Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:14, контрольная работа
Современная нейропсихология развивается в основном двумя путями. Один из них — это отечественная нейропсихология, созданная трудами Л. С. Выготского, А, Р. Лурия и продолжаемая его учениками и последователями; другой—это традиционная западная нейропсихология, наиболее яркими представителями которой являются такие нейропсихологи, как Р. Рейтан, Д.Бенсон, X. Экаэн, О. Зангвилл и др.
Введение 2
1. Методы и методики нейропсихологического обследования. 4
1.1.Основные принципы построения нейропсихологических
диагностических методик. 10
1.2. Цели и последовательность применения отдельных нейропсихологических методик. 11
1.3. Методы нейропсихологического исследования. 13
1.4. Процедура и этапы нейропсихологического обследования. 19
2. Исследование пространственного гнозиса. 26
Список литературы.
11. Анализ и обработка данных.
а) Проба "Мандала"
Испытуемый 1 (приложение 2,3). С заданием справился. Правой рукой рисунок выполнен аккуратно, все области закрашены, четкое распределение цвета, по контуру линии выходят за пределы рисунка лишь в некоторых местах. При раскрашивании левой рукой рисунок более хаотичный, линии выходят за границы рисунка, местами пропуски в закрашивании, 1 цвет накладывается на другой.
Испытуемый 2 (приложение 4,5).С заданием справился. Правой рукой рисунок выполнен очень аккуратно, все области закрашены, изображен рисунок планеты, четкое распределение цвета, по контуру линии не выходят за пределы рисунка. При раскрашивании левой рукой рисунок неаккуратный ,хаотичный, линии выходят за границы рисунка, местами пропуски в закрашивании, 1 цвет накладывается на другой, рисунок планеты изобразить не получилось.
б) Проба «Гомункулус».
Испытуемый 1(приложение 7). Раскрасил образец в соответствии с требованиями. Правой рукой рисунок раскрашен четче, аккуратнее, линии не выходят за границы образца чем левой. При опросе дал : характеристику, имя, возраст, место жительства, характера изображения. В описании пробы отсутствует агрессия, развитие и игры характерные возрасту, имеется напряженность (много плачет, причина его обижают) скорее всего она связана с братом, т.к проба ассоциируется именно с братом.
Испытуемый 2 (приложение 6). Раскрасил образец в соответствии с требованиями. Правой рукой рисунок раскрашен четче, аккуратнее. Линии менее выходят за границы образца чем левой. При опросе дал : характеристику, имя, возраст, место жительства, характера изображения. В описании пробы отсутствует агрессия, любит больше гулять с друзьями( проба ассоциируется именно с другом), чем заниматься и играть. Осознает свои недостатки (нет упорства, ленивый).
в) Тесты Тейлора и Рея-Остеррица.
Испытуемый 1(приложение 8,9). Фигура Тейлора скопирована правой рукой в соответствии с образцом, в соответствии с возрастом, нет пропущенных элементов, линии прямые. Фигура Рея-Остеррица скопирована левой рукой значительно хуже, линии не четкие, волнистые, картинка расплывчатая, но отсутствующих деталей нет, форма фигуры передана.
Испытуемый 2 (приложение10,11). Фигура Тейлора скопирована правой рукой в соответствии с образцом, в соответствии с возрастом, пропущен 1 элемент, линии прямые,не соблюден центр фигуры. Фигура Рея-Остеррица скопирована левой рукой чуть хуже, больше четких линии чем не четких, картинка четкая, отсутствующих деталей нет, форма фигуры передана, но также не соблюден центр фигуры.
г)Проба Хэда.
Испытуемый 1. При показе легких движений ребенок их выполняет. При перекрестных путается в выполнении действий, задумывается прежде чем повторить. Пытается действовать по принципу зеркального отражения.
Испытуемый 2. Воспроизводит любые действия четко и быстро.
Диагностическое заключение.
Испытуемый1. Справился со всеми заданиями, относился серьезно, не одно из заданий вызвало затруднений. Хорошо работает правой рукой, четко копирует фигуры, аккуратен, более развито левое полушарие мозга. Дефицита пространственных представлений не выявлено. Плохо развита ориентировка в пространстве собственного тела и способность осуществлять пространственную перешифровку позы рук.
Испытуемый 2. Справился со всеми заданиями, старался выполнять быстро,
относился менее серьезно, не внимательно чем 1 испытуемый. Возможно по этой причине при копировании не соблюдался центр фигуры, есть пропуск элементов. Ведущая правая рука, но левой рукой работает тоже хорошо. Развитие правого и левого полушария гармонично. Дефицита пространственных представлений не выявлено. Хорошо развита ориентировка в пространстве собственного тела и способность осуществлять пространственную перешифровку позы рук.
Вывод.
В настоящее время на детей ложатся большие нагрузки. Они ложатся на психические процессы и в период подготовки к школе, и в период школьного обучения, грамотная квалификация имеющихся дефектов становится самостоятельной задачей при работе с детьми. С другой стороны, любая форма дизонтогенеза непременно сопровождается дисфункцией тех или иных параметров этой психической деятельности.
Пространственные представления
можно отнести к базису, над которым надстраивается
вся совокупность высших психических
процессов — письмо, счет, чтение,
мышление и т.п. Своевременная нейропсихологическая
диагностика и коррекция имеющихся трудностей,
позволяют приблизить любой вид онтогенеза — атипичный, патологический — к нормальному (в той
или иной мере) течению, облегчить вхождение
ребенка в обычную социальную среду. Также такая работа может
быть эффективной только в рамках междисциплинарного
подхода.
Список литературы.
Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
Киященко Н.К. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.
Кроткова О.А., Карасева Т.А., Найдин В.Л. Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных. М.: МЗ СССР, 1983.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.
Методы нейропсихологической диагностики (хрестоматия) / Под ред. Е.Ю. Балашовой и М.С. Ковязиной. М.; Воронеж: МПСИ; НПО «МОДЭК», 2009.
Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьников. М.: Интелтех, 1994. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное— М.: Генезис, 2005. — 319 с.: ил.
Семенович А.В .Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.Москва, ACADEMA.2002
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. СПб.: ЛЕНАТО, 1998.
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Руководство для педагогов-психологов. М.: Речь, 2005.
Схема нейропсихологического исследования / Под ред. А.Р. Лурия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.
Схема нейропсихологического обследования детей. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития / Под ред. А.В. Семенович М.: МПГУ, 1998.
Хомская Е.Д. Нейропсихология.М.: Изд-во Моск. ун-та. 1987.
Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.
Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: РПА, 1998.
Информация о работе Методы нейропсихологического обследования