Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:14, контрольная работа
Современная нейропсихология развивается в основном двумя путями. Один из них — это отечественная нейропсихология, созданная трудами Л. С. Выготского, А, Р. Лурия и продолжаемая его учениками и последователями; другой—это традиционная западная нейропсихология, наиболее яркими представителями которой являются такие нейропсихологи, как Р. Рейтан, Д.Бенсон, X. Экаэн, О. Зангвилл и др.
Введение 2
1. Методы и методики нейропсихологического обследования. 4
1.1.Основные принципы построения нейропсихологических
диагностических методик. 10
1.2. Цели и последовательность применения отдельных нейропсихологических методик. 11
1.3. Методы нейропсихологического исследования. 13
1.4. Процедура и этапы нейропсихологического обследования. 19
2. Исследование пространственного гнозиса. 26
Список литературы.
Приведенный выше список тем анамнеза является ориентировочным и может быть дополнен исследователем любыми вопросами, которые с большей полнотой позволяют понять причины и механизмы имеющегося расстройства.
Метод беседы
Это начальный прием исследования, благодаря которому устанавливается контакт с испытуемым. Принципиальной стороной беседы как метода исследования является ее целенаправленность, обусловленность информацией, полученной из других источников— истории болезни, бесед с родственниками или родителями. Она позволяет судить о личностных качествах и поведении человека, помогает вскрыть причины подозреваемых отклонений в развитии.
Входе беседы выявляются запас сведений и точность представлений. Особенно важна беседа для установления доверительных отношений с ребенком. При установлении умственных качеств ребенка в беседе следует обращать внимание- на ряд моментов (С. Л. Забрамная):
1) точность представлений
2) характер представлений о
3) степень сформированости предст
4) умение ориентироваться в
понятиями ≪справа —слева*, ≪вверху —внизу≫, ≪ближе —дальше≫ и т. д.);
5) запас сведений о своей родине, о выдающихся событиях, понимание прочитанных книг, просмотренных фильмов и т. д.
Вопросы должны быть четкими и понятными, а сама беседа носить непринужденный характер. При наличии дефектов речи, слуха или затруднений вступления в контакт можно использовать наглядный материал, способный заинтересовать ребенка и позволяющий выявить указанные обстоятельства.
Ж. Глозман рекомендует в процессе беседы регистрировать наличие или отсутствие следующих симптомов:
1) нарушение ориентировки во времени;
2) нарушение ориентировки в
3) дефекты воспроизведения
4) конфабуляиии;
5) полевое поведение;
6) негативизм;
7) резонерство;
8) нарушение чувства дистанции;
9) расторможенность. обшее возбуждение;
10) пуэрильность;
11) навязчивость;
12) отсутствие активных жалоб;
13) отсутствие (снижение) переживания своих дефектов;
14) эмоциональная лабильность;
15) насильственные эмоциональные реакции: плач, смех:
16) эмоциональная притупленность, безразличие;
17) напряженность, растерянность, тревожность.
Метод наблюдения
При изучении детей метод наблюдения является одним из ведущих. Как и беседа, наблюдение всегда должно проводиться целенаправленно, а полученные материны подлежат фиксации. Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка.
Наиболее полезным оно является в случаях страхов ребенка перед традиционными
формами обследования или при сопротивлении ему. Предоставив ребенку возможность свободно заниматься с игрушками, необходимо зафиксировать первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость —выраженная или сдержанная, безразличие) способность самостоятельно выбрать игрушки и организовать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности,
устойчивость внимания и др. В игровых ситуациях ребенок фактически осуществляет такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение и классификация, отбирая именно те игрушки, которые нужны для определенного действия (отбирает предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т.д.). Входе производимых ребенком манипуляций —создания построек из кубиков, при рисовании, аппликациях,составлении узоров из мозаик —можно отследить и состояние
моторики, степень координированности движений. При проведении игр оцениваются
возможности ориентироваться в помещении.
В ролевых играх, предполагающих коммуникативные контакты с другими детьми, учету также подлежат: адекватность эмоциональных мимических и пантомимических реакций разыгрываемой ситуации, навыки общения, широта словарного запаса, понимание своей рати в контексте игры.
