Методы иследования в возрастной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов в возрастной психологии.
Задачи курсовой работы
Рассмотреть методы наблюдение в возрастной психологии
Охарактеризовать экспериментальный метод в возрастной психологии.
Рассказать особенности методов сбора, анализа высказываний и продуктов деятельности
Описать сравнительные методы исследования в возрастной психологии.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….….3
Основные методы исследования……………………………………...…....6
Наблюдение………………………….……………………………..…....6
Экспериментальный метод исследования……………………………11
Вспомогательные методы исследования…………………………..……..15
Методы сбора, анализа высказываний и продуктов деятельности..15
Сравнительные методы исследования………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………….…26
Глоссарий
Приложение

Файлы: 1 файл

методы иследования в возрастной психологии.docx

— 119.80 Кб (Скачать файл)

Тестирование — это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Существуют три основные сферы тестирования: а) образование — в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ; б) профессиональная подготовка и отбор — в связи с темпом роста и усложнением производства; в) психологическое консультирование — в связи с ускорением социодинамических процессов10.

Наиболее распространенными стали  тесты интеллекта, тесты способностей и тесты достижений, профессионализированные  тесты, тесты личности и т.д. Нужно  отметить, что в настоящее время  не только многие взрослые методики адаптированы к возможностям детского и подросткового  возраста (существуют "детский" ТАТ - CAT, детские и подростковые варианты тестов М. Люшера и С. Розенцвейга), но также созданы специальные возрастнонаправленные  методики (детский тест Векслера, тесты готовности к школе, тест межличностного общения Р. Жиля, различные детские проективные рисуночные тесты).

При использовании тестовых методик  необходимо всегда помнить, что они  дают результаты, характеризующие актуальный уровень развития психики и личности индивида на момент проведения исследований. Достижение объективности в психологических  исследованиях возможно на основе комплексного использования перечисленных методов, адекватного подбора батареи  методических процедур.

В исследованиях  развития часто используются тесты  интеллекта. Обычно они оперируют вопросами и проблемами, связанными с оценкой коэффициента интеллекта индивида (70 баллов — приблизительного уровня текущего интеллектуального функционирования). Кроме того, в контексте развития иногда используются методики оценки личности. Личностное тестирование детей часто принимает форму опросных листов, заполняемых их родителями или опекунами. Упражнения на словесные ассоциации и тесты незаконченных предложений могут даваться непосредственно детям. Так, детей можно попросить завершить некую мысль, например: «Мой отец всегда...».

При изучении проблем развития применяются иногда и «проективные» тесты. В этом случае детям предъявляются рисунки, допускающие разнообразные толкования, и им предлагается проинтерпретировать  их, продемонстрировать на них какую-либо реакцию, проанализировать рисунки  или расположить их в определенном порядке, чтобы получился некий  связный рассказ. Предполагается, что  в ходе ответа дети будут проецировать на картинку свои мысли, чувства и  установки, например, в одном исследовании четырехлетние дети участвовали  в игре, называющейся «медвежий пикник». Экспериментатор рассказывал несколько  истории о семье плюшевых медвежат. Затем ребенку давали в руки одного медвежонка и предлагали закончить рассказ (Mueller, Tingley, 1990,).

Следующие правила необходимо всегда помнить при интерпретации результатов  психологического тестирования. Во-первых, тесты должны быть падежными: баллы, получаемые разными испытуемыми, должны быть сопоставимы. Во-вторых, тесты должны обладать валидностью: т. е. они должны на самом деле измерять то, для измерения чего они предназначены. В-третьих, лучшие психологические тесты являются стандартизованными, т. е. они применялись на репрезентативных выборках людей, в процессе чего были выработаны нормы, с которыми теперь могут сравниваться ответы индивидов. Стандартизация также подразумевает предоставление инструкций и процедур, позволяющих каждый раз проводить тест в единообразной форме11.

В системе методов психологического исследования существенное место занимает изучение продуктов деятельности, или, точнее, изучение психических особенностей на основании продуктов деятельности.

Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники).

Анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества) используется в самых разнообразных целях.

Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки семьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животного) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей и детей, и взрослых. Важно подчеркнуть, что иногда для правильной интерпретации рисунка необходимо наблюдение за процессом его создания. Кроме того, одни и те же внешние признаки — симптомы — в работах испытуемых разных психологических возрастов могут быть расценены по-разному12.

Социометрические  методики дают дополнительную информацию о характере взаимоотношений, складывающихся между членами группы, — в детском саду, школьном классе, рабочем коллективе. Показатели наличия и количества «лидеров», «звезд» и «изгоев», взаимности выборов, сплоченности группы, используемые при составлении социограммы, представляют «картину» взаимоотношений, однако не раскрывают причин сложившейся ситуации.

Таким образом все эти методы позволяют не только выявить индивидуально-психологические  особенности личности: интересы, вкусы, отношение к людям, себе, но и эмоциональные, познавательные и личностные особенности  и детей, и взрослых.

 

2.2. Сравнительные методы исследования

 

Сравнительные методы исследования очень значимы для психологии развития, среди них — близнецовый, сравнение нормы и патологии, кросс-культурный, биографический.

Познанию психических особенностей ребенка помогает биографический метод-собирание и анализ данных на жизненном пути личности. Зная основные вехи жизни ребенка, можно понять, в результате каких обстоятельств сформировались те или иные черты личности.

Биографический метод - способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Первоначально биографический метод применялся как описание прошедших этапов жизни человека, в дальнейшем он стал включать анализ актуальных и предполагаемых в будущем событий, а также исследование круга общения субъекта. Современный биографический метод основан на изучении личности в контексте истории и перспектив ее жизнедеятельности и взаимоотношений со значимым окружением, направлен на формирование и коррекцию жизненных программ и сценариев ее развития в онтогенезе.

Метод близнецов - изучение сходства и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами, которое дает важный научный материал для понимания роли наследственности и среды в формировании развития психики и личности человека. Интересные факты получены Т. Бушаром при исследовании 48 пар монозиготных близнецов, разлученных после рождения. Ученые сравнивали их с небольшой группой гетерозиготных близнецов, воспитывавшихся порознь, а также с большой группой моно- и гетерозиготных близнецов, росших вместе. Монозиготные близнецы, воспитывавшиеся раздельно, обнаружили большое сходство по целому ряду черт личности, таких, как чувство собственного благополучия, социальная активность, реакция на стресс, агрессия, сдержанность. У гетерозиготных близнецов, независимо от того, воспитывались они вместе или порознь, во всех этих чертах отмечалось значительно меньшее сходство. При помощи метода близнецов получено немало свидетельств того, что эмоциональность, уровень активности и общительности человека могут быть обусловлены генетически, хотя вопрос о "весомости" вклада наследственности и среды в психическое развитие на всех этапах онтогенеза остается открытым.

Сравнение психического развития детей физически здоровых и детей, имеющих определенные отклонения в состоянии анализаторов (слепых, глухих), детей с детским церебральным параличом остро ставит проблему нормы психического развития в разных детских возрастах. Изучение особенностей психического развития в осложненных, патологических морфофизиологических условиях дает не только новое знание о самих больных детях (что немаловажно для организации квалифицированной помощи им, адекватного процесса образования и воспитания), но и позволяет пересматривать саму постановку проблем в общей и возрастной психологии.

Так, психология глухонемых детей — классическая область для изучения вклада речи и практической деятельности в развитие интеллекта.

Особенно  поразителен опыт воспитания и образования  слепоглухонемых людей. Основы совершенно нового подхода к выведению «органического существа» из «мира состояний» в мир человеческой культуры были заложены в 40-х гг. XX в. И.А. Соколянским (1889—1960). В отзыве о системе работы Соколянского со слепоглухонемыми детьми А.Р. Лурия восторженно писал, что это потрясающий материал «экспериментального очеловечения человекоподобных», «введение данного существа в мир, это — создание пространства, создание времени, создание задачи, создание опыта» 13.

