Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: межличностные отношения дошкольников в группе.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений в группе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в группе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи действуют присущие нормально развивающимся детям социально-психологические закономерности (наличие «изолированных», «звезд», «предпочитаемых»), но выраженность речевого дефекта все равно в большой степени влияет на межличностные отношения детей. У детей с данной речевой патологией присутствуют как положительные выборы по отношению друг к другу, так и отрицательные.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Состояние проблемы исследования межличностных отношений в группе детей с общим недоразвитием речи
Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме исследования………………………………………….7
Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………9
Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………….13
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений в группе детей с общим недоразвитием речи
Цель, задачи, экспериментальная база и методика исследования..18
Анализ результатов исследования………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………...23
Литература………………………………………………………………………25
Наличие речевого дефекта оказывает отрицательное влияние на формирование личности ребенка и его отношений с окружающими. Особенности взаимодействия таких детей формируются специфично в связи с особенностями их личностного развития. Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Не сформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Дети замкнуты, конфликтны, плохо идут на контакт, малообщительны.
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений в группе детей с общим недоразвитием речи
2.1. Цель, задачи, экспериментальная база и методика исследования
Учитывая то, что в настоящее время значительно возросло количество детей с речевой патологией, чрезвычайно важно выяснить действительно ли межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеют свои особенности и отличаются от межличностных отношений их сверстников с нормальным речевым развитием. Исследование межличностных отношений проводилось на базе МБДОУ «Ботовского детского сада комбинированного вида».
Экспериментальная выборка составила 14 детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет). Из них 7 детей с нормальным речевым развитием и 7 детей с общим недоразвитием речи III уровня (см. Приложение 2).
Исходя из цели и задач исследования, мы подобрали адекватные методики диагностики межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста:
Методика «Капитан корабля» (см. Приложение 1):
Цель: социометрическое изучение и оценка межличностных предпочтений в группе детей дошкольного возраста.
По мнению многих психологов, социометрия позволяет увидеть скрытые от непосредственного наблюдения отношения членов группы, их межличностные предпочтения.
Методику «Два домика» (см. Приложение 1):
Цель: исследование межличностных отношений у детей дошкольного возраста, выявление симпатий и антипатий.
Анализируя полученные результаты, мы сравнивали показатели в двух выборках детей: I группа – дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием; II группа – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Сравним результаты методики «Капитан корабля». Мы осуществили анализ и интерпретацию данных, зафиксированных в социометрических таблицах.
Рассмотрим первый параметр нашего анализа – количество положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком.
Таблица 1
Сравнительный анализ статусного положения в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста
№ п/п |
Статусная категория |
I группа |
II группа | ||
Абс.число |
% |
Абс.число |
% | ||
I |
«звезды» |
3 |
43 |
5 |
71 |
II |
«предпочитаемые» |
1 |
14 |
1 |
14 |
III |
«принятые» |
1 |
14 |
1 |
14 |
IV |
«отверженные» или «игнорируемые» |
2 |
28 |
- |
- |
Из таблицы 1 видно, что во время эксперимента дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (II группа) отрицательные выборы делали реже, чем дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (I группа): общее количество отрицательных выборов у детей I группы – 24%, II группы – 10%. Многие дети из II группы при ответе на третий вопрос (Кого из детей ты ни за что не взял бы с собой в плавание?) затруднялись, долго раздумывали. Дети из II группы испытывали затруднения в понимании инструкции, присутствовало изобилие необоснованных пауз в речи, много раз повторяли прежде сказанное.
Также следует отметить, что в группе детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием только 14% детей не получили отрицательных выборов, а в группе с общим недоразвитием речи III уровня 42% детей не получили отрицательных выборов (см. Приложение 3).
Полученные данные говорят о том, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня демонстрируют положительное отношение к сверстникам, преобладание положительных выборы по отношению друг к другу над отрицательными (см. Приложение 3).
Второй параметр нашего исследования – уровень благополучия взаимоотношений.
Мы получили высокий уровень благополучия взаимоотношений как в I, так и во II группах, то есть в данных группах большее количество детей имеют благоприятный статус: I и II статусная категория (см. Таблицу 1). Высокий уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.
