Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 15:44, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть методы психодиагностики младших школьников.
Задачи исследования: 1)выявить когнитивные особенности младших школьников;
2)рассмотреть личностные особенности младших школьников;
3)раскрыть поведенческие особенности младших школьников;
4)рассмотреть когнитивные методы психодиагностики младших школьников;
5)раскрыть личностные методы психодиагностики;
6)определить поведенческие методы.
Введение 3
Глава 1. Особенности младшего школьного возраста 5
1.1 Когнитивные особенности младших школьников 5
1.2 Личностные особенности младшего школьного возраста 7
1.3 Поведенческие особенности младших школьников 10
Глава 2. Методы психодиагностики младших школьников 13
2.1 Когнитивные методы психодиагностики младших школьников 13
2.2 Личностные методы психодиагностики младших школьников 17
2.3 Поведенческие методы психодиагностики младших школьников 23
Заключение 30
Список использованной литературы 32
10. Как называются различные виды транспорта?
(Правильный ответ
предполагает называние не
Содержательная диагностика познавательной деятельности младшего школьника предполагает оценку развития следующих основных когнитивных процессов:
-восприятие — целостное отражение объектов окружающей действительности в их образах;
-мышление — опосредованнное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.
-память — запоминание, сохранение и воспроизведение индивидом его опыта;
-внимание — сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение. [7, с.124]
Восприятие младшего школьника, особенно в первом классе, еще слабо дифференцированно, непроизвольно. Неспособность четко выделить части в наблюдаемом объекте, достроить образ до целого по частям является одной из причин ошибок в написании букв, цифр и др. Своевременное выявление подобных особенностей восприятия у ребенка будет способствовать планированию коррекционно-профилактических мер по преодолению трудностей в обучении младшего школьника.
Самооценка — сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Самооценка выполняет, прежде всего, регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Это объясняется тем, что в ней интегрируется то, чего достиг ребенок, и то, к чему он стремится, т.е. проект его будущего.
Несмотря на несовершенство этого проекта, он имеет важное значение в регуляции поведения в целом, в том числе и учебной деятельности. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности — мотива достижения. С самооценкой тесно связано и другое личностное образование — уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Высота положительной оценки, в которой нуждается личность, может быть разная. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже других. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи — на оценку выше всех остальных. [21, с.139]
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за ее формированием. Школьный психолог с помощью различных методик должен прослеживать уровень самооценки школьника каждые полгода. Результаты будут более верными и объективными, если срезы самооценки делаются в различных условиях (в условиях успеха и неуспеха) различными методиками с тем, чтобы сопоставить и обобщить результаты.
Для изучения самооценки можно использовать методику АИ. Липкиной «Три оценки». Для реализации методики ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем оценивают работу учеников тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли Ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании и поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
3. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе оценку «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:
-совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя,
-характер аргументации самооценки:
а) аргументация, направленная на качество выполненной работы,
б) любая другая аргументация,
в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.
Уровень притязаний обнаруживается в прогностической или априорной самооценке, в которой оценивается еще не полученный результат. Для выяснения прогностической самооценки у детей начальных классов может быть использована следующая методика. Разным по успеваемости ученикам дается поочередно три задания: одно — по русскому языку, одно — по математике (оба на основании изученного и понятного материала), третье неучебное, например, складывание орнамента по заданным образцам. Ученикам предлагается ознакомиться с заданием и ответить на вопрос: «Сможет ли он выполнить задание, на какую оценку и почему?» Затем дети должны ответить на тот же вопрос относительно трех разных по успеваемости одноклассников. Анализу, позволяющему выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию, подлежат следующие данные:
1. Уровень прогностической самооценки у разных по успеваемости школьников (верная, завышенная, заниженная).
2. Особенности прогностической оценки учеников, имеющих разный уровень успеваемости.
3. Особенности аргументаций оценочной деятельности, ее направленность на оценку способностей к учебной деятельности или на качества личности.
4. Распространение оценочной деятельности при выполнении учебных заданий на неучебные ситуации.
Данный анализ позволит выявить складывающуюся у каждого ученика оценочную позицию. Важность выявления у школьников (особенно слабоуспевающих) формирующейся у них оценочной позиции доказана в исследованиях отечественных психологов, которые пришли к выводу о том, что с возрастом у слабоуспевающих школьников нарастает тенденция к недооценке своих возможностей. Преобладание неуспеха над успехом, подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному по сравнению с реальными возможностями уровню притязаний. [21, с.141]
Материалы экспериментов показывают, что в реальном учебном процессе складывающаяся у младших школьников оценочная позиция в большей степени зависит от оценочных воздействий учителя и учеников в классе, чем от нарастающих от класса к классу объективных возможностей. Отсюда большую роль в процессе формирования самооценки и уровня притязаний играет мотив достижения успеха. Если ребенок постоянно не справляется с заданием и получает низкие оценки, то мотив достижения успеха значительно ослабевает. Сначала возникает переживание, затем безразличное отношение к отрицательной оценке своей деятельности другими. В результате может возникнуть ценностная переориентация личности.
