Межличностные отношения в группе детей с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: межличностные отношения дошкольников в группе.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений в группе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в группе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи действуют присущие нормально развивающимся детям социально-психологические закономерности (наличие «изолированных», «звезд», «предпочитаемых»), но выраженность речевого дефекта все равно в большой степени влияет на межличностные отношения детей. У детей с данной речевой патологией присутствуют как положительные выборы по отношению друг к другу, так и отрицательные.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Состояние проблемы исследования межличностных отношений в группе детей с общим недоразвитием речи
Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме исследования………………………………………….7
Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………9
Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………….13
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений в группе детей с общим недоразвитием речи
Цель, задачи, экспериментальная база и методика исследования..18
Анализ результатов исследования………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………...23
Литература………………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Минобрнауки Росси1.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)


Минобрнауки России

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Череповецкий государственный  университет»

Институт педагогики и  психологии

Кафедра дефектологического образования

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: Психология детей с нарушением речи

на тему: Межличностные отношения в группе детей с общим недоразвитием речи

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

Кукушкина Анастасия  Ивановна

Специальность: 050717.65

Группа: 4КП-31

Научный руководитель:

к. п. н. доцент

Леханова Ольга  Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Череповец

2012 – 2013 г.

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1.  Состояние проблемы исследования межличностных отношений в группе детей с общим недоразвитием речи

    1. Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме исследования………………………………………….7
    2. Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………9
    3. Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………….13

Глава 2. Экспериментальное  изучение межличностных отношений  в группе детей с общим недоразвитием  речи

    1. Цель, задачи, экспериментальная база и методика исследования..18
    2. Анализ результатов исследования………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………...23

Литература………………………………………………………………………25

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дошкольное детство-это  уникальный период в жизни человека. Именно в это время закладываются основы формирования всесторонне развитой личности. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. А.Н. Леонтьев назвал дошкольное детство периодом первоначального фактического складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения [10].

Это период приобщения ребенка к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Именно в дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. И к старшему дошкольному возрасту, он явно предпочитает общество сверстника обществу взрослого.

Следует отметить, что  немаловажную роль в этом отношении  играет дошкольное учреждение. Ведь жизнь  в детском саду способствует развитию межличностных отношений. Дошкольная группа - это генетически ранняя ступень социальной организации людей[11].

Первый опыт отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.

С учетом сказанного следует отметить, что нередко в группе детского сада между детьми возникают отношения, которые не вырабатывают у них  гуманных чувств друг к другу, а, наоборот, воспитывают нечто прямо противоположное.  Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Отсутствие же их ведет к состоянию напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивность. Это плохо в обоих случаях, ибо может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.

Проблема межличностных отношений у детей дошкольного возраста привлекает все большее внимание исследователей у нас в стране и за рубежом, так как основы отношений человека к окружающей действительности и людям закладываются именно в этот период, в период дошкольного детства, который отечественные психологи считают периодом первоначального становления личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин).

Данные положения позволяют  подчеркнуть, что на развитие личности ребенка влияет группа сверстников. Ведь взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только возможность познания окружающего мира, но и возможность общения с детьми своего возраста. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, вступают в межличностные отношения, которые являются своеобразной школой социальных отношений. Кроме того, в отношениях со сверстниками обогащаются образы себя и другого человека, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка.

          В реальной жизни отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в действиях, направленных на него, то есть в общении. А основой общения является речь. Поэтому наличие общего недоразвития речи у детей приводит к нарушениям межличностных отношений, а это в свою очередь создает серьезные проблемы на пути их развития[5].

Именно в этом аспекте проблема межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является очень актуальной. Это и обусловило цель настоящего исследования.

Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: межличностные отношения дошкольников в группе.

Предмет исследования: особенности межличностных отношений в группе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в группе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи действуют присущие нормально развивающимся детям социально-психологические закономерности (наличие «изолированных», «звезд», «предпочитаемых»), но выраженность речевого дефекта все равно в большой степени влияет на межличностные отношения детей. У детей с данной речевой патологией присутствуют как положительные выборы по отношению друг к другу, так и отрицательные.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования мы поставили следующие задачи:

    1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
    2. Подобрать диагностического инструментария и осуществить экспериментальное исследование по проблеме.
    3. Интерпретировать результаты исследования.
    4. Обобщить и оформить результаты исследования.

