX — начале XX в.) это был прежде всего метод наблюдения. Исследователи (среди которых биологи и психологи Т. Тидеман, И. Тэн, Ч. Дарвин, В. Прейер) прослеживали индивидуальное развитие собственных детей, стремились фиксировать реальный ход детского развития в естественных условиях.

М.Я. Басов  рассматривал объективное наблюдение как основной метод детской психологии. В 1924 г. он предложил специальную методику психологического наблюдения за детьми, направленную против субъективизма в описании поведения. Им была составлена специальная схема, в которой были соотнесены особенности психических функций (двигательной сферы, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, сферы чувств, волевых процессов) детей дошкольного возраста и поведенческие моменты, в которых эти особенности, как правило, проявляются. Например, утомляемость (работоспособность) предлагалось оценивать по длительности того усилия, которое обычно прикладывает ребенок при достижении цели, настойчивости или же большей характерности порыва, одномоментного усилия. При оценке сферы чувств Басов выделял признаки, доступные объективной регистрации, а именно: легкость возбуждения; устойчивость; обилие или бедность внешних проявлений. Существовали научные учреждения, где этот метод наблюдения был основным.

Так, Н.М. Щелованов в Ленинграде в 1920-х  гг. организовал клинику нормального развития детей 

1. Круглосуточное наблюдение специалистов за поведением детей позволило выявить и описать особенности развития ребенка на первом году жизни (появление комплекса оживления, становления хватания и ходьбы).

Шаповаленко И.В. говорит о трудностях использования метода объективного наблюдения. Этот метод чрезвычайно трудоемкий, занимает большое количество времени, пассивен, предусматривает необходимость психологической образованности наблюдателя, предполагает высокаую вероятность пропуска психологических фактов, если они новые или слиты со множеством попутных явлений. Также существует опасность субъективности при сборе и обработке данных, при интерпретации результатов; невозможность проверки; ограниченное использование математических методов обработки данных. В процессе наблюдения исследователь фиксирует только внешние проявления поведения ребенка, симптомы (действия с предметами, высказывания), а интересуют его скрывающиеся за ними психические процессы, состояния, о которых он может строить только догадки, предположения. Наблюдатель должен быть весьма осторожен в выводах и принимать во внимание то обстоятельство, что у испытуемого в ходе какой-либо деятельности может сложиться особая мотивация, способная оказать значимое влияние на результат.

В работе В.И. Ленина «Об условиях надежности психологического эксперимента» (1941)2 было показано, что младшие и старшие дети, решая на первый взгляд одинаковые задачи, на самом деле понимают их по-разному. При предъявлении интеллектуальной задачи, типа келлеровской, дошкольники действительно, не мудрствуя лукаво, пытаются достать удаленный предмет с помощью палочки. А старшие дети 7—12 лет как будто не в состоянии решить задачу, они даже не пытаются использовать палку, находящуюся в поле зрения. Оказывается, они для себя переформулировали задачу, усложнили ее, ибо очевидный способ показался им слишком легким.

Наблюдение  может быть организовано как сплошное и выборочное. Сплошное наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка в течение длительного времени и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких детей. Не исключена при этом определенная избирательность: новизна, значимость качеств и возможностей ребенка выступают как критерии отбора при записи наблюдений (как в дневнике психолога B.C. Мухиной «Близнецы»)3. При выборочном наблюдении фиксируется какая-либо сторона поведения ребенка или поведение в определенных ситуациях, в определенные промежутки времени (так, Ч. Дарвин наблюдал за выражением эмоций сына, лингвист А.Н. Гвоздев записывал речевые проявления сына в течение первых 8 лет жизни). Ценность метода наблюдения состоит в том, что не существует возрастных ограничений для испытуемых; длительное прослеживание жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты — так были получены знания о критических периодах и переходах в развитии.

Как научный, объективный, метод наблюдения предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Наблюдение как научный метод исследования не должно быть сведено к простой регистрации фактов, его основная цель — научное объяснение причин того или иного явления. Необходимые условия научного наблюдения: постановка цели; разработка плана; выбор объекта и ситуации наблюдения; поддержание естественных условий жизни; невмешательство в деятельность испытуемого; объективность и систематичность наблюдений; разработанность способов фиксации результатов.

Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе. Однако иногда он используется и как один из основных. Так, при изучении качеств матери, необходимых для психического развития ребенка раннего возраста, использован метод «открытого наблюдения со скрытыми целями». Ситуации взаимодействия матери и ребенка в возрасте от одного года до двух лет (предметная игра, чтение книжки) были выделены как наиболее адекватная модель для изучения отношений матери к ребенку. Предметом систематического наблюдения, развернутой фиксации и анализа стала система взаимоотношений матери с ребенком и качества матери как субъекта общения с ребенком и субъекта обучения его предметной деятельности.

В процессе наблюдения исследователь фиксирует  только внешние проявления поведения  ребенка, симптомы (действия с предметами, высказывания), а интересуют его  скрывающиеся за ними психические процессы, состояния, о которых он может  строить только догадки, предположения. Наблюдатель должен быть весьма осторожен  в выводах и принимать во внимание то обстоятельство, что у испытуемого  в ходе какой-либо деятельности может  сложиться особая мотивация, способная  оказать значимое влияние на результат.

Гамезо  М.В. и Петрова Е.А. представляют основные требования к методу психологического наблюдения:

1. Наблюдение  должно иметь конкретную цель. Чем точнее цели наблюдения, тем  легче регистрировать результаты  и делать достоверные заключения.

2. Наблюдение  должно проходить по заранее  выработанному плану. Если речь  идет о деятельности наблюдаемого, то требуется заранее составить  вопросник — что нас интересует  в этой деятельности. Результаты  подробно фиксируются (записями, фото, звукозаписями и т.п.).

3. Количество  исследуемых признаков должно  быть минимальным, и они должны  быть точно определены. Чем точнее  и детальнее сформулированы вопросы  об исследуемых признаках и  чем вернее определены критерии  их оценок, тем большую научную  ценность имеют получаемые сведения.

4. Психолого-педагогические  явления следует наблюдать в  естественных условиях. Если, например, объектом исследования является  учебная работа детей на уроке,  то рекомендуется выбирать второй, третий и четвертый уроки, так  как на последних дает о  себе знать усталость, а во  время первого урока — некоторая  сонливость. Нежелательно наблюдать  эффективность учебной деятельности  в конце учебной четверти, так  как у школьников могут появляться  признаки переутомления.

5. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сравниваемыми: с  применением одинаковых критериев;  с сопоставлением данных, полученных  через равные промежутки времени;  в одних и тех же оценках  и т.д.

6. Наблюдатель  должен заранее знать, какие  ошибки могут иметь место при  наблюдении, и предупреждать их4.

Психологи говорят о ограниченности использования метода наблюдения, она связана с несколькими причинами. Во-первых, слитность в поведении человека социальных, физических, физиологических, и психологических процессов затрудняет понимание каждого из них в отдельности и препятствует вычленению главного, существенного. Во-вторых, наблюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить, мог бы испытуемый выполнить то или иное действие лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал. Ведь при наблюдении психолог не должен вносить коррективы в изучаемое явление. В-третьих, при наблюдении невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изменений. В-четвертых, наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления. В детской психологии процесс наблюдения осложняется еще и тем, что любая регистрирующая аппаратура влияет на естественность поведения ребенка, поэтому анализ и обобщение данных затруднены (именно поэтому отдельным вопросом встает необходимость разработки и использования скрытой аппаратуры, подобной знаменитому "зеркалу Гезелла"). Здесь отчетливее всего обнаруживается серьезный недостаток метода: трудно преодолимая субъективность. Так как в психологии подвергается изучению и само наблюдение, было установлено, что оно в большой степени зависит от личности наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей, установок и отношения к наблюдаемому, а также от его наблюдательности и внимательности. Чтобы сделать результаты наблюдения более достоверными и устойчивыми, приходится использовать не одного, а нескольких исследователей для наблюдения за одним и тем же явлением, что снижает экономичность метода. Наконец, в-пятых, наблюдение никогда не может быть единичным фактом, оно должно вестись систематично, с повторяемостью и большой выборкой испытуемых.

Информация о работе Методы иследования в возрастной психологии