Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:27, реферат
Всякое понятие, которое входит в сферу мышления и чувств человека вызывает у него определенные ассоциации. Когда произносится слово «конфликт», то возникающие при этом у говорящего или слушающего человека ассоциации несут в себе, как правило, отрицательный оттенок. Если кто-либо говорит, что ему пришлось оказаться в конфликтной ситуации, чаще всего мы представляем людей раздраженных, возбужденных, враждебно настроенных по отношению друг к другу. Большинство людей искренне и чаще всего обоснованно рассматривают конфликт как нечто такое, чего нужно любыми путями избегать.
Введение 3
Понятие межличностного конфликта 4
Причины межличностных конфликтов 5
Типы межличностных конфликтов 8
Функции межличностных конфликтов 9
Динамика межличностных конфликтов 10
Объект и предмет межличностного конфликта 11
Стили поведения в межличностном конфликте 11
Типы людей, участвующих в межличностном конфликте 12
Разрешение конфликта 17
Заключение 20
Литература
Экстраверты – Итнроверты.
Сенсорные – Интуитивисты.
Мыслительные – Чувствующие.
Решающие – Воспринимающие.
Каждому типу характера соответствуют четыре из приведенных предпочтений. Таким образом, получается шестнадцать типов характеров. Характер формируется за счет асимметрии левого и правого полушарий головного мозга к семи годам и не изменяется радикально в течение всей жизни. Правое полушарие формирует эмоции и подсознательную деятельность, левое – логическую и рассудочную деятельность. Поэтому экстраверты никогда не становятся интровертами, и наоборот. Также, как левши никогда не становятся правшами, хотя могут научиться наиболее эффективно действовать другой рукой. Только благодаря невероятным усилиям можно преодолеть «свою природу», но только в поведении. [4, с.166]
Проблема влияния типов характеров на возникновение межличностных конфликтов и их разрешение состоит в том, что люди с противоположными предпочтениями своих типов характеров могут оказаться в ситуации совместного решения одной задачи, и их совместное взаимодействие может оказаться под угрозой. Например, экстраверта или интроверта отличает друг от друга их отношение к внешнему миру. Экстраверты черпают свою энергию из внешнего мира. А интроверты находят эту энергию внутри себя. Они фиксируют интересы на явлениях собственного внутреннего мира, которому придают наивысшую ценность. Межличностные конфликты между экстравертами и интровертами могут возникать из-за различия отношений в решении задач. Экстраверт динамичен, он постоянно говорит, предпочитает обсуждать все вслух. Интроверт же должен все обдумать, прежде чем высказаться. Экстраверт легко переходит к новому повороту при обсуждении проблемы и снова начинает ее обсуждать. Для интроверта всякий поворот обсуждения ставит его в затруднительное положение, ему необходимо время для осмысления. При совместном решении проблемы экстраверт будет постоянно говорить, а интроверт молчать. Это молчание экстраверт может принимать за согласие и навязывать свое решение, с которым может быть в принципе не согласен интроверт, он просто не получил возможности высказаться. Такая ситуация чревата конфликтом. Более того, доминирующее поведение экстраверта при совместном взаимодействии с интровертом может послужить причиной болезни последнего. [4, с.167]
Экстраверты, как и интроверты, могут собирать информацию противоположными путями – сенсорными или интуитивным. Люди сенсорного типа собирают информацию, опираясь на свои чувства, им необходимо все увидеть, потрогать, услышать, понюхать. Для них важнее детали и факты и меньше всего то, что они значат. Люди интуитивных предпочтений, получив информацию с помощью органов чувств, интуитивно ищут их опосредованное значение и взаимосвязи между явлениями и внутри их. Интуитивисты ко всему подходят глобально. Любая встреча человека сенсорных предпочтений с интуитивным может обернуться конфликтом. [4, с.167]
По отношению людей к жизни в этой классификации их делят на решающих и воспринимающих. Решающие все планируют, решение принимают без напряжения, они всегда что-нибудь делают. Воспринимающие предпочитают накапливать информацию (все может измениться), они не торопятся принимать решения. При постоянном совместном взаимодействии между этими двумя типами могут возникнуть конфликтные ситуации тогда, когда они не понимают предпочтений своих характеров и характеров противной стороны.