Для получения данных по некоторым аспектам личности можно использовать известные методики наблюдения за поведенческими реакциями в процессе общения с учащимися.
Путем наблюдения можно
оценивать некоторые
О силе возбудительного процесса в центральной нервной системе можно судить по общей работоспособности и адекватности ответов на воздействующие стимулы: у «сильных» — соответствие закону силы (сильнее стимул — сильнее ответ); у «слабых» при повышении силы выше некоторой средней величины наблюдается снижение силы ответа.
В большинстве случаев для относительно слабого типа нервной системы характерны также более тонкие пороги чувствительности, длительные переживания даже при небольших психотравмирующих воздействиях.
Основанием для отнесения к преимущественно сильному типу нервной системы со стороны возбуждения являются следующие показатели:
1) способность длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая интенсивности и продуктивности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости от заданной деятельности);
2) умение преодолевать трудности и неудачи в работе, стремление к трудностям, настойчивость, упорство в достижении цели;
3) повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности;
4) стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых, незнакомых ситуациях;
5) способность быстро
справиться и мобилизовать
Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели.
О силе тормозного процесса можно судить по способности к волевой задержке, быстроте формирования тонких дифференцировок по поведенческим реакциям, характеризуемых преобладанием тормозного компонента. Основанием для отнесения к преимущественно «сильному» типу нервной системы со стороны торможения являются следующие показатели:
1) высокая работоспособность, особенно в неинтересном деле;
2) сдержанность в поступках, в разговоре (даже, несмотря на психотравмирующую ситуацию);
3) сдержанность в общении
(умение хранить интересные
4) неторопливость в принятии решений;
5) быстрое и прочное формирование различных навыков, связанных с тонкими дифференцировками и волевой задержкой;
6) неторопливость в
движении, в речи, скупая пантомимика,
медленное и тщательное
Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели.
О подвижности нервных процессов, имея в виду прежде всего переход от возбуждения к торможению и обратно, можно судить по следующим показателям:
1) преимущественно быстрый темп деятельности, даже при освоении новой работы;
2) быстрое освоение
нового материала (а иногда
и быстрое его забывание при
отсутствии соответствующих
3) легкость и активность
в новых знакомствах,
4) быстрое освоение, быстрая адаптация в новой обстановке;
5) быстрое засыпание или пробуждение;
6) живая речь, мимика, общая подвижность.
Основанием для включения в группы относительно инертных являются противоположные признаки.
С помощью наблюдения учитель может оценить интеллектуальные способности учащихся, их умение оперировать информацией, логично, системно и последовательно излагать мысли. Следует научить учителя обращать внимание в ходе наблюдения за учащимися на следующие характеристики их интеллектуальной сферы:
1) отсутствие системности
в изложении какого-либо
2) поверхностный анализ факторов;
3) необоснованные заключения;
4) примитивность заключений и выводов;
5) противоречивость собственным посылкам;
6) категоричность утверждений, ни на чем не основанная;
7) абсурдность заключений, выводов, заявлений;
8) неспособность понять
переносный смысл шуток,
9) чрезмерная обидчивость
из-за явно незначительных
В процессе общения (и накопления психодиагностической информации) опытный педагог может собрать определенные сведения о наличии у некоторых учащихся повышенной нервозности, психопатических черт. Судить о таких чертах можно по ряду признаков. При этом учитель не правомочен делать окончательное заключение, а должен обратиться за консультацией к психиатру. [21, с.144]
В школьном возрасте появляются новые мотивы (потребности, интересы, желания). Происходит интегрирование всей мотивационной системы. Мотивы, базирующиеся на интересах, и поставленные самими учащимися цели приобретают большую устойчивость. В мотивах подростков содержится аргументация и предвидение последствий принятого решения, что свидетельствует о дальнейшей интеграции мотивационной сферы. [7, с.157]
Приводим методики, разработанные для исследования потребностно-мотивационной и волевой сфер школьника.
Изучение познавательной потребности
Предложена В.С. Юркевичем и предназначена для учителей, которые на основе наблюдений и бесед с другими учителями, а также с родителями школьника должны выбрать ответы на вопросы следующей анкеты:
Таблица 1
Анкета «Изучение
№ п/п |
Вопросы |
Возможные ответы |
Балл |
1 |
Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (час-полтора - для младшего школьника, несколько часов подряд - для подростков)? |
а) часто б) иногда в) очень редко |
5 3 1 |
2 |
Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность? |
а) помучиться, но самому найти ответ б) когда как в) получить готовый ответ от других |
5 3 1 |
3 |
Много ли читает школьник дополнительной литературы? |
а) постоянно, много б) иногда много, иногда ничего не читает в) мало или совсем ничего не читает |
5 3
1 |
4 |
Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? |
а) очень эмоционально б) когда как в) эмоции ярко не выражены
(по сравнению с другими |
5 3
1 |
5 |
Часто ли задает вопросы? |
а) часто б) иногда в) очень редко |
5 3 1 |
Информация о работе Методы психодиагностики детей младшего школьного возраста