Межличностный конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:27, реферат

Описание работы

Всякое понятие, которое входит в сферу мышления и чувств человека вызывает у него определенные ассоциации. Когда произносится слово «конфликт», то возникающие при этом у говорящего или слушающего человека ассоциации несут в себе, как правило, отрицательный оттенок. Если кто-либо говорит, что ему пришлось оказаться в конфликтной ситуации, чаще всего мы представляем людей раздраженных, возбужденных, враждебно настроенных по отношению друг к другу. Большинство людей искренне и чаще всего обоснованно рассматривают конфликт как нечто такое, чего нужно любыми путями избегать.

Содержание работы

Введение 3
Понятие межличностного конфликта 4
Причины межличностных конфликтов 5
Типы межличностных конфликтов 8
Функции межличностных конфликтов 9
Динамика межличностных конфликтов 10
Объект и предмет межличностного конфликта 11
Стили поведения в межличностном конфликте 11
Типы людей, участвующих в межличностном конфликте 12
Разрешение конфликта 17
Заключение 20
Литература

Файлы: 1 файл

КР по социальной психологии.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Р Е Ф Е  Р А Т 

 

Межличностный конфликт

 

 

 

 

 

по дисциплине «Социальная психология»

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение                                                                                                          3

Понятие межличностного конфликта                                                           4

Причины межличностных  конфликтов                                                         5

Типы межличностных конфликтов                                                               8

Функции межличностных конфликтов                                                           9

Динамика межличностных конфликтов                                                       10

Объект и предмет межличностного конфликта                                           11

Стили поведения в межличностном  конфликте                                          11

Типы людей, участвующих в межличностном  конфликте                         12

Разрешение конфликта                                                                                   17

Заключение                                                                                                      20

Литература                                                                                                       21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Всякое понятие, которое  входит в сферу мышления и чувств человека вызывает у него определенные ассоциации. Когда произносится слово  «конфликт», то возникающие при этом у говорящего или слушающего человека ассоциации несут в себе, как правило, отрицательный оттенок. Если кто-либо говорит, что ему пришлось оказаться в конфликтной ситуации, чаще всего мы представляем людей раздраженных, возбужденных, враждебно настроенных по отношению друг к другу. Большинство людей искренне и чаще всего обоснованно рассматривают конфликт как нечто такое, чего нужно любыми путями избегать. [1, с.3]  

Однако при более  вдумчивом отношении к конфликтам, которые пронизывают буквально  все сферы жизни общества и  без которых не возникает в  общественной жизни ничего нового – ни в труде, ни в политике, ни в культуре, ни в спорте, ни в быту – оказывается, что возникновение и развитие конфликтных ситуаций и взаимодействий – явление не только не неизбежное, но и необходимое. Отдельные индивиды, их группы, общество в целом смогут достичь более эффективных результатов в своих действиях, если они не будут закрывать глаза на конфликты, а следовать определенным правилам, помогающим конфликты разрешать и регулировать. [1, с.4]     

Конфликт – столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которое люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия, объективные или субъективные, реальные или иллюзорные. Порой достаточно самого незначительного повода и конфликт может вспыхнуть. [6, с.4]  

Потенциальные источники  возникновения конфликтов всегда имеются  в деятельности любой организации. Возникающие конфликты могут  вызывать самые разнообразные последствия  для коллектива и взаимоотношений людей, которые в нем работают. Известны случаи, когда попытки избежать конфликта приводили к снижению эффективности работы и ухудшали психологический климат в коллективе, а порой даже приводили к деструктивным изменениям, так как суть возможного конфликта состояла в борьбе прогрессивного с устаревшим, с различными пережитками, несправедливыми действиями. В других ситуациях конфликты имели самые негативные последствия для коллектива. При этом сознательные усилия по разрешению возникших противоречий именно конфликтным путем приводили к невосполнимым потерям – обидам, переживаниям людей, негативным социальным установкам. Все это, естественно, отражается на деловых отношениях и парализует работу. Встречались и другие ситуации, когда именно конфликт помогал решить наболевшие проблемы. Иными словами, к самому факту конфликта нельзя относится однозначно.  [6, с.5]

