Межличностные отношения в группе детей с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: межличностные отношения дошкольников в группе.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений в группе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в группе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи действуют присущие нормально развивающимся детям социально-психологические закономерности (наличие «изолированных», «звезд», «предпочитаемых»), но выраженность речевого дефекта все равно в большой степени влияет на межличностные отношения детей. У детей с данной речевой патологией присутствуют как положительные выборы по отношению друг к другу, так и отрицательные.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Состояние проблемы исследования межличностных отношений в группе детей с общим недоразвитием речи
Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме исследования………………………………………….7
Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………9
Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………….13
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений в группе детей с общим недоразвитием речи
Цель, задачи, экспериментальная база и методика исследования..18
Анализ результатов исследования………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………...23
Литература………………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Минобрнауки Росси1.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Баженова О.В., Морозова Е.И. Практикум по патопсихологии. – М., 1987.
  2. Барилденко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности // Вопросы психологии. №4, 1996.
  3. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М., 1983.
  4. Бурлачук, Морозов. Справочник по психодиагностики. – С-Пб., 2003.
  5. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М., 2004.
  6. Жан Пиаже. Речь и мышление ребёнка. – М., 1994.
  7. Землянухина Т. М., Лисина М. И. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте//Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982.
  8. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2000.
  9. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – М., 1972.
  11. Лисина М.И. Развитие общения дошкольников. – М., 1977.
  12. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.
  13. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., 1995.
  14. Немов Р.С. Психология. Книга 3. – М., 1995.
  15. Основы специальной психологии / под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.
  16. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.
  17. Отношения между сверстниками в группе детского сада / под ред. Т.А. Репиной. – М., 1978.
  18. Психология. Словарь / под ред, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.
  19. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М., 1978.
  20. Репина Т.А. Социально – психологическая характеристика группы детского сада. – М., 1988.
  21. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 1996.
  22. Смирнова Е.О. Развитие отношений к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии - №3, 1996.
  23. Смирнова Е.О. Ранний онтогенез межличностных отношений // Вопросы психологии - №6, 1994.
  24. Смирнова Е.О. Психология. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). – Абакан, 1998.
  25. Субботский Е.В. Психология отношений партнёрства у дошкольников. – М., 1976.
  26. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Основы логопедической работы с детьми. - М, 2003.
  27. Шашкина Р.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М., 2003.
  28. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П. Азбука общения. – С-Пб., 2004.
  29. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.
  30. Энциклопедия психологических тестов. Общение. Лидерство. Межличностные отношения. – М., 1997.
  31. Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: диссертация кандидата педагогических наук: [электронный ресурс]: URL//http://www.dissland.com/catalog/formirovanie_kommunikativnoy_deyatelnosti_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_s_obshchim_nedorazv.html

Приложение 1

Методика «Капитан корабля».

Цель: социометрическое изучение и оценка межличностных  предпочтений в группе детей дошкольного  возраста.

По мнению многих психологов, социометрия позволяет увидеть скрытые от непосредственного наблюдения отношения членов группы, их межличностные предпочтения.

Во время индивидуальной беседы ребёнку показывается рисунок  корабля, и задаются вопросы:

  1. Представь, что ты – капитан этого корабля и отправляешься в дальнее плавание, кого из детей группы ты взял бы себе в помощники?
  2. Кого из детей группы ты ни за что не взял бы с собой в плавание и оставил на берегу?

В заготовленной социометрической таблице (матрице) фиксируются

выборы детей. Затем осуществляется подсчёт положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребёнком, находятся взаимные выборы, которые отмечаются , подсчитываются и записываются в социоматрицы.


