Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:39, курсовая работа
Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.
Введение………………………………………………………………. 3
1. Психология как наука……………………………………………… 4
2. Предмет психологии……………………………………………….. 6
3. Связь психологии с другими науками……………………………. 15
4. Методы исследования в психологии……………………………… 18
5. Место психологии в системе наук………………………………… 26
Заключение………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………… 28
4. Методы исследования в психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.
Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это — методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.
Благодаря применению методов
естественных и точных наук, психология
начиная со второй половины прошлого
века выделилась в самостоятельную
науку и стала активно
Попытки количественной оценки
психологических явлений
Сюда же следует отнести
и начальный этап развития дифференциально-
Впоследствии, уже в XX в.,
тенденция использования
Наряду с математизацией и технтизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается, психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.
Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов.
В табл. 1 представлены методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т. е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.
Таблица 1
Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных
Основной метод |
Вариант основного метода |
Наблюдение |
Внешнее (наблюдение со стороны) Внутреннее (самонаблюдение) Свободное Стандартизированное Включенное Стороннее |
Опрос |
Устный Письменный Свободный Стандартизированный |
Тесты |
Тест-опросник Тест-задание Проективный тест |
Эксперимент |
Естественный |
Моделирование |
Лабораторный Математическое Логическое Техническое Кибернетическое |
Наблюдение имеет несколько
вариантов. Внешнее наблюдение это
способ сбора данных о психологии
и поведении человека путем прямого
наблюдения за ним со стороны. Внутреннее
наблюдение, или самонаблюдение, применяется
тогда, когда исследователь ставит
перед собой задачу изучить интересующее
его явление в том виде, в
каком оно непосредственно
Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты.
Опрос представляет собой, метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета.
Свободный опрос — разновидность
устного или письменного
Стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.
Тесты являются специализированными
методами психодиагностического
Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.
Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.
В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение
Специфика эксперимента как
метода психологического исследования
заключается в том, что в нем
целенаправленно и продуманно создается
искусственная ситуация, в которой
изучаемое свойство выделяется, проявляется
и оценивается лучше всего. Основное
достоинство эксперимента состоит
в том, что он позволяет надежнее,
чем все остальные методы, делать
выводы о причинно-следственных связях
исследуемого явления с другими
феноменами, научно объяснять происхождение
явления и развитие. Имеются две
основные разновидности эксперимента:
естественный и лабораторный. Друг
от друга они отличаются тем, что
позволяют изучать психологию и
поведение людей в условиях, отдаленных
или приближенных к действительности.
Естественный эксперимент организуется
и проводится в обычных жизненных
условиях, где экспериментатор
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера —Вебера, Вебера — Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это—попытки построения персептронов— машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.
Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ
Кроме перечисленных методов,
предназначенных для сбора
5. Место психологии в системе наук
Психику и поведение человека
невозможно понять без значения его
природной и социальной сущности.
Поэтому изучение психологии предполагает
знакомство с биологией человека,
знания строения и функционирования
его центральной нервной