Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 13:17, курсовая работа
Проблема конфликта была актуальна всегда. Возникновение и эффективное разрешение конфликтов, проведение, поиск компромисса вызывает интерес не только у профессиональных психологов и социологов, но у политиков, руководителей, педагогов, социальные работников, словом, все тех, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
Тесное взаимодействие людей в большом коллективе нередко приводит к непониманию и, как следствие, конфликтным ситуациям. Процесс протекания внутригрупповых социально-психологических процессов обусловлен спецификацией и иерархизацией межличностных взаимосвязей в рамках взаимодействия и общения членов группы, а также статусным и ролевым расслоением.
Введение………………………………. …………………………… ?
1. Понятие конфликта……………… ……………………………. ?
1.1. Определение конфликтной ситуации……………………….. ?
1.2. Классификации конфликтов…………………………………… ?
1.2.1. Классификации конфликтов по М.Дойчу……………………?
1.2.2. Конфликтные типы личности….......................................... … ?
2. Стратегии поведения в конфликте……………………………. ?
2.1. Стили поведения в конфликтной ситуации ……………………?
2.2. Положительное и отрицательное воздействие конфликта… ?
2.2.1. Положительное воздействие конфликта по У.Линкольну…. ?
2.2.2. Отрицательное воздействие конфликта по У.Линкольну…. ?
2.3. Методы преодоления конфликтов……………………………. ?
Заключение………………………………............................................?
Выводы……………………………………………………………… ?
Список литературы…....................................................................... ?
Работа с конфликтами не исчерпывается перечисленными методами. В соответствии с ситуацией могут быть найдены и другие эффективные организационные методы управления конфликтами.
Сообразуясь с ситуацией, учитывая индивидуально-психологические особенности участников конфликта, необходимо применять различные межличностные стили разрешения конфликтов, однако стратегия сотрудничества должна быть основной, так как именно она чаше всего делает конфликт функциональным. Тактика сотрудничества приводит к самым эффективным решениям при сохранении дружеских отношений.
2.2. Положительное и отрицательное воздействие конфликта
Основоположник самостоятельного направления в изучении конфликтов в американской социологии и социальной психологии— конфликтологии —У. Ф. Линкольн подходит к рассмотрению конфликта с позиций здравого смысла и прагматизма и придерживается точки зрения, что конфликт имеет не только отрицательное воздействие на участников и обстановку в группе , но также и положительное.
2.2.1. Положительное воздействие конфликта по У. Линкольну
По У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:
· конфликт ускоряет процесс самосознания;
· под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;
· способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;
· приводит к объединению единомышленников;
· способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;
· способствует расстановке приоритетов;
· играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;
· благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;
· приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;
· благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.
2.2.2. Отрицательное воздействие конфликта по У.Линкольну
Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:
· конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
· он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и
стабильность;
· препятствует быстрому осуществлению перемен;
· приводит к потере поддержки;
· ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;
· вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;
· вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
· вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;
· в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;
· конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;
· конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.
2.3. Методы преодоления конфликтов
Исследования показали, что любой
конфликт может быть разрешён,
если известны соответствующие
методы. Но при этом обязательно
должны быть рассмотрены
а). Разрешение конфликта с учётом сущности и содержания противоречия.
В этом случае необходимо:
-отличить повод
от истинной причины конфликта,
-определить его деловую основу;
-уяснить истинные, а не декларативные мотивы вступления людей в конфликт.
б). Разрешение конфликта с учётом его целей. Крайне важно быстро определить цели конфликтующих сторон, провести чёткую границу между особенностями межличностного и делового взаимодействия. Если личностные цели являются доминирующими, то целесообразно к оппоненту применить сначала меры воспитательного воздействия, выдвинуть определённые жёсткие требования. Если один из оппонентов имеет более высокий ранг по отношению к другому, то ему следует указать на необходимость придерживаться определённых норм поведения.
в). Разрешение конфликта с учётом эмоциональных состояний. Если конфликт принял эмоциональный характер и сопровождается бурными реакциями, то целесообразно показать на конкретных примерах, как высокая напряжённость влияет на результативность работы, как оппоненты теряют свою объективность, как у них снижается критичность. Иными словами, необходима разъяснительная беседа в спокойной и доверительной обстановке.
г). Разрешение конфликта с учётом особенностей его участников. В этом случае, прежде чем приступить к разрешению конфликта, необходимо разобраться в особенностях личности каждого: отличаются ли они уравновешенностью, склонны ли к аффективному поведению, каковы их доминирующие черты характера, выраженность темперамента и т.д.Это поможет не только правильно разобраться в мотивах поведения, но и выбрать верный тон в общении при разрешении конфликта.
