Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:39, курсовая работа
Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.
Введение………………………………………………………………. 3
1. Психология как наука……………………………………………… 4
2. Предмет психологии……………………………………………….. 6
3. Связь психологии с другими науками……………………………. 15
4. Методы исследования в психологии……………………………… 18
5. Место психологии в системе наук………………………………… 26
Заключение………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………… 28
Все пространство сознания можно условно представить в виде трех составных частей: пространство бессознательного (подсознание, душа), собственно сознание, где происходят процессы осознания, и сверхсознание — пространство, где «душа одухотворенная» (Ф.М. Достоевский). Психология также может быть разделена на психологию бессознательного, психологию осознания, психологию духа. Наш курс, связывающий психологию с педагогикой, будет посвящен в большей степени изучению процессов осознания, которые изменяют внутренний образ и потому могут быть названы образовательными процессами.
В отношениях с окружающим миром человек выступает как субъект собственных действий, взаимодействий. Его субъектность в осознании взаимодействий с миром можно описать по цепочке:
- осознание состояния своего сознания (внутреннего);
- осознание окружающего мира (внешнего);
- осознание контакта с
окружающим миром (
- осознание влияния
В этих отношениях присутствуют сложные связи субъективного и объективного, идеального и реального, внутреннего и внешнего, духовного и материального, сознания и бытия.
Психология изучает сознание
как причину и следствие
В процессе переработки информации об окружающем мире и о себе в нем появляется новый продукт, новое знание, новое содержание. Удовлетворенность рожденным, радость и гордость от заглядывания в себя (инсайд), вера в истинность порождают состояние творца, божественного, укрепляют дух. Это творческое состояние соединения чувства и мышления. Указанные процессы чаще носят непроизвольный характер.
Вместе с тем имеют
место не только естественные, но и
искусственные, волевые процессы. Воля
как психический механизм характеризует
процессы, которые называют произвольными:
произвольное внимание, т.е. сопровождаемое
установкой «обратить внимание», произвольное
восприятие — «воспринять», произвольная
память — «запомнить». Эти психические
процессы происходят под контролем,
под управлением, в них отслеживается
результат. Такого типа процессы отличаются
включенностью в деятельность. Психика
в деятельности характеризуется
не только состоянием, но и процессами,
главный среди которых —
Человечество, вступившее в
новое тысячелетие, накопило огромный
объем информации. Ее систематизация
отразилась в отраслях научных знаний
об окружающем мире. А что человек
знает о себе? Эти знания сфокусированы
в системе психологической
• Семантика слова «психология» определяет ее предмет как учение о душе («псих» — душа, «логос» — учение).
• Затем психология расширила
свой предмет и изучает сознание,
семантический смысл которого —
сопряженный непрерывный
• На следующем этапе психология опять расширила свой предмет и, разомкнув круг сознания, поставила вопрос о психических процессах и явлениях, обусловленных взаимовлиянием внутреннего и внешнего.
• Дальнейшее расширение предмета
исследования произошло в процессе
рассмотрения психологии коллективного
субъекта (семьи, группы, коллектива, общества)
и деятельности. Расширение предмета
психологии по изучению понятия «деятельность»
было новым этапом, в котором немалые
заслуги принадлежат советской
психологии. Сегодня можно сказать,
что психология изучает не только
замкнутую систему сознания, его
структуру и функции, но и его
отношения с миром внешним, предметным,
объективным. Методы исследования внешнего
мира, направленные на изучение мира внутреннего,
стали методами психологических
исследований. Накопление знаний о
душе, которое происходило в процессе
осознания человеком самого себя,
послужило первым этапом зарождения
психологической науки как
Второй этап становления
психологической науки —
• Функция осознания целей проявляется в реальной деятельности как самоопределение, основанное на соответствии внутреннего и внешнего, потребностей и условий. Эти процессы получили название мотивации (активизации внутренних потребностей), адаптации (приспособления к внешним условиям).
• Функция осознания критериев деятельности, их выбора в собственном внутреннем содержании и соотнесения с внешними нормами, правилами деятельности — также предполагает философское понимание отношений сознания и бытия как отношений теории и практики в их современном состоянии.
• Функция осознанности способов деятельности проявляется в осознании метода, соотнесенного с осознанием собственных способностей.