Умение оптимально вести  себя в конфликтных ситуациях  чрезвычайно важно для руководителя любого уровня. Руководитель должен очень  хорошо представлять себе истинные причины конфликтов, динамику их развития, должен уметь предвосхищать возможные действия противоборствующих сторон, выступать, если необходимо, в качестве «третейского судьи». Но если он сам оказался вовлеченным в конфликт, то действовать следует четко, решительно, умело управлять ситуацией. Для этого руководителю, прежде всего, необходимо хорошо понимать психологические механизмы самих конфликтов, причин их возникновения и действий людей в конфликтных ситуациях. [6, с.5]

 

ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

 

Личность формируется  и развивается в сложном и  многогранном процессе взаимодействия с социумом, в системе общественных отношений, среди которых наиболее значительными для нее являются ее отношения с другими личностями, т.е. межличностные отношения. Каждый индивид, включенный в совместную деятельность и общение с другими людьми, сопричастен к такой специфической форме социальной активности, которая направлена на производство и воспроизводство межличностных отношений. В процессе взаимодействия с другими людьми проявляются две основных тенденции - устойчивость, стабильность ее позиций, установок, оценок, действий, с одной стороны, и  их изменчивость – с другой. Один полюс личностного бытия человека в межличностной сфере составляет стереотипность его поведенческих стратегий, устойчивость убеждений и установок, константность действий в изменяющихся условиях среды, стабильность личностных черт и диспозиций, тенденция сохранения и репродуцирования прошлого опыта, но другой, противоположный ему полюс включает в себя вариабельность поведенческих стратегий, смену убеждений и установок, трансформацию прошлого опыта, выработку новых личностных черт и самопреобразование. [1, с.169]

В процессе взаимодействия этих полюсов человек адаптируется к окружающей социальной среде, к особенностям существующих в ней межличностных отношений. Разумеется, масштабы, способы, особенности адаптационного процесса зависят как от специфики социальной среды, так и от внутреннего мира самой данной личности. В развертывании этого процесса она может (в зависимости от ее успешности) испытывать либо удовлетворенность, положительное отношение к окружающим и их приятие, чувство социального комфорта и т.п., либо, напротив, неудовлетворенность и фрустрированность, тревожность, отрицательное отношение к окружающим, ощущение социальной незащищенности и т.д. Если в первом случае межличностные отношения развиваются преимущественно по принципу сотрудничества, товарищества, а нередко и дружбы, то во втором гораздо чаще возникают ситуации соперничества, конфликтности. В последнем случае субъект межличностных отношений принимает в расчет индивидуальность или собственное мнение партнера по таким отношениям только в той мере, в какой это служит его цели преобразования, отстранения или подавления соперника. [1, с.170]

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих  субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных  целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми. [4, с.160]

В межличностном конфликте  каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие. [4, с.160]

 Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным, и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благополучных обстоятельствах.

Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. [4, с.161]

 

ПРИЧИНЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

 

В большинстве случаев  межличностные конфликты порождаются  объективными социальными факторами, которые действуют на уровне всего  общества, данной социальной общности (семья, учебный или трудовой коллектив и т.п.) или конкретного лица, порой даже не осознаваемыми конфликтующими сторонами и их окружением. Реализуясь через проявление личностных характеристик и социально-психологических явлений, эти факторы нередко воспринимаются как субъективные, хотя имеют несомненную объективную основу.