Таблица №2
Сравнительный анализ количества выборов у детей старшего дошкольного возраста
Параметр анализа
Выборка детей |
Количество положительных |
Количество отрицательных |
Количество взаимных выборов | |||
Абс.число |
% |
Абс.число |
% |
Абс.число |
% | |
I группа |
17 |
35 |
12 |
24 |
12 |
26 |
II группа |
27 |
55 |
5 |
10 |
24 |
49 |
Третий параметр нашего исследования – коэффициент взаимности.
Коэффициент взаимности – это индекс групповой сплоченности, выражает характер отношений, существующих в группе. Коэффициент взаимности I группы – 40%, II группы – 75%, из чего следует, что I группа относится к III уровню взаимности (высокий), II группа – к IV уровню взаимности (сверхвысокий).
Таким образом, результаты методики «Капитан корабля» позволяют сделать вывод о том, что в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня действуют те же закономерности, что и в группе детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием, то есть уровень благополучия взаимоотношений и коэффициент взаимности являются достаточно высоким. Между тем, в межличностных отношениях у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается преобладание положительных выборов по отношению к окружающим сверстникам.
Рассмотрим сравнительный
Таблица 3
Сравнительный анализ количества выборов у детей старшего дошкольного возраста
Параметр анализа
Выборка детей |
Количество положительных |
Количество отрицательных |
Количество взаимных выборов | |||
Абс.число |
% |
Абс.число |
% |
Абс.число |
% | |
I группа |
18 |
37 |
12 |
24 |
20 |
41 |
II группа |
24 |
49 |
8 |
16 |
27 |
55 |
Из таблицы 3 видно, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня положительные выборы делают чаще, чем отрицательные: 49% положительных выборов против 8% отрицательных. В то время как у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием положительные выборы составляют 37%, а отрицательные – 24%. В связи с этим количество взаимных выборов у детей II группы превышает количество взаимных выборов у детей I группы.
Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается преобладание положительных выборов по отношению к окружающим сверстникам.
Итак, сопоставляя результаты исследования, мы видим, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня преобладают положительные выборы по отношению друг к другу над отрицательными. Данные результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1 Сравнительный анализ общего количества положительных выборов у детей старшего дошкольного возраста
Вывод по главе.
Анализ результатов показал, что у детей с общим недоразвитие речи, так же как и у нормально развивающихся сверстников в группе действуют те же социально-психологические закономерности (наличие «изолированных», «звезд», «предпочитаемых»), но выраженность речевого дефекта все равно в большой степени влияет на межличностные отношения детей. Дети не решительно, с трудом идут на контакт, малообщительны. Дети затрудняются в ответах на вопросы, долго раздумывают, редко дают отрицательные выборы. У детей с данной речевой патологией присутствуют как положительные выборы по отношению друг к другу, так и отрицательные.
Заключение
Анализ психологических
и педагогических источников по проблеме
межличностных отношений
Исследователи, занимавшиеся данной проблемой, отмечают, что понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально – чувственном аспекте. Также исследователи рассматривают межличностные отношения как мотивационную основу общения и взаимодействия людей.
Межличностные отношения человека представляют собой уникальную социальную систему, центром которой является сам человек, его потребности и мотивы, доминирующие индивидуальные особенности, социальные качества, цели и типичные шаблоны поведения.
Также мы выяснили, что к старшему дошкольному возрасту, сверстник становится для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самоутверждения, но и самодостаточной личностью, субъектом обращения его целостного неразложимого «Я».
Учитывая то, что в
дошкольном возрасте у ребенка возникают
довольно сложные и разнообразные
межличностные отношения со сверстниками,
следует отметить, что именно от
этого зависит насколько
Экспериментальное исследование показало, что в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня действуют те же закономерности, что и в коллективе их сверстников с нормальным речевым развитием (наличие «изолированных», «звезд», «предпочитаемых»), уровень благополучия взаимоотношений и коэффициент взаимности достаточно высок. У детей с данной речевой патологией преобладают положительные выборы по отношению друг к другу над отрицательными.
Таким образом, гипотеза исследования, что в группе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи действуют присущие нормально развивающимся детям социально-психологические закономерности (наличие «изолированных», «звезд», «предпочитаемых»), но выраженность речевого дефекта все равно в большой степени влияет на межличностные отношения детей. У детей с данной речевой патологией присутствуют как положительные выборы по отношению друг к другу, так и отрицательные.
Данные результаты помогут в работе дошкольных психологов, логопедов, воспитателей логопедических групп дошкольных учреждений для коррекции и формирования межличностных отношений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Информация о работе Межличностные отношения в группе детей с общим недоразвитием речи