Возможности ребенка в двигательной сфере хорошо отслеживаются в ходе музыкально-ритмических занятий и занятий гимнастикой, в подвижных играх, где помимо координированности движений, точности и способности выполнять последовательные движения, можно зарегистрировать степень точности представлений ребенка о собственном теле и окружающем пространстве. Особое внимание в этом плане должно быть уделено детям, у которых подозревается левшество. Анализ слухо-речевого восприятия и памяти ребенкаосуществляется с помощью наблюдений за тем. удерживает ли ребенок
речевые инструкции, усваивает ли ритмо-мелодические структуры на музыку.
Систематическое наблюдение за деятельностью ребенка позволяет отследить что и как он делает самостоятельно в бытовых ситуациях, в каких видах помощи (стимулирующей, организующей) нуждается при выполнении конкретных действий, насколько быстро ребенок способен включаться в разные виды деятельности и переключаться на другие, как быстро устает, хорошо ли удерживает внимание, возникают ли колебания внимания на протяжении
исполняемого задания и в течение дня. насколько сильно он реагирует на побочные раздражители, есть ли повышенная чувствительность к различным зуковым и световым сигналам.
Метод изучения рисунков
Рисунок является важным дифференциально-
обследования. В тех случаях, когда рисунок чем-то настораживает (появляются ≪сигналы≫), целесообразно провести специальное исследование, предложив ребенку свободное рисование и рисование по заданию. Учет способности ребенка выбирать тему, характер изображения, а также сам процесс рисования могут дать ценный дополнительный материал для уточнения
диагноза. В художественном развитии ребенка различаются 6 основных показателей:
линии, формы, композиция, движение, пространство и цвет. Среди других
показателей и критериев, по которым может оцениваться рисунок ребенка на свободную тему, следует обращать внимание на затруднения в выборе самой темы, склонность к изображению привычных однотипных предметов, отсутствие сюжета и замысла, фантазии. Бедность и нечеткость представлений проявляются в несоблюдении форм, пропорций частей предмета, в ограниченном и не всегда верном использовании цвета. Встречаются трудности
при попытках объяснить рисунок. Естественно, что наличие того или другого насторажи-вающего момента в рисунке должно сопоставляться с соответствующими возрастными критериями. Исследовательские работы в сфере детского рисунка показывают наличие различных возрастных периодов в рисовании:
1. Ступень бесформенной мазни (до З лет), (каракули, хаос слегка изогнутых линий). Иногда мазня напоминает некоторую форму и даже получает определенное название (ребенок вкладывает в нее произвольное значение).
2. Ступень схемы (4-5 лет) —символическое изображение предмета (например человек изображается как четырехугольник или кружок с отходящими от них линиями).
3. Ступень формы и линии (5-6лет)—рисуемые объекты становятся узнаваемыми, то есть приближаются к действительному виду, появляется пропорциональность деталей.
4. Ступень правдоподобного
глубина пространства еще отсутствуют, весь рисунок напоминает очертание плоскости.
5. Ступень пластичного
Своеобразны рисунки детей с психическими заболеваниями; им присущи нелогичность, нелепость изображения; неадекватное, беспорядочное использование цвета, несообразность пропорций; и др. Так, для больных шизофренией характерны незавершенность, отсутствие
основных частей, геометризация. вычурность, нагромождения и наслоения, несогласование замысла рисунка с размерами листа, боязнь рисовать далеко от края, упрощение рисунка.
При эпилептической деменции характерны чрезмерная тщательность, излишняя скрупулезность, выраженная медлительность, трудность переключения. Пациенты, страдающие этим заболеванием, тратят на рисунок очень много времени, застревают на вырисовывании отдельных несущественных деталей. Им сложно выделить главное, их рисунки стереотипны. Помимо диагностических целей, рисунок может быть использован для установления контакта с ребенком и как безречевая методика в тех случаях,
когда имеются трудности вербального общения.