Типология убедительно показывает, что характеры у людей разные, по крайней мере существует 16 типов характеров. Благополучное, бесконфликтное взаимодействие людей будет иметь большую вероятность, когда они будут уважительно относиться к мнению других. А различные взгляды на одно и тоже явление вполне естественны. Недоразумения из-за несовпадения типов характеров начинаются тогда, когда бескомпромиссно отстаиваются только свои собственные предпочтения. Чем лучше люди будут знать черты, в первую очередь, своего характера, тем плодотворнее будет их взаимодействие с другими людьми. У них будет возникать меньше претензий к другим людям. Такое поведение является самой благополучной средой для бесконфликтного общения. [4, с.167]
Несмотря на то, темперамент
и характер оказывают значительное
влияние на мотивацию поведения
людей в возникновении и
Личность развивается
и совершенствуется в процессе ее
социализации, активного усвоения и
воспроизводства социального
Поведение человека с заниженными притязаниями формирует у него «комплекс неполноценности», несамостоятельности, зависимости от других.
Э.Шостром в своей
концепции делит всех людей на
манипуляторов и
Манипуляторы – это люди, не доверяющие никому, в том числе, и себе. Поступки их пронизывают ложь (фальшивость, мошенничество), неосознанность (апатия, скука), контроль (замкнутость, намеренность) и цинизм (безверие). Манипуляторы всегда потенциально конфликтны.
Противоположность манипуляторам составляют актуализаторы. Их характеризуют честность (прозрачность, искренность, аутентичность), осознанность (отклик, жизненаполненность, интерес), свобода (спонтанность, открытость), доверие (вера, убеждение). Они глубоко верят в себя и других. У актуализаторов меньше проблем с окружающими, с ними легче урегулировать возникшие конфликты.
Д.Роттер делит всех людей на экстерналов и интерналов. Экстерналы полагают, что все, что с ними происходит, является результатом действия внешних сил, обстоятельств, случая, других людей и т.п. В своих неудачах они склонны обвинять других, что чревато конфликтными ситуациями при взаимодействии с людьми. Интерналы считают, что все происходящее с ними есть результат собственных усилий. Во всех собственных неудачах обвиняют только себя. Им присущи активная жизненная позиция, независимость, ответственность за свои поступки, межличностные конфликты для них неприемлемы. [4, с.168]
К.Леонгард разработал типологию акцентуированных личностей. Он показал, что людям с преувеличенным развитием каких-то черт характера свойственно поведение, которое отличается от нормы, но еще не превратилось в патологию. Некоторые из акцентуаций являются весьма благоприятной почвой для возникновения конфликтных ситуаций. Например, истероидная (демонстративная) акцентуация – это стремление привлечь к себе внимание любой ценой (слезы, обмороки, скандалы, болезни, хвастовство, склонность к лживости и фантазированию, отсутствие угрызений совести, склонность к необычным увлечениям). [4, с.169]
Нередко межличностные
конфликты возникают при
Типология «трудных людей», чаще других являющихся в межличностных отношениях инициаторами конфликтов, может быть построена и по другим основаниям. Довольно часто готовы пойти на конфликт личности, которых можно назвать «демонстративными». Они характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом, пусть даже и незаслуженным. Чтобы быть на виду, такие люди способны вступить в спор по любому поводу, что нередко завершается конфликтным противостоянием. [1, с.180]
Очень похожи на них так называемые «ригидные» личности, характеризующиеся завышенной самооценкой, негибкие в отстаивании своих суждений, позиций, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Излишняя прямолинейность, отсутствие такта в обращении с другими людьми могут вызвать конфликт с окружающими. К таким же последствиям нередко приводит поведение другой категории людей, которых довольно точно называют «неуправляемыми». Они отличаются импульсивностью, непредсказуемостью поведения, часто ведут себя вызывающе, агрессивно, а это порождает конфликты. [1, с.180]
В некоторых случаях инициаторами межличностных конфликтов выступают и люди, отличающиеся излишней скрупулезностью, подвергающие всех окружающих острой критике за любую неточность в суждениях, оценках, неосторожно сделанное движение, неудачно сказанное слово. Такие «сверхточные» личности характеризуются окружающими как «занудливые», а их завышенная требовательность к окружающим способна стать причиной межличностного конфликта. К такому же исходу в межличностных отношениях может привести чрезмерно гибкая, чрезмерно изменчивая позиция так называемых «безвольных» людей, лишенных собственных принципов и убеждений. Такие люди чаще всего сами на конфликт не идут, но попав под влияние более сильных по психоэнергетике личностей, легко становятся в руках последних невольными орудиями возникновения конфликтных ситуаций.
