Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: межличностные отношения дошкольников в группе.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений в группе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в группе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи действуют присущие нормально развивающимся детям социально-психологические закономерности (наличие «изолированных», «звезд», «предпочитаемых»), но выраженность речевого дефекта все равно в большой степени влияет на межличностные отношения детей. У детей с данной речевой патологией присутствуют как положительные выборы по отношению друг к другу, так и отрицательные.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Состояние проблемы исследования межличностных отношений в группе детей с общим недоразвитием речи
Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме исследования………………………………………….7
Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………9
Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………….13
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений в группе детей с общим недоразвитием речи
Цель, задачи, экспериментальная база и методика исследования..18
Анализ результатов исследования………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………...23
Литература………………………………………………………………………25
Литература
Приложение 1
Методика «Капитан корабля».
Цель: социометрическое изучение и оценка межличностных предпочтений в группе детей дошкольного возраста.
По мнению многих психологов, социометрия позволяет увидеть скрытые от непосредственного наблюдения отношения членов группы, их межличностные предпочтения.
Во время индивидуальной беседы ребёнку показывается рисунок корабля, и задаются вопросы:
В заготовленной социометрической таблице (матрице) фиксируются
выборы детей. Затем осуществляется подсчёт положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребёнком, находятся взаимные выборы, которые отмечаются , подсчитываются и записываются в социоматрицы.
Полученные результаты подвергаются анализу и интерпретации в следующих направлениях:
Методика «Два домика».
Цель: исследование межличностных отношений у детей дошкольного возраста, выявление симпатий и антипатий.
Для проведения методики мы приготовили два нарисованных домика. Один из них – большой, красивый, красного цвета. Другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Во время индивидуальной беседы ребенку показывались обе картинки: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». Все выборы мы заносили в социометрическую таблицу. После окончания беседы мы спрашивали у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.
Затем мы подсчитали, полученные каждым ребенком, положительные и отрицательные выборы, нашли и подсчитали взаимные выборы. Полученные результаты фиксировались в социоматрице.
При анализе и интерпретации результатов этой методики симпатии и антипатии ребенка напрямую связывались с размещением сверстников в красном и черном домиках.
Наглядный материал:
Методика №1.
Методика №2
Приложение 2
I группа
ФИ |
Дата рождения |
Возраст | |
Юля К. |
N(норма) |
03.04.07 |
5 лет |
Олег К. |
N(норма) |
17.04.07 |
5 лет |
Арсений Б. |
N(норма) |
29.05.07 |
5 лет |
Аня В. |
N(норма) |
27.02.07 |
5 лет |
Женя К. |
N(норма) |
18.09.07 |
5 лет |
Надя В. |
N(норма) |
05.03.07 |
5 лет |
Лёша С. |
N(норма) |
18.10.07 |
5 лет |
II группа:
ФИ |
Диагноз |
Дата рождения |
Возраст |
Наташа Ф. |
ОНР III уровня |
23.09.07 |
5 лет |
Коля М. |
ОНР III уровня |
26.02.07 |
5 лет |
Саша Д. |
ОНР III уровня |
25.01.07 |
5 лет |
Максим П. |
ОНР III уровня |
12.03.07 |
5 лет |
Женя З. |
ОНР III уровня |
20.04.07 |
5 лет |
Кирилл К. |
ОНР III уровня |
04.07.07 |
5 лет |
Катя Г. |
ОНР III уровня |
18.03.07 |
5 лет |
Приложение 3
Социоматрицы:
«Капитан корабля»
I группа:
ФИ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1) Юля К. |
|
||||||
2) Олег К. |
|||||||
3) Сеня Б. |
|||||||
4) Аня В. |
|||||||
5) Женя К. |
|||||||
6) Надя В. |
|||||||
7) Лёша С. |
II группа:
ФИ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1) Наташа Ф. |
|||||||
2) Коля М. |
|||||||
3) Саша Д. |
|||||||
4) Максим П. |
|||||||
5) Женя З. |
|||||||
6) Кирилл К. |
|||||||
7) Катя Г. |
«Два домика»:
I группа:
ФИ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1) Юля К. |
|
||||||
2) Олег К. |
|||||||
3) Сеня Б. |
|||||||
4) Аня В. |
|||||||
5) Женя К. |
|||||||
6) Надя В. |
|||||||
7) Лёша С. |
II группа:
ФИ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1) Наташа Ф. |
|||||||
2) Коля М. |
|||||||
3) Саша Д. |
|||||||
4) Максим П. |
|||||||
5) Женя З. |
|||||||
6) Кирилл К. |
|||||||
7) Катя Г. |
Социограммы.
«Капитан корабля»
Условные обозначения:
——> позитивный односторонний выбор,
<——> позитивный обоюдный выбор,
------> негативный односторонний выбор,
<------> негативный обоюдный выбор.
«Два домика»:
I группа
II группа:
Информация о работе Межличностные отношения в группе детей с общим недоразвитием речи