Таким образом, связь внутреннего
и внешнего состоит из «прямой» и
«обратной». Первичное осознание
— проектирование действия, вторичное
осознание — рефлексия, осознание
после совершения действия. Взаимопроникновение
этих процессов предполагает осознание
собственного сознания, что философия
называет самосознанием. Если говорить
о современном состоянии
3.Связь психологии с другими науками
Если следовать строгой
логике, то связь психологии с другими
науками следует рассматривать
по разным основаниям. Физиология, социология,
философия составляют основу психологии.
Интеграция природного, социального
и духовного компонентов
Физиология, изучая механизмы
функционирования организма, позволяет
психологам понять сложнейшие формы
психической деятельности, установить
отношения между здоровьем
Многие явления психической деятельности не могут быть полностью поняты и объяснены физиологическим подходом. Необходимо понимание влияния социума на личность: психология межличностных отношений, психология группы, семьи, коллектива, психология общества подчеркивают значимость влияния социума на сознание, в чем и состоит связь психологии с социологией.
Связь психологии с философией, как говорилось ранее, самая непосредственная. Еще со времен Платона рассматривалась связь между душой (иррациональное) и духом (рациональное). Ограничение предмета современной психологии изучением души неправомерно, и его расширение включает понятие духа как силы самоопределения, как активной целеустремленности, реализующей разумные потребности. В отношениях с людьми дух проявляется как духовность, как чувство долга, совесть, желание делать добро; в отношениях с природой — как стремление творить красоту, созидать, препятствовать разрушению в духовном и материальном, стремиться к гармонии.
Категория сознания — междисциплинарное
понятие. Огромное количество учебных
дисциплин, отраслей научного знания считают
ее своим предметом изучения, исследования.
Философия и религия, наука и
искусство, мораль и право многие
века пытаются понять, объяснить сущность
и явление человеческого
Сознание как совокупность
знания об окружающем мире и о себе
в нем формируется в
Сущность сознания в двух
доминантах: рефлексивной (отражательной
— объективного в субъективном,
реального в идеальном) и творческой
(проектирование реального в идеальном),
которые во взаимопроникновении
образуют единство и целостность. Эволюция
человеческого организма в его
адаптации к окружающей среде
породила механизм биологической адаптации
— ощущения, возникающие при контакте
с окружающим миром. Ощущения, восприятие,
впечатления, переживания, память, внимание,
мышление создают основу сознания,
и, стало быть, оно субъективно. Существующие
в объективном мире предметы в
сознании существуют как образы внешнего
мира, которые не всегда адекватны
оригиналу. Отождествление образа и
предмета снижает значимость субъективности,
а ее преувеличение приводит к
противопоставлению идеального и реального.
Субъективный образ — это идеальное
состояние материального
Воздействие на окружающий
мир, его преобразование в сознании
зарождается как стремление улучшить
мир, устранить то, чем недоволен,
что не устраивает. Сознанию присуща
активность, творческое переосмысление
действительности. В этой связи сложилось
понятие общественного
Главное свойство сознания
как всякой системы — целостность,
которую обеспечивают внутренние и
внешние потоки информации. Будучи
непрерывными и различными по интенсивности,
они и определяют состояние сознания.
Разрывы в потоках информации,
нарушение сопряженности, плавного
перехода одной дозы информации к
другой воспринимаются как нарушение
целостности, отклонение от устойчивого
состояния и вызывают внутреннее
беспокойство. Возникает потребность
устранить разрыв, совершить действия,
направленные на получение необходимой
информации: что-то увидеть, что-то услышать,
что-то понять, что-то почувствовать. Действия
— самые разнообразные: открыть
глаза, открыть окно, открыть книгу,
напрячь свое внимание, свое восприятие,
свою память, организовать свое мышление,
произвести мысль (в поисках связей),
оформить ее в тезис и т.д. Таким
образом, разрыв в сознании может
быть устранен в процессе производства
собственных мыслей, в процессе потребления
внешней информации. Два эти процесса
производства и потребления —
равнозначны и обеспечивают внутреннюю
гармонию. Их равная значимость в сознании
адекватна равной значимости в бытии.
Таким образом формируется