Методы психодиагностики детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть методы психодиагностики младших школьников.
Задачи исследования: 1)выявить когнитивные особенности младших школьников;
2)рассмотреть личностные особенности младших школьников;
3)раскрыть поведенческие особенности младших школьников;
4)рассмотреть когнитивные методы психодиагностики младших школьников;
5)раскрыть личностные методы психодиагностики;
6)определить поведенческие методы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности младшего школьного возраста 5
1.1 Когнитивные особенности младших школьников 5
1.2 Личностные особенности младшего школьного возраста 7
1.3 Поведенческие особенности младших школьников 10
Глава 2. Методы психодиагностики младших школьников 13
2.1 Когнитивные методы психодиагностики младших школьников 13
2.2 Личностные методы психодиагностики младших школьников 17
2.3 Поведенческие методы психодиагностики младших школьников 23
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

Методы психодиагностики детей млад школьного возраста - АГУ.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Именно в этом возрасте ребенок  переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни». [19, с.216]

Дети стремятся к совершенствованию  навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

В младшем школьном возрасте у ребенка  развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.

Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного  обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.

Таким образом, младший школьный возраст  является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

1.3 Поведенческие особенности  младших школьников

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (I—IV классы школы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребенка к обучению в школе, а также от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте. Если оно начинается с 6-летнего возраста, как это и происходит сейчас в большинстве случаев, то возрастные психологические границы обычно смещаются назад, т.е. охватывают возраст от 6 до примерно 10 лет; если учение начинается с семилетнего возраста, то, соответственно, границы данного психологического возраста перемещаются приблизительно на один год вперед, занимая диапазон от 7 до 11 лет. Границы этого возраста могут сужаться и расширяться также в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы обучения ускоряют развитие, а менее совершенные замедляют его. Вместе с тем в целом некоторая вариативность границ этого возраста не особенно сказывается на последующих успехах ребенка.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. [13, с.127]

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. На уроках, например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.

Психологами доказано, что обычные  дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно две важные задачи. Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.

Вторая задача возникает в связи  с тем, что многие дети приходят в школу не только не подготовленными к новой для них социально-психологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках, что делает учение для одних слишком легким, неинтересным делом, для других чрезвычайно трудным (и вследствие этого также неинтересным) и только для третьих, которые не всегда составляют большинство, соответствующим их способностям. Возникает необходимость психологического выравнивания детей с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим.

Еще одна проблема состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать далеко не все дети. Многие из них быстро утомляются, устают.

Особую трудность для детей 6-7-летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучении рисованию и письму. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени. [13, с.129]

На занятиях учитель задает детям  вопросы, заставляет их думать, а дома то же самое от ребенка требуют родители при выполнении домашних заданий. Напряженная умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их, но это часто происходит не потому, что ребенок устает именно от умственной работы, а по причине его неспособности к физической саморегуляции.

С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у  него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом. К нему взрослые люди начинают предъявлять повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.

 

Глава 2. Методы психодиагностики младших школьников

2.1 Когнитивные методы  психодиагностики младших школьников

Выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и имеющегося у них запаса бытовых знаний

Под общей ориентацией  детей в окружающем мире и запасом бытовых знаний понимаются сведения, которые ребенок имеет о себе, о близких и дальних родственниках, о местности, где он живет, об окружающей природной среде, о предметах домашнего обихода, о пространстве и времени, об инструментах и материалах. Предполагается, что с возрастом эти знания у ребенка постепенно расширяются и становятся глубже. [7, с.120]

Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»

Этот вариант методики предназначается для детей, поступающих  в школу. Для оценки общей ориентировки в окружающем мире детей с I по III классы и для выяснения запаса их бытовых знаний используются другие перечни вопросов, которые следуют далее. Процедуры обработки ответов на них, выведения оценки в баллах и оценивания на этой основе уровня психологического развития ребенка идентичны.

Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний производятся по ответам на следующие вопросы:

1.  Как тебя зовут?

(Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.)

2.  Сколько тебе  лет?

