Межличностные отношения в группе детей с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: межличностные отношения дошкольников в группе.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений в группе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в группе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи действуют присущие нормально развивающимся детям социально-психологические закономерности (наличие «изолированных», «звезд», «предпочитаемых»), но выраженность речевого дефекта все равно в большой степени влияет на межличностные отношения детей. У детей с данной речевой патологией присутствуют как положительные выборы по отношению друг к другу, так и отрицательные.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Состояние проблемы исследования межличностных отношений в группе детей с общим недоразвитием речи
Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме исследования………………………………………….7
Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………9
Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………….13
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений в группе детей с общим недоразвитием речи
Цель, задачи, экспериментальная база и методика исследования..18
Анализ результатов исследования………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………...23
Литература………………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Минобрнауки Росси1.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

Наличие речевого дефекта оказывает отрицательное влияние на формирование личности ребенка и его отношений с окружающими. Особенности взаимодействия таких детей формируются специфично в связи с особенностями их личностного развития. Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Не сформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Дети замкнуты, конфликтны, плохо идут на контакт, малообщительны.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное  изучение межличностных отношений  в группе детей с общим недоразвитием  речи

2.1. Цель, задачи, экспериментальная база и методика исследования

Учитывая то, что в  настоящее время значительно  возросло количество детей с речевой  патологией, чрезвычайно важно выяснить действительно ли межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеют свои особенности и отличаются от межличностных отношений их сверстников с нормальным речевым развитием. Исследование межличностных отношений проводилось на базе МБДОУ «Ботовского детского сада комбинированного вида».

Экспериментальная выборка составила 14 детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет). Из них 7 детей с нормальным речевым развитием и 7 детей с общим недоразвитием речи III уровня (см. Приложение 2).

Исходя из цели и задач  исследования, мы подобрали адекватные методики диагностики межличностных  отношений у детей старшего дошкольного  возраста:

  1. Методика «Капитан корабля» (Е.О. Смирновой)[12].
  2. Методика «Два домика» (в модификации Т.Д. Марцинковской)[12].

Методика «Капитан корабля» (см. Приложение 1):

Цель: социометрическое изучение и оценка межличностных  предпочтений в группе детей дошкольного  возраста.

По мнению многих психологов, социометрия позволяет увидеть скрытые от непосредственного наблюдения отношения членов группы, их межличностные предпочтения.

Методику «Два домика» (см. Приложение 1):

Цель: исследование межличностных отношений у детей дошкольного возраста, выявление симпатий и антипатий.

 

    1. Анализ результатов исследования

Анализируя полученные результаты, мы сравнивали показатели в двух выборках детей: I группа – дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием; II группа – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Сравним результаты методики «Капитан корабля». Мы осуществили анализ и интерпретацию данных, зафиксированных в социометрических таблицах.

Рассмотрим первый параметр нашего анализа – количество положительных  и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком.

Таблица 1

Сравнительный анализ статусного положения в группе сверстников детей старшего дошкольного  возраста

№ п/п

Статусная категория

I группа

II группа

Абс.число

%

Абс.число

%

I

«звезды»

3

43

5

71

II

«предпочитаемые»

1

14

1

14

III

«принятые»

1

14

1

14

IV

«отверженные» или «игнорируемые»

2

28

-

-


Из таблицы 1 видно, что во время эксперимента дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (II группа) отрицательные выборы делали реже, чем дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (I группа): общее количество отрицательных выборов у детей I группы – 24%, II группы – 10%. Многие дети из II группы при ответе на третий вопрос (Кого из детей ты ни за что не взял бы с собой в плавание?) затруднялись, долго раздумывали. Дети из II группы испытывали затруднения в понимании инструкции, присутствовало изобилие необоснованных пауз в речи, много раз повторяли прежде сказанное.

Также следует отметить, что в группе детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием только 14% детей не получили отрицательных выборов, а в группе с общим недоразвитием речи III уровня 42% детей не получили отрицательных выборов (см. Приложение 3).

Полученные данные говорят  о том, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня демонстрируют положительное отношение к сверстникам, преобладание положительных выборы по отношению друг к другу над отрицательными (см. Приложение 3).

Второй параметр нашего исследования – уровень благополучия взаимоотношений.

Мы получили высокий  уровень благополучия взаимоотношений  как в I, так и во II группах, то есть в данных группах большее количество детей имеют благоприятный статус: I и II статусная категория (см. Таблицу 1). Высокий уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Таблица №2

Сравнительный анализ количества выборов у детей старшего дошкольного  возраста


      Параметр анализа

 

Выборка детей

Количество положительных выборов

Количество отрицательных выборов

Количество взаимных выборов

Абс.число

%

Абс.число

%

Абс.число

%

I группа

17

35

12

24

12

26

II группа

27

55

5

10

24

49


 

Третий параметр нашего исследования – коэффициент взаимности.