         Для решения поставленных задач  и проверки исходных положений  был использован комплекс методов исследования:

  1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы.
  2. Экспериментальный: методика «Капитан корабля» (Е.О.Смирновой); методика «Два домика» (в модификации Т.Д.Марцинковской).
  3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Эксперимент проводился на базе МБДОУ «Ботовский детский сад комбинированного вида». В эксперименте принимали участие 7 детей с ОНР III  и 7 детей с нормальным развитием речи старшего дошкольного возраста.

Практическая  значимость определяется возможностью использования полученных результатов для коррекции и формирования межличностных отношений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в работе дошкольных психологов, логопедов и воспитателей логопедических групп дошкольных учреждений.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (31 источник) и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Состояние  проблемы исследования межличностных  отношений в группе детей с  общим недоразвитием речи

    1. Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме исследования

 

Человек - существо социальное, поэтому он постоянно включается в отношения с другими людьми, вступает в общение. В процессе общения  люди постоянно взаимодействуют  друг с другом, проявляя свою личность.

Межличностные отношения  – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения  – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга[18].

Они возникают внутри каждого вида общественных отношений и охватывают значительный круг явлений, которые можно квалифицировать с учетом трех компонентов взаимодействия:

  1. восприятие и понимание людьми друг друга;
  2. межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);
  3. взаимовлияние и поведение.

Важнейшая специфическая  черта межличностных отношений  –эмоциональная основа, то есть они  возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды эмоциональных проявлений: аффекты, эмоции и чувства. Направленность человека на внешний или внутренний мир (экстравертированность или интравертированность) является важной характеристикой, влияющей на межличностные отношения.

Вся система отношений  человека реализуется в общении. «В нормальных обстоятельствах отношения  человека к окружающему его предметному  миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу»[9], то есть, включены в общение.

Общение – это такое  поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются  межличностные отношения.

В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, то есть выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в общении воплощаются и общественные, то есть безличные по своей природе, отношения. Вне общения немыслимо человеческое общество.

Е.О.Смирновой была выдвинута гипотеза о том, что человеческие отношения, как к себе, так и к другим, имеют двойственную природу. Отношения людей основаны на двух противоречивых началах, которые можно обозначить как: «Обособленность» или «Я» «Он» и второе начало «Сопричастность» или «Я» «Ты»[24].

В первом типе другой является внешне противопоставленным существом, определяющим через совокупность своих  качеств, и эти качества могут  стать предметом познания, оценки или использования в своих  интересах.

Второе начало предполагает не сводимость человека к каким-либо конечным, определенным характеристикам; он может быть только субъектом общения или обращения, где выступает как целостная личность.

В реальных человеческих отношениях эти два начала не могут  существовать в чистом виде и постоянно «перетекают» одно в другое.

Таким образом, отношения  к себе и к другим можно считать  разным, но неразрывно связанными сторонами  единого самосознания.

Данные положения позволяют  подчеркнуть, что отношение к  другому далеко не всегда имеет внешние  проявления. Оно может существовать и проявляться без каких-либо коммуникативных актов; его можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу; оно может существовать и на уровне сознания или внутренней душевной жизни (в форме переживаний, представлений, образов и другое).

В связи с вышесказанным  подчеркнем, что межличностные отношения  существуют внутри каждого вида общественных отношений. Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте  взаимодействия между людьми.

А также следует отметить, что в реальной жизни отношение  к другому человеку проявляется, прежде всего, в действиях, направленных на него, то есть в общении. Отношения  можно рассматривать как мотивационную  основу общения и взаимодействия людей. Уникальной основой всех отношений к себе, к другим людям и к окружающему миру являются чувства человека.

1.2. Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

На протяжении дошкольного  детства ребенок вступает в контакты разного рода со взрослыми и сверстниками.

Данные ряда исследований показывают, что общение ребенка  со сверстниками может возникнуть и  развиваться только на основе общения с взрослым[7]. Между тем, опыт первых отношений с другими, равными ребенку людьми (со сверстниками), является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка.

Межличностные отношения  в детской группе представляют собой  достаточно сложное социально-психологическое  явление и подчиняются определенным закономерностям. Первая из них –  обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которое возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая характеристика межличностных отношений в детской группе – это их зависимость от совместной деятельности. Третья особенность – их уровневая природа.

Информация о работе Межличностные отношения в группе детей с общим недоразвитием речи