Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:39, курсовая работа
Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.
Введение………………………………………………………………. 3
1. Психология как наука……………………………………………… 4
2. Предмет психологии……………………………………………….. 6
3. Связь психологии с другими науками……………………………. 15
4. Методы исследования в психологии……………………………… 18
5. Место психологии в системе наук………………………………… 26
Заключение………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………… 28
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Психология как наука……………………………………………… 4
2. Предмет психологии……………………………………………….. 6
3. Связь психологии с другими науками……………………………. 15
4. Методы исследования в психологии……………………………… 18
5. Место психологии в системе наук………………………………… 26
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………… 28
ВВЕДЕНИЕ
Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии.
Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.
Психология как наука
обладает особыми качествами, которые
отличают ее от других дисциплин. Как
систему проверенных знаний психологию
знают немногие, в основном только
те, кто ею специально занимается, решая
научные и практические задачи. Вместе
с тем как система жизненных
явлений психология знакома каждому
человеку. Она представлена ему в
виде собственных ощущений, образов,
представлений, явлений памяти, мышления,
речи, воли, воображения, интересов, мотивов,
потребностей, эмоций, чувств и многого
другого. Основные психические явления
мы непосредственно можем
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.
В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
С XIX в. психология становится
самостоятельной и
Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.
Человек не просто проникает
в мир с помощью своих
В свою очередь психические
процессы, состояния и свойства человека,
особенно в их высших проявлениях, вряд
ли могут быть осмыслены до конца,
если их не рассматривать в зависимости
от условий жизни человека, от того,
как организовано его взаимодействие
с природой и обществом (деятельность
и общение). Общение и деятельность
также поэтому составляют предмет
современных психологических
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.
Изучая психологию и поведение
людей, ученые ищут их объяснение, с
одной стороны, в биологической
природе человека, с другой —
в его индивидуальном опыте, с
третьей — в законах, на основе
которых строится и по которым
функционирует общество. В последнем
случае исследуется зависимость
психики и поведения человека
от места, занимаемого им в обществе,
от существующей социальной системы, строя,
методов обучения и воспитания, конкретных
отношений, складывающихся у данного
человека с окружающими людьми, от
той социальной роли, которую он
играет в обществе, от видов деятельности,
в которых непосредственно
Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.
Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлении, которые изучает современная психология (рис. 1).
Рис. 1. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии.
На рис. 1 обозначены основные
понятия, через которые определяются
явления, изучаемые в психологии.
С помощью этих понятий формулируются
названия двенадцати классов явлений,
изучаемых в психологии. Они перечислены
в левой части табл. 1. В правой
ее части приведены примеры
Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести только к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний. По этой причине в правой части таблицы некоторые из перечисленных феноменов повторяются.
2. Предмет психологии
Предметом психологии являются
факты психической жизни, механизмы
и закономерности психики человека
и формирование психологических
особенностей его личности как сознательного
субъекта деятельности и активного
деятеля социально-
История человечества состоит из периодов, характеризующихся качественным изменением условий жизни, бытия, чередованием событий. Вместе с тем — это процесс последовательных качественных изменений состояния сознания, включенного в общественную жизнь людей и представленного религией и теологией, господствующим мировоззрением и философией, открытиями и наукой. Психология сравнительно недавно выделилась в самостоятельную отрасль научного знания.
Тому способствовало колоссальное несоответствие между знанием о себе и об окружающем мире, необходимость понять механизм отражения внешнего во внутреннее, установить закономерности взаимосвязи идеального и реального, соотношения субъективного и объективного, гармонии души, Духа и тела.
Значительный импульс
для выделения в
Изучение состояний, изменений,
проявлений сознания в действиях, поведении,
деятельности, их объяснение и прогнозирование
остается актуальным и сегодня и
обусловливает поиск системных
подходов, системообразующих, методов
структурирования накопленного знания.
Долгие годы с разной степенью обострения
велись философские дискуссии о
первичности-вторичности бытия-
Универсальное правило, сформулированное
Н. Бором, — «Противоположности —
не противоречия, они дополнения»
— послужило новой методологией
не только для естественных, но и
гуманитарных наук. Оно сформировало
новую методологию для развития
психологических теорий, новую логику
рассмотрения структуры систем, новое
мышление, новую технологию коммуникаций
и поведения. Принцип дополнительности
служит методологическим основанием теории
самоорганизующихся систем (синергетики),
самой сложной из которых является
человек со своим сознанием, динамичность
состояния которого можно описать
на шкале: «хаос — порядок». Самоорганизация
предполагает вместо борьбы противоположностей,
неизбежно влекущей разрушение, переход
к их взаимному дополнению, созиданию,
сотрудничеству, сотворчеству. Новая
философия предполагает самостоятельность,
самоопределение — свободу
Новая психологическая парадигма,
основанная на синергетических подходах,
требует прежде всего системного
подхода в понимании сущности
сознания, которое нельзя рассматривать
вне зависимости от окружающего
мира, его структуры и наполнения.
1. Каждый из нас часть природы, ее
вид, причем особенный, называемый индивидом.
Сознание индивида обусловлено природой,
рождением, родом, т.е. обладает свойствами,
переданными по наследству. Специфично
сознание женщины и мужчины (не зря
мы говорим «женская логика», «мужской
поступок»), отличительные черты
вносит в сознание возраст (вспомните
пословицу: «Если бы молодость знала,
если бы старость могла»), как наследственный
признак проявляется
Все это определяет индивидуальность каждого из нас, как во внешнем виде, так и во внутреннем образе, которые дополняют друг друга, находятся во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности.
Неодухотворенное лицо не может быть красивым, а если такая красота и признается, то называется холодной.
2. Индивиды, вступая во
взаимодействие, обретают определенную
значимость для себе подобных,
обретают социальное лицо. Общение,
взаимодействие с другими
3. Особенность индивида
состоит в том, что рождается
он с предрасположенностью к
мышлению, производству собственных
мыслей, творчеству, разумности, духовности,
что и составляет в сознании
человеческое, духовную сущность, что
придает индивиду особый