д). Разрешение конфликта с учётом его динамики. Известно, что конфликт развивается по определённым стадиям. Естественно, для каждой из них существуют определённые формы его разрешения. Если на первых стадиях, когда конфликт только начинает назревать, целесообразно провести смягчающую беседу, то на этапе бескомпромиссных столкновений необходимо применить все возможные меры, вплоть до административных. Здесь также нужно определить выбор воздействия с учётом личностных особенностей конфликтующих и характера их действий.
Одним
из эффективных методов
В
психологических рекомендациях
Ещё один приём преодоления конфликтов носит название "объективизация".Он является, пожалуй, наиболее действенным. Суть его состоит опять же в обращении к "третейскому судье",но "судья"должен вести себя в какой то мере необычно. Разбор конфликта в этом случае происходит в два этапа. Первый этап называется "откровенный разговор":оппонентам разрешается давать друг другу оценки, высказываться практически как угодно, главное, чтобы они выговорились ,а третье лицо в это время должен отделить предмет конфликта от объекта. Второй этап и есть объективизация.
Конфликт как бы раскладывается на составные части, каждый из оппонентов должен изложить свои версии и объяснение причин возникшей ситуации, не оглядываясь при этом на мнение оппонента и не давая ему каких-либо эмоциональных оценок. Доказано, что если конфликт "разложить" на составляющие, рассмотреть беспристрастно каждое действие оппонентов, то он утрачивает эмоциональную напряжённость и превращается из эмоционального в деловой. Последний - решить который проще, т.к. в нём отсутствуют психологические барьеры участников и решения принимаются в рамках здравого смысла.
Заключение
Представители ранних школ управления считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления.
В наше время всё чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом.
Конфликты возникают во всех сферах человеческой жизни. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия.
В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта.
Но это, конечно, не означает, что конфликт всегда носит только положительный характер. В случае личностного неприятия участниками друг друга, конфликт будет только разрастаться, или просто превратится в замкнутый круг, смысл которого - во взаимных обвинениях и обидах.
Очень важно, чтобы конфликты способствовали принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений. Именно тогда возникшие конфликты будут функциональны. Если же они препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений, то они становятся дисфункциональными, то есть - не приносят никакой пользы.
Именно поэтому нужно раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, научиться правильно ими управлять. Следует научиться анализировать конфликты: понимать их причины и возможные последствия.
Литература
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.:ЮНИТИ,1999.
2. Вишневская А.В. “Конфликтология”
3. Гришина Н.В. “Психология
4. Дружинин В.Н. “Психология семьи.” – М.:КСП,1996.
5. Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984
6. Емельянов С.М. “Практикум по конфликтологии.” СПб.,2000
7. Зеркин Д.П. “Основы конфликтологии.” Ростов н/Д., 1998
8. Кабушкин Н.И. “Основы менеджмента.” – Минск: Амалфея, 1998.
9. Конфликтология/Под ред. А.С. Кармина. – Спб.: Лань,1999.
10.Крылов А.А. Психология.
11. Мастенбрук У. “Управление конфликтными ситуациями и развитие организации.” – М.: Инфр-М, 1996.
12. Морозов А.В. “Деловая психология.” СПб., 2000
13. Сулимова М.С. “Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов.” – М.,Ин-т практической психологии,1999.
14. Станкин М. Конфликт и его разрешение // Управление персоналом. 1999. .
15. Козрев Г.И. “Введение в конфликтологию: учебное пособие.”- М.: Владос,1999.
Вика! Список литературы надо расширить за счет включения иностранных авторов, на которых ты ссылаешься в начале своей работы. Проверь, чтобы в тексте работы были все ссылки на авторов твоего списка литературы, или сократи этот список! Внимательно изучи методичку, разберись во всем – это важно!
Работа получилась неплохая. Что меня порадовало – ты, пожалуй, единственная, сумевшая сделать правильные выводы из чужого текста. Фактически - это литературный обзор по проблеме конфликтов! Уверена, что ты сможешь теперь правильно составить 1-ю главу Диплома, или будущей диссертации…
Над каждым листом написанного текста надо ежедневно работать: вычитывать текст, вносить поправки, править ошибки и стиль, улучшать и вносить дополнения. Доработай на досуге все в этом ключе, главное - вычитай и исправь все ошибки. Поработай над стилем изложения. Оставь на память! Это непременно пригодится тебе в будущем. «Отлично» я тебе уже поставила и, думаю, что не зря!
Успеха в учебе и в науке! О.Б.