Среди объективных причин межличностных конфликтов чаще всего в роли детерминантов выступают ресурсно-материальные факторы, такие, например, как недостаток материальных средств в семье или в производственном коллективе. Существенную роль в возникновении межличностных конфликтов играют также социально-отношенческие факторы, когда одному из участников конфликтного взаимодействия представляется, что его соперник несправедливо наделен управленческими полномочиями по отношению к нему и использует их в личных интересах, в ущерб личному делу, или кто-то из сослуживцев занимает в организации пост, который должен принадлежать обиженному этим человеком. [1, с.170]

На эти объективные факторы возникновения межличностных конфликтов нередко наслаиваются действия факторов субъективного характера. К их числу принадлежат, в частности, поведенческие факторы, такие, как эгоистичность, грубость, лживость, стремление к превосходству. К этой же группе субъективных источников возникновения межличностных конфликтов относятся и существующие  между взаимодействующими индивидами различия в представлениях о ценностях: о добре и зле, о справедливости, о должном, уместном или неуместном в поступках окружающих людей и т.п.

К сфере субъективных причин возникновения межличностных  конфликтов относятся личностные особенности взаимодействующих индивидов, в частности, их различия в ожиданиях, в чувствах уверенности и безопасности, в потребностях любви и одобрения и т.п. чаще всего межличностные конфликты вспыхивают тогда, когда слова, оценки, поступки одного партнера по взаимодействию не совпадают с ожиданиями другого, резко расходятся с ними или противоречат им. [1, с.171]

При всем многообразии причин и особенностей протекания различных  межличностных конфликтов всем им присуща  одна отличительная черта: они в большей или меньшей степени связаны с особым психическим состоянием, называемым фрустрацией. Фрустрация возникает обычно вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, и переживается особенно эмоционально, когда в качестве такой помехи предстают позиция, поступки, действия другого индивида. [1, с.172]

Среди различных видов  разнообразных конфликтных взаимодействий чаще всего возникают и сильнее  всего эмоционально переживаются участниками  именно межличностные конфликты. Их значительно более широкая распространенность, острота выражения и эмоциональная насыщенность обусловлена прежде всего активным включением всех ресурсов личности в их возникновение, протекание и разрешение. Чаще всего на их развязывание влияют пять факторов, в сильной степени воздействующие на межличностные отношения индивидов:

а) личностные особенности  индивида, включая его темперамент, характер, мировоззрение, ценностные ориентации, его интересы, потребности и представления  о самом себе;

б) социальные роли, выполняемые индивидом в той или иной общности (группе);

в) эмоциональные отношения  индивида с социальным окружением;

г) восприятие и оценка индивидом своего социального окружения;

д) поведение индивида по отношению к другим людям.

Сопоставление индивидом себя с партнерами по общению является практически межличностной оценкой. Когда индивиды в среде партнеров ведут себя в соответствии с результатами межличностных оценок, в их взаимоотношениях устанавливается межличностное равновесие, не приводящее к возникновению конфликтной ситуации. Однако такое равновесие существует не всегда. В межличностных отношениях могут возникать различные коллизии, противоречия, которые с достаточной степенью условности можно разделить на четыре вида:

  1. завышенная оценка себя и партнера;
  2. завышенная оценка себя и заниженная -  партнера;
  3. заниженная оценка себя и завышенная  - партнера;
  4. заниженная оценка себя и партнера.

Эти четыре вида взаимооценок составляют характерные особенности  ситуаций, в которых могут оказаться  партнеры по межличностным отношениям. Наиболее вероятно, что к конфликтным коллизиям скорее всего способны привести такие оценки, где происходит нарушение равновесия в оценках себя и партнера, причем преимущественно с завышением своих личных достоинств, умений, способностей и т.п. и принижением таковых у партнера. [1, с.173]

Наиболее типичными  причинами, приводящими к возникновению  конфликтных ситуаций в межличностном  общении могут быть следующие:

    1. принижение личности партнера, негативная оценка его действий, поступков;
    2. подчеркивание разницы между собой и партнером, причем разницы, ориентированной на завышение своих достоинств и принижение таковых у партнера;
    3. преуменьшение вклада партнера в общее дело;
    4. попытка обсуждать вопрос рационально, игнорируя состояние партнера, если он переживает сильную негативную эмоцию;
    5. полное непонимание или нежелание понять партнера, отсутствие с ним эмоционального контакта. [1, с.174]

Информация о работе Межличностный конфликт