Кросс-культурный метод исследования предполагает сравнение  и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения  в различающихся культурах: в  условиях культуры европейского типа и восточной культуры, культуры современного технологического общества и так называемого традиционного общества и т.д. Человеку, принадлежащему к тому или иному обществу, свойственно воспринимать некоторые модели развития как некую естественную безусловную норму. Кросс-культурное сравнение дает возможность поновому посмотреть на очень привычные вещи14.

Широко  известны в мире работы американского  этнографа, антрополога, этнопсихолога Маргарет Мид (1901 —1978) . Она изучала традиционную, замкнутую культуру, сохранившуюся в отдельных районах Полинезии и Латинской Америки. В частности, М. Мид показала, что анимистические представления (одушевление предметов, сил природы) не являются неотъемлемой принадлежностью детского способа восприятия мира (как, например, это было обнаружено Ж. Пиаже в исследованиях мышления маленьких европейцев). Анимизм имеет культурное происхождение. Сказки, мифы, рассказы взрослых, принадлежащих к определенной культуре, порождают анимистические представления у детей; в противном случае подобный феномен отсутствует, и дети, даже маленькие, рассуждают вполне реалистично.

Таким образом, все эти методы позволяют определить содержание психических свойств  личности, выявить факторы, наиболее сильно влияющие на ее становление  и развитие, обоснованность пути и  условия ее эффективного формирования.

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены такие  задачи как

Рассмотреть методы наблюдение в возрастной психологии

Рассказать  о экспериментальном методе в  возрастной психологии.

Рассказать  о методах сбора и анализа  высказываний и продуктов деятельности

Рассмотреть сравнительные методы исследования в возрастной психологии.

Под наблюдением понимается целеустремленное и планомерное восприятие объекта наблюдения с последующей систематизацией фактов и осуществлением выводов. Ценность метода наблюдения состоит в том, что не существует возрастных ограничений для испытуемых; длительное прослеживание жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты — так были получены знания о критических периодах и переходах в развитии. Также этот метод чрезвычайно  трудоемкий, занимает большое количество времени, пассивен, предусматривает необходимость психологической образованности наблюдателя, предполагает высокую вероятность пропуска психологических фактов, если они новые или слиты со множеством попутных явлений. Также существует опасность субъективности при сборе и обработке данных, при интерпретации результатов; невозможность проверки; ограниченное использование математических методов обработки данных. Наблюдатель должен быть весьма осторожен в выводах и принимать во внимание то обстоятельство, что у испытуемого в ходе какой-либо деятельности может сложиться особая мотивация, способная оказать значимое влияние на результат.

 Эксперимент – это создание системы условий для воспроизведения психического явления с целью его последующего качественного и количественного анализа. Достоинство эксперимента заключается в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психологического явления от изменяемых внешних условий.

Оба этих метода являются основными, но так же существуют и вспомогательные методы: опрос, анкетирование, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности, социометрические, близнецовый, кросс-культурный, биографический.

Такие методы как  беседа и анкета позволяют выявлять индивидуально-психологические  особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения к жизненным  фактам и явлениям, другим людям, себе.

Тесты позволяют измерить: отдельные  параметры психологических процессов (познавательных, эмоциональных. Волевых, мотивационных); уровень интеллектуального  развития, знаний, в определенных дисциплинах, осведомленности в определенной области; степень развития навыков  и умений (быстроты счета. скорости чтения).

Биографический метод позволяет  не только описать прошедшие этапы  жизни человека, но и сформировать и провести коррекцию жизненных  программ и сценариев ее развития в онтогенезе.

С помощью анализ продуктов деятельности можно изучить человека при помощи рисунков, аппликаций, музыкального, литературного  творчества, его интеллектуальную сферу, эмоциональные и личностные особенности  человека.

Информация о работе Методы иследования в возрастной психологии