Методы психодиагностики детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть методы психодиагностики младших школьников.
Задачи исследования: 1)выявить когнитивные особенности младших школьников;
2)рассмотреть личностные особенности младших школьников;
3)раскрыть поведенческие особенности младших школьников;
4)рассмотреть когнитивные методы психодиагностики младших школьников;
5)раскрыть личностные методы психодиагностики;
6)определить поведенческие методы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности младшего школьного возраста 5
1.1 Когнитивные особенности младших школьников 5
1.2 Личностные особенности младшего школьного возраста 7
1.3 Поведенческие особенности младших школьников 10
Глава 2. Методы психодиагностики младших школьников 13
2.1 Когнитивные методы психодиагностики младших школьников 13
2.2 Личностные методы психодиагностики младших школьников 17
2.3 Поведенческие методы психодиагностики младших школьников 23
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

Методы психодиагностики детей млад школьного возраста - АГУ.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

 

Обработка и интерпретация  результатов

Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов: 17—25 баллов — потребность выражена сильно, 12-16 баллов — умеренно, меньше 12 баллов — слабо.

Изучение направленности на приобретение знаний

Проведение исследования

Инструкция

Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.

Текст опросника

1. Получив плохую отметку,  ты, придя домой:

а)  сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;

б) садишься смотреть телевизор  или играть па компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.

2.  После получения  хорошей отметки ты:

а)  продолжаешь добросовестно  готовиться к следующему уроку;

б)  не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.

3.  Бывает ли, что  ты остаешься недоволен ответом,  а не отметкой:

а)  да;

б)  нет.

4.  Что для тебя  учеба:

а)  познание нового;

б)  обременительное  занятие.

5.  Зависят ли твои  отметки от тщательности подготовки к уроку:

а)  да;

б)  нет.

6.  Анализируешь ли  ты после получения низкой  отметки, что ты сделал неправильно:

а)  да;

б)  нет.

7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:

а)  да;

б)  нет.

8.  Легко ли ты  втягиваешься в учебу после  каникул:

а)  да;

б)  нет.

9.  Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за  болезни учителя:

а)  да;

б)  нет.

10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь:

а)  да;

б)  нет.

11.  Что, по-твоему, лучше  — учиться или болеть:

а)  учиться;

б)  болеть.

12.  Что для тебя  важнее — отметки или знания:

а)  отметки;

б)  знания.

Обработка и интерпретация  результатов

За каждый ответ в  соответствии с ключом начисляется 1 балл.

Ключ к опроснику.

О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы:

а)  на вопросы 1-6, 8-11;

б)  на вопросы 7 и 12.

Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует  о степени выраженности мотивации  на приобретение знаний.

Методика «Направленность на отметку» (табл. 2)

Инструкция

Дается ряд вопросов. Ответьте на них, поставив в соответствующей ячейке знаки «+» («Да») или «-» («Нет»). [7, с.160]

Таблица 2

Опросник «Направленность  на отметку»

Вопрос

Да

Нет

1. Помнишь ли ты, когда  получил первую в жизни двойку?

2. Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько  хуже, чем у других учеников класса?

3. Бывает ли, что перед  контрольной работой сердце у  тебя начинает учащенно биться?

4. Краснеешь ли ты  при объявлении тебе плохой  отметки?

5. Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день плохое настроение?

6. Если тебя долго  не вызывают, это тебя заботит?

7. Волнует ли тебя  реакция сверстников на полученную  тобой отметку?

8. После получения  хорошей отметки готовишься ли  ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят?

9. Тревожит ли тебя  ожидание опроса?

10. Было бы тебе интересно  учиться, если бы отметок вообще  не было?

11. Захочешь ли ты, чтобы  тебя спросили, если будешь знать,  что отметку за ответ не поставят?

12. После получения  отметки на уроке ты продолжаешь  активно работать?

   

 

Обработка и интерпретация  результатов

Начисляется по 1 баллу  за ответы «Да» на вопросы по позициям 1-9 и за ответы «Нет» — по позициям 10-12. Подсчитывается общая сумма баллов.

Чем больше набрана сумма  баллов, тем в большей степени у учащегося выражена направленность на отметку.

Сопоставление баллов по этой методике и методике «Направленность  на приобретение знаний» показывает преобладание той или иной тенденции  у данного ученика: на знания или на отметку.

Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств

Довольно полную характеристику волевой активности субъекта можно  получить, наблюдая за его настойчивостью, инициативностью, решительностью, самостоятельностью, выдержкой, организованностью и дисциплинированностью, проявляемых в каком-нибудь виде деятельности. Эти волевые качества, отражающие активирующую и сдерживающую функции воли, наиболее ярко проявляются в действиях и поступках субъектов, удобны для наблюдения, характерны для всех видов деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа). Что касается целеустремленности, то о ней можно судить по проявлению указанных выше качеств.

Признаки волевых качеств  школьников

Признаки дисциплинированности:

-сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.);

-добровольное выполнение  правил, установленных коллективом  (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.);

-недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т. п.);

-соблюдение хорошего  поведения при изменении обстановки.

Признаки самостоятельности:

-выполнение субъектом  посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.);

-умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.);

-умение отстоять свое  мнение, не проявляя при этом  упрямства, если не прав;

-умение соблюдать  выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости:

-стремление постоянно  доводить начатое дело до конца;

-умение длительно  преследовать цель, не снижая  энергии в борьбе с трудностями;

-умение продолжать  деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;

-умение проявить упорство  при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.)