3. Как зовут твоих родителей?

(Называние уменьшительных  имен не рассматривается как  ошибка.)

4.  Как называется  город, в котором ты живешь?

5.  Как называется  улица, на которой ты проживаешь?

6.  Какой у тебя номер дома и квартиры?

7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние?

(Правильным считается  тот ответ, в котором названы  не менее двух диких и не  менее двух домашних животных.)

8. В какое время года появляются и в какое время года опадают листья с деревьев?

9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну?

10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься.

(Правильный ответ  — тот, в котором перечислены  не менее трех предметов одежды  и не менее трех разных столовых приборов.)

За правильный ответ  на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10.

Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 с. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.

Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т. е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.

Вопросы для I класса

1.  Как твои фамилия,  имя и отчество?

2.  Сколько лет твоей  маме и твоему папе?

3.  Как зовут твою  бабушку и твоего дедушку?

4.  Как называется  столица того государства, в  котором ты живешь?

5.  Как называется  улица, на которой живут твои  родственники?

(В ответе на этот  вопрос необходимо правильно назвать хотя бы одну улицу и сказать, кто из родственников живет на этой улице.)

6.  Каковы номер  дома и номер квартиры, где  живут твои родственники или  знакомые?

7. Как называются птицы, которых можно встретить в окрестностях твоего дома?

(Здесь необходимо назвать хотя бы две разные птицы.)

8. В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять?

9. В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы?

(Правильный ответ  включает указание как на часы, так и на минуты.)

10. Назови инструменты, которые есть у вас в доме. (Правильный ответ на этот вопрос — тот, в котором перечислены не менее трех разных инструментов.)

Вопросы для II класса

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоих родителей — папы и мамы?

2. Сколько лет твоему брату и/или сестре?

(Если родных братьев  или сестер у ребенка нет,  то он может назвать двоюродных  и т. д.)

3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-либо из твоих ближайших родственников?

(Можно назвать любого  из них, кроме мамы, папы, бабушек и дедушек, родных братьев и сестер.)

4. Как называется главный город в той области, где ты живешь?

5. Как называются город и улица, где живут твои родственники или знакомые?

6. Каковы номер дома и номер квартиры, где живут твои дядя или тетя?

(Для правильного ответа  достаточно назвать адрес хотя бы одного из них.)

7. Как называются те животные (звери), которые живут в лесу?

(Для правильного ответа  необходимо назвать не менее  четырех из них.)

8. В каком месяце появляются почки на деревьях и в каком месяце здесь, у вас, начинают желтеть листья?

9.  В котором часу  возвращаются обычно с работы  твои мама и папа?

(Для правильного ответа  на этот вопрос достаточно  назвать только час без указания минут.)

10. Назови все приборы, которые есть у вас дома.

(Правильный ответ предусматривает название не менее трех разных приборов.)

Вопросы для III класса

1. Каковы фамилия, имя  и отчество твоей бабушки и  твоего дедушки?

2. Сколько лет твоей  бабушке и твоему дедушке? 

(Если их нет в  живых, то сколько лет им  было в последний год жизни?)

3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-нибудь из твоих далеких родственников? Назови сначала того, о ком ты собираешься говорить.

(Правильный ответ на данный  вопрос предусматривает называние  ребенком хотя бы одного дальнего  родственника.)

4. Как называется тот район города, в котором ты живешь? (Этот вопрос можно содержательно несколько изменить, включив в него формулировку названия населенного пункта или какой-либо части).

5. Как называется город (местность и т. п.), где родились твои родители?

(Правильный ответ  предусматривает точное название  места рождения хотя бы одного  из родителей ребенка.)

6.  Какой номер телефона  в квартире ваших родственников?

(Для правильного ответа достаточно назвать только один номер).

7.  Как называются  рыбы, которые живут в реке?

8.  В каких частях  света, странах не бывает зимы  или лета?

9.  В котором часу  ты обычно завтракаешь и ужинаешь?

(Правильный ответ  предполагает название как часа, так и минут.)

Информация о работе Методы психодиагностики детей младшего школьного возраста