Перечисленные и другие типы «трудных» людей, очень часто инициирующих межличностные конфликты, обычно формируются не только вследствие тех или иных личностных характерологических особенностей индивидов, но, главным образом, вследствие неблагоприятных ситуаций в совместной деятельности и общении, которые раздражают, озлобляют их, делают несносными во взаимоотношениях с окружающими. Чем более неблагоприятным является социально-психологический фон повседневного межличностного взаимодействия, тем больше в социальном окружении оказывается «трудных людей», тем чаще вспыхивают межличностные конфликты. [1, с.181]
Углубленное представление о проявлениях темперамента, типа характера, особенностей личности дает реальную возможность для предотвращения и профилактики межличностных конфликтов, для их конструктивного разрешения, а также для создания атмосферы благоприятного взаимодействия. [4, с.169]
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА
Если конфликтное взаимодействи
1) выйти из конфликтной ситуации, избежать столкновения интересов, целей, позиций и т.п. не настаивая на своем, но и не уступая сопернику;
2) настоять на своем, пойдя при этом на обострение взаимоотношений с партнером;
3) уступить другому, пренебречь какими-то, не самыми главными своими интересами;
4) пойти на компромисс с соперником, уступив в чем-то в обмен на уступки с другой стороны;
5) попытаться разрешить конфликтную ситуацию поисками путей, удовлетворяющих пожелания, интересы и стремления обеих сторон. [1, с.184]
Разумеется, конкретно выбираемая линия (стратегия) поведения в любом из возможных вариантов взаимодействия с партнером определяется не только личностными особенностями втянутых в конфликтное взаимодействие лиц, но и обстоятельствами конкретной ситуации. Это взаимное наложение друг на друга двух рядов детерминации конфликтной ситуации – ситуационной и личностной – приводит к тому, что каждое конфликтное взаимодействие весьма своеобразно. Оно всегда индивидуально, если не по обстоятельствам своего возникновения и развертывания, то, как минимум, по личностным особенностям партнеров межличностного взаимодействия, каждый из которых вносит в него нечто свое, свойственное только ему. Поэтому задача выхода из конфликта или его разрешения каждый раз является новой и хотя бы в небольшой мере (а иногда и в очень большой) – творческой, требующей напряжения интеллектуальных и эмоциональных ресурсов личности, оказавшейся в конфликтной ситуации. [1, с.185]
В одной из популярных книг по переговорам приводится следующий пример. Два человека претендуют на один и тот же апельсин. В конце концов они договорились поделить его пополам. После этого один из них выжал сок из своей половинки апельсина и выбросил корку за ненадобностью. Другой, напротив, очистил корку от ненужной ему сердцевины, поскольку он нуждался именно в корке для приготовления торта. Если бы они вместо того, чтобы спорить, кому должен достаться единственный апельсин, говорили о своих интересах и пытались договориться, то могли бы выиграть вдвойне.
В межличностных столкновениях люди выражают свои претензии друг к другу в основном словами, в вербальной форме. Поэтому важную роль здесь играет то, как слова произносятся – в доброжелательной или агрессивной форме. Давно известно – слово лечит, но слово и калечит. Необходимо очень бережное отношение друг к другу в любой ситуации, бесконфликтное взаимодействие формирует у людей положительные эмоции. [4, с.169]
Если в межличностном конфликте преобладают негативные тенденции (взаимная неприязнь, обиды, подозрения, недоверие, враждебные настроения и т. д.) и оппоненты не могут или не желают идти на диалог, то в качестве первого этапа урегулирования конфликта следует использовать так называемые косвенные методы урегулирования межличностного конфликта. Рассмотрим некоторые из этих методов.