Коэффициент взаимности – это индекс групповой сплоченности, выражает характер отношений, существующих в группе. Коэффициент взаимности I группы – 40%, II группы – 75%, из чего следует, что I группа относится к III уровню взаимности (высокий), II группа – к IV уровню взаимности (сверхвысокий).

Таким образом, результаты методики «Капитан корабля» позволяют  сделать вывод о том, что в  группе детей старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи III уровня действуют те же закономерности, что и в группе детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием, то есть уровень благополучия взаимоотношений и коэффициент взаимности являются достаточно высоким. Между тем, в межличностных отношениях у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается преобладание положительных выборов по отношению к окружающим сверстникам.

Рассмотрим сравнительный анализ результатов методики «Два домика». Анализу и интерпретации подвергались данные, зафиксированные в социометрических таблицах (см. Приложение 3).


Таблица 3


Сравнительный анализ количества выборов у детей старшего дошкольного  возраста


      Параметр анализа

 

 

Выборка детей

Количество положительных выборов

Количество отрицательных выборов

Количество взаимных выборов

Абс.число

%

Абс.число

%

Абс.число

%

I группа

18

37

12

24

20

41

II группа

24

49

8

16

27

55


Из таблицы 3 видно, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня положительные выборы делают чаще, чем отрицательные: 49% положительных выборов против 8% отрицательных. В то время как у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием положительные выборы составляют 37%, а отрицательные – 24%. В связи с этим количество взаимных выборов у детей II группы превышает количество взаимных выборов у детей I группы.

Полученные данные свидетельствуют  о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи III уровня наблюдается преобладание положительных выборов по отношению к окружающим сверстникам.

Итак, сопоставляя результаты исследования, мы видим, что у детей  старшего дошкольного возраста с  общим недоразвитием речи III уровня преобладают положительные выборы по отношению друг к другу над отрицательными. Данные результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1 Сравнительный  анализ общего количества положительных  выборов у детей старшего дошкольного  возраста

Вывод по главе.

Анализ результатов  показал, что у детей с общим  недоразвитие речи, так же как и у нормально развивающихся сверстников в группе действуют  те же социально-психологические закономерности (наличие «изолированных», «звезд», «предпочитаемых»), но выраженность речевого дефекта все равно в большой степени влияет на межличностные отношения детей. Дети не решительно, с трудом идут на контакт, малообщительны. Дети затрудняются в ответах на вопросы, долго раздумывают, редко дают отрицательные выборы. У детей с данной речевой патологией присутствуют как положительные выборы по отношению друг к другу, так и отрицательные.

 

Заключение

Анализ психологических  и педагогических источников по проблеме межличностных отношений показал, что исследованиями в данной области  занимались многие зарубежные и отечественные  психологи и педагоги.

Исследователи, занимавшиеся данной проблемой, отмечают, что понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально – чувственном аспекте. Также исследователи рассматривают межличностные отношения как мотивационную основу общения и взаимодействия людей.

Межличностные отношения человека представляют собой уникальную социальную систему, центром которой является сам человек, его потребности и мотивы, доминирующие индивидуальные особенности, социальные качества, цели и типичные шаблоны поведения.

Также мы выяснили, что к старшему дошкольному возрасту, сверстник становится для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самоутверждения, но и самодостаточной личностью, субъектом обращения его целостного неразложимого «Я».

Учитывая то, что в  дошкольном возрасте у ребенка возникают  довольно сложные и разнообразные  межличностные отношения со сверстниками, следует отметить, что именно от этого зависит насколько ребенок  чувствует себя спокойным, в какой  мере он усваивает нормы этих отношений. Ведь межличностные отношения со сверстниками в значительной степени определяют дальнейшее становление личности ребенка.

Экспериментальное исследование показало, что в группе детей старшего дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи III уровня действуют те же закономерности, что и в коллективе их сверстников с нормальным речевым развитием (наличие «изолированных», «звезд», «предпочитаемых»), уровень благополучия взаимоотношений и коэффициент взаимности достаточно высок. У детей с данной речевой патологией преобладают положительные выборы по отношению друг к другу над отрицательными.

Таким образом, гипотеза исследования, что в группе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи действуют присущие нормально развивающимся детям социально-психологические закономерности (наличие «изолированных», «звезд», «предпочитаемых»), но выраженность речевого дефекта все равно в большой степени влияет на межличностные отношения детей. У детей с данной речевой патологией присутствуют как положительные выборы по отношению друг к другу, так и отрицательные.

Данные результаты помогут в работе дошкольных психологов, логопедов, воспитателей логопедических групп дошкольных учреждений для коррекции и формирования межличностных отношений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Информация о работе Межличностные отношения в группе детей с общим недоразвитием речи