Полученные результаты подвергаются анализу и интерпретации  в следующих направлениях:

  1. Количество положительных (1 вопрос) и отрицательных (2 вопрос) выборов, полученных каждым ребенком. В зависимости от этого, ребенка, получившего 5-4 и более выборов, можно считать «звездой», 3 выбора – «предпочитаемым», 1-2 выбора – «принятым», в группу «отверженных» (или «игнорируемых») относят детей, которых никто не выбрал(0 положительных выборов), а также тех, у кого количество отрицательных выборов превышает количество положительных выборов.
  2. Уровень благополучия взаимоотношений. Уровень благополучия взаимоотношений определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных категорий. Если большинство детей группы оказываются в благоприятных категориях («звезды», «предпочитаемые»), Уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом соотношении – как средний; при преобладании в группе детей из неблагоприятных категорий («принятые», «отверженные») – как низкий.
  3. Коэффициент взаимности. Он вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. По величине показателя коэффициент взаимности можно отнести к одному из четырех уровней взаимности: I – КВ=15-20% (низкий), II – КВ=21-30% (средний), III – КВ=31-40% (высокий), IV – КВ=40% и выше (сверхвысокий).

Методика «Два домика».

Цель: исследование межличностных отношений у детей дошкольного возраста, выявление симпатий и антипатий.

Для проведения методики мы приготовили два нарисованных домика. Один из них – большой, красивый, красного цвета. Другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Во время индивидуальной беседы ребенку показывались обе картинки: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». Все выборы мы заносили в социометрическую таблицу. После окончания беседы мы спрашивали у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Затем мы подсчитали, полученные каждым ребенком, положительные и  отрицательные выборы, нашли и  подсчитали взаимные выборы. Полученные результаты фиксировались в социоматрице.

При анализе и интерпретации  результатов этой методики симпатии и антипатии ребенка напрямую связывались с размещением сверстников в красном и черном домиках.

 

Наглядный материал:

Методика №1.

Методика №2

Приложение 2

I группа

ФИ

 

Дата рождения

Возраст

Юля К.

N(норма)

03.04.07

5 лет

Олег К.

N(норма)

17.04.07

5 лет

Арсений Б.

N(норма)

29.05.07

5 лет

Аня В.

N(норма)

27.02.07

5 лет

Женя К.

N(норма)

18.09.07

5 лет

Надя В.

N(норма)

05.03.07

5 лет

Лёша С.

N(норма)

18.10.07

5 лет


 

II группа:

ФИ

Диагноз

Дата рождения

Возраст

Наташа Ф.

ОНР III уровня

23.09.07

5 лет

Коля М.

ОНР III уровня

26.02.07

5 лет

Саша Д.

ОНР III уровня

25.01.07

5 лет

Максим П.

ОНР III уровня

12.03.07

5 лет

Женя З.

ОНР III уровня

20.04.07

5 лет

Кирилл К.

ОНР III уровня

04.07.07

5 лет

Катя Г.

ОНР III уровня

18.03.07

5 лет


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Социоматрицы:

«Капитан корабля»

I группа:

ФИ

1

2

3

4

5

6

7

1) Юля К.

 

 

         

2) Олег К.

             

3) Сеня Б.

             

4) Аня В.

             

5) Женя К.

             

6) Надя В.

             

7) Лёша С.

             

 

II группа:

ФИ

1

2

3

4

5

6

7

1) Наташа Ф.

             

2) Коля М.

             

3) Саша Д.

             

4) Максим П.

             

5) Женя З.

             

6) Кирилл К.

             

7) Катя Г.

             

 

«Два домика»:

I группа:

ФИ

1

2

3

4

5

6

7

1) Юля К.

 

 

         

2) Олег К.

             

3) Сеня Б.

             

4) Аня В.

             

5) Женя К.

             

6) Надя В.

             

7) Лёша С.

             

 

 

II группа:

ФИ

1

2

3

4

5

6

7

1) Наташа Ф.

             

2) Коля М.

             

3) Саша Д.

             

4) Максим П.

             

5) Женя З.

             

6) Кирилл К.

             

7) Катя Г.

             

 

Социограммы.

«Капитан корабля»

 

Условные обозначения:

——> позитивный односторонний выбор,

<——> позитивный обоюдный выбор, 

------> негативный  односторонний выбор,

<------> негативный обоюдный выбор.

«Два домика»:

I группа

 

 

 

II группа:

 

 

 


Информация о работе Межличностные отношения в группе детей с общим недоразвитием речи