Особое место среди рисуночных проб занимают специально разработанные тематические приемы-тесты ≪Рисунок человека≫, ≪Рисунок дерева≫,≪Дом-дерево-человек≫, ≪Рисунок семьи≫ и др., в отношении которых имеется развернутая система интерпретаций изображенных деталей, их соотношений и рисованного образа в целом. Как и для большинства проективных методик, степень валидности подобных интерпретаций нуждается в уточнении.
2. Исследование
Пространственные представления являют собой сложную многофакторную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности человека. Ранняя диагностика и коррекция, опирающаяся во многом на активное развитие мозга, может исправить положение. Но по мере взросления ребенка эта возможность уменьшается.
Те усилия, которые непременно увенчаются успехом в 5 —7 лет, в 9 лет дадут сомнительный результат, а в 12 — могут попросту уйти в песок. В последнем случае вы вряд ли сможете рассчитывать на большую внутреннюю самостоятельную активность формируемой функции. Скорее всего вам придется ограничиться, прежде всего сильной тренировкой не приводящей, как правило, к глубинной перестройке функциональной системы.
К этому возрасту по всем нейробиологическим и нейропсихологическим законам мозг (прежде всего его задние отделы) принципиально завершает свое интенсивное развитие. Его функциональные связи становятся все более жесткими и малоподвижными. Одновременно вектор и характер работы операционального блока психической деятельности становятся все более экстенсивными.
1. Название методики:
а) Проба "Мандала"
б) Проба "Гомунклус"
3) Тесты Тейлора и Рея-Остеррица.
4) Пробы Хэда.
2. Объект исследования: Испытуемый 1 возраст 8 лет, школьник 2 класс.
3. Объект исследования: Испытуемый 2 возраст 9 лет, школьник 2 класс.
4. Дата и время проведения тестирования: 18.12.2013 г., 19.00
6. Условия тестирования: Дома
7. Цель работы: . Исследование пространственного гнозиса.
8. Оснащение: образцы рисунков, лист бумаги, цветные карандаши. Инструкция и этапы диагностирования:
а) Проба «Мандала». Перед ребенком кладется
лист бумаги (А4) с
нарисованной в центре окружностью диаметром
10 см. И.: «Разукрась (раскрась, разрисуй) это, пожалуйста». На любые
вопросы ребенка дается ответ: «Делай,
как тебе нравится». По завершении раскрашивания
аналогичный тест проводится другой рукой.
б) Проба «Гомункулус». Выполняется
ведущей рукой. Перед ребен-
ком кладется образец, скопированный из "Альбома. По завершении раскрашивания
аналогичный тест проводится другой рукой.
По окончании раскрашивания ребенку задаются следующие вопросы:
Кого ты нарисовал? Как зовут? Сколько лет? Что сейчас делает? Чем вообще занимается? Любимое и нелюбимое занятие? Боится ли он чего-нибудь? Где живет? С кем живет? Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)? Какое у него настроение? Его самое заветное желание? Если бы у него был выбор, чем бы он защищался от врагов? Какое у него здоровье? Что и как часто у него болит? Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?
в) Тесты Тейлора и Рея-Остеррица.
Тесты применимы для детей с
6 лет. Перед ребенком кладется фигура
Тейлора и (ниже)
чистый лист. И.: «Нарисуй такую же фигуру».
Для фиксации стратегии
копирования ребенку предлагается набор
цветных карандашей, кото
рые в процессе копирования экспериментатор
меняет (по порядку
цветов радуги). Никаких разворотов «Альбома»
не допускается; мани-
пуляции с собственным листом бумаги строго
фиксируются. Экспе-
риментатор воздерживается от любых замечаний.
Полезным бывает
отмечать время копирования.
По окончании копирования фигуры Тейлора ребенку предлагается также скопировать фигуру Рея-Остеррица другой рукой. ( Приложение 1 )
г) Предлагается воспроизвести предъявляемые сидящим напротив человеком позы (например, рука касается кончика носа). При этом в инструкции указывается, что если предъявляется действие правой рукой, то и ребенок должен совершить действие правой, а не действовать по принципу зеркального отражения.
10. Процедура: Время неограничено. Ответы заносились на специальный опросный лист
Информация о работе Методы нейропсихологического обследования