Признаки выдержки:

-проявление терпения  в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);

-умение держать себя  в конфликтных ситуациях (при  спорах, незаслуженном обвинении  и т. д.);

-умение тормозить  проявление чувств при сильном  эмоциональном возбуждении (большой  радости, негодовании и т. д.);

-умение контролировать  свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки организованности:

-соблюдение определенного  порядка, способствующего успеху  в деятельности (держать в порядке  книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);

-планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки;

-умение вносить в свою деятельность, определенную организацию при изменении обстановки.

Признаки решительности:

-быстрое и обдуманное  принятие решений при выполнении того или   другого действия или поступка;

-выполнение принятого  решения без колебаний, уверенно;

-отсутствие растерянности  при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;

-проявление решительных  действий в непривычной обстановке.

Признаки инициативности:

-проявление субъектом  творчества, выдумки, рационализации;

-участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

-активная поддержка  коллектива в реализации намеченных планов;

-стремление проявить  инициативу в непривычной обстановке.

Оценка силы волевых  качеств

Оценка силы волевых  качеств производится по пятибалльной системе 5 — волевое качество очень сильно развито, 4 — сильно развито, 3 — развито, 2 — очень слабо развито, 1 — волевое качество не присуще данному субъекту (для большей точности оценка может быть выражена с десятыми долями балла, например 3,7 или 4,2 и т. д.).

Общая оценка каждого  волевого качества определяется как  среднеарифметическое, полученное от деления суммы оценок данного качества на число оценивающих. Если среднеарифметическое равно 4, и выше, данное качество проявляется сильно, в остальных случаях — волевое качество считается слабо проявляющимся. Так определяется сила каждого из изучаемых волевых качеств.

Оценка устойчивости того или другого волевого качества производится по частоте проявления признаков данного качества. Волевое качество считается более или менее устойчивым, если один из его признаков обнаруживается у наблюдаемого субъекта в данной деятельности в среднем три и более раза в неделю или если два и более признака проявляются в среднем не менее двух раз в неделю за время наблюдения за субъектом. При более редком проявлении признаков волевое качество считается неустойчивым.

Таким образом, если волевое  качество определенной силы и устойчивости проявляется только в одном виде деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа), можно считать, что это влияние мотива, интереса к данной деятельности, если в двух и более видах деятельности — что это, скорее всего, качество личности.

 

Заключение

В результате проделанной  работы сделаем соответствующие  выводы.

В школе могут использоваться все те методы психодиагностического обследования учащихся, которые применяются и в научно-исследовательской работе. Однако многие из них достаточно трудоемки, рассчитаны на применение специальной аппаратуры. Поэтому на практике чаще всего обращаются к сравнительно простым тестам, включающим опрос, наблюдение, анализ документов и психодиагностический эксперимент, представляющий собой, в частности, решение испытуемыми серии специальных психодиагностических задач в стандартных, контролируемых условиях.

Основной психодиагностический инструментарий представляют собой тесты. Их множество, и они разделяются на группы по следующим основным признакам: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные, количественные и качественные, градуальные и альтернативные, общие и специальные. Индивидуальные тесты предназначены для работы психолога с каждым испытуемым в отдельности; групповые допускают одновременное тестирование нескольких испытуемых. Вербальные тесты основаны на анализе собственных высказываний испытуемых, невербальные используют для обобщений и выводов иные признаки, кроме речи. Количественные тесты позволяют получать числовые показатели степени развитости изучаемого свойства, а качественные — давать его развернутую описательную характеристику. Градуальные тесты дают возможность выразить в цифрах степень развитости изучаемого свойства при помощи определенной шкалы; альтернативные допускают только два взаимоисключающих вывода типа «да» или «нет». Общие тесты предназначены для исследования какого-либо психологического свойства общего характера, например общего интеллекта. Специальные тесты оценивают некоторое особенное свойство, отличающее человека от других людей, например вербальное или образное мышление.

В качестве оснований  для классификации тестов чаще всего  используют цель, содержание и форму  психологического тестирования, производимого с их помощью. По характеру цели тесты делят на предназначенные для отбора, распределения и классификации испытуемых. В первом случае решается задача отбора некоторого числа людей для определенной деятельности или решения какой-либо проблемы. Во втором и третьем случаях всю обследованную выборку испытуемых разделяют на группы в соответствии с фактическими результатами тестирования по отдельным его показателям или по нескольким соответственно.

Специальных методов  изучения личности и межличностных отношений младших школьников, как и дошкольников, не так уж много, во всяком случае, гораздо меньше, чем аналогичных психодиагностических методов для взрослых, подростков и юношей. Однако потребность в точной личностной и коммуникативной диагностике детей этого возраста не меньше, чем в диагностике более старших детей, а если речь идет о сфере образования — то даже больше, так как становление личности и межличностных отношений — это одна из задач образования.

При проведении личностной и межличностной психодиагностики детей младшего школьного возраста возникают проблемы. Младшие школьники, особенно учащиеся первых двух классов, по своей психологии и поведению еще очень похожи на старших дошкольников.

Информация о работе Методы психодиагностики детей младшего школьного возраста