Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:27, реферат
Всякое понятие, которое входит в сферу мышления и чувств человека вызывает у него определенные ассоциации. Когда произносится слово «конфликт», то возникающие при этом у говорящего или слушающего человека ассоциации несут в себе, как правило, отрицательный оттенок. Если кто-либо говорит, что ему пришлось оказаться в конфликтной ситуации, чаще всего мы представляем людей раздраженных, возбужденных, враждебно настроенных по отношению друг к другу. Большинство людей искренне и чаще всего обоснованно рассматривают конфликт как нечто такое, чего нужно любыми путями избегать.
Введение 3
Понятие межличностного конфликта 4
Причины межличностных конфликтов 5
Типы межличностных конфликтов 8
Функции межличностных конфликтов 9
Динамика межличностных конфликтов 10
Объект и предмет межличностного конфликта 11
Стили поведения в межличностном конфликте 11
Типы людей, участвующих в межличностном конфликте 12
Разрешение конфликта 17
Заключение 20
Литература
Межличностный конфликт можно определить как взаимное отрицательное восприятие людей, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, оценок или потребностей, и связанную с этим отрицательную реакцию на слова и поступки человека, рассматриваемого в качестве нежелательного партнера или соперника. Это фактически столкновение несовместимых желаний, стремлений и установок партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одного из них грозит ущемлением интересов другого. [1, с.176]
ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
Наиболее распространенным
является первый тип межличностного
конфликта – «чувственно-
Второй тип межличностного конфликта «бескомпромиссный» характерен тем, что он начинается со взаимных замечаний, упреков, претензий (нередко необоснованных) друг к другу. В таком конфликте его деструктивная функция по мере развертывания взаимодействия между враждующими партнерами усиливается, а соперники делают все назло друг другу. [1, с.177]
Третий тип «эмоционально невыдержанный» начинается с эмоциональной агрессивности реакции одного из субъектов взаимодействия. Начинающийся конфликт характеризуется, как правило, отсутствием стремления спокойно разобраться в причинах возникшего недоброжелательства и нежеланием понять своего партнера. Его стремление обидеть, унизить партнера проявляется в демонстративном поведении, которое к тому же не контролируется с его стороны. Для его партнера, вступившего с ним в конфликтное взаимодействие, свойственно непонимание причин конфликта и оценка поведения другого как неправильного. [1, с.177]
Четвертый тип «вежливо-обидчивый» характерен тем, что начинается с выражения одним из партнеров несогласия с точкой зрения другого или же с оценкой последним того или иного явления, человека, его поступков и т.п. Для него специфично использование вежливой формы обращения к сопернику (иногда даже подчеркнуто вежливой), а также чувства недовольства собой за вступление в конфликтное взаимодействие. [1, с.178]
Пятый тип «агрессивный» отличается тем, что для обоих его участников характерно деструктивное поведение, в котором эмоции подавляют рассудок. В связи с тем, что один из конфликтующих не в состоянии контролировать свои слова и поступки, а другого переполняют отрицательные эмоции, их взаимодействие нередко сопровождается взаимными оскорблениями, доходящими до острой стычки – в форме словесной перебранки, истерики, а иногда и драки. [1, с.178]
Весьма своеобразным и широко исследованным в западной социологии и психологии является такой тип межличностного конфликта который называется ролевым. В основу его теоретической экспликации и интерпретации положена теория ролей. Согласно Р.Линтону, А.Радклифф-Брауну, Т.Парсону в своих межличностных взаимодействиях каждый конкретный индивид выступает во множестве ролей, сама же социальная роль предстает в качестве отдельно взятого компонента или аспекта целостного поведения. Она является динамическим аспектом социального статуса личности и определяется как нормативное регулирование на основе общепринятых ценностей поведение индивида. В межличностных взаимодействиях ролевое поведение зависит не только от социального статуса данного индивида, но и от индивидуальных особенностей участников взаимодействия, их чувств, стремлений и предпочтений, а также от экспектикаций, т.е. от ожиданий субъектов взаимодействия относительно поведения друг друга.
Ролевые конфликты возникают чаще всего тогда, когда вступают в противоречие друг с другом: а) социальный статус одного из взаимодействующих индивидов; б) выполняемая им в данном сообществе социальная роль; в) социальные ожидания (экспектации) к нему со стороны других участников межличностного взаимодействия. [1, с.179]
ФУНКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
Межличностный конфликт выполняет как конструктивную, так и деструктивную функции. Обе эти функции одновременно присутствуют в любом конфликте, но в каждом конкретном одна из них преобладает.
Конструктивные функции межличностного конфликта проявляются, как правило, в создании общности людей, причастных к решению проблемы, расширении сферы сотрудничества; в процессе более глубокого взаимного познания, прояснении собственных интересов и интересов партнера, выходе на новый уровень взаимопонимания.
Конструктивные функции межличностного конфликта:
- Познавательная функция
- конфликт вскрывает наличие
конкретных противоречий в
- Функция развития - при
соблюдении этических норм в
процессе конфликтного
- Инструментальная - конфликт - основной инструмент разрешения межличностных противоречий.
- Перестроечная - рационально
разрешенный конфликт выводит
межличностные взаимоотношения
на новый уровень, снимает
Деструктивные функции межличностного конфликта проявляются тогда, когда один из оппонентов прибегает к агрессивным асоциальным формам противоборства, что, как правило, приводит к адекватной реакции другой стороны, межличностный конфликт входит в фазу эскалации. При деструктивном конфликте наблюдается: поляризация оценочных суждений партнеров; стремление к расхождению исходных позиций; стремление принудить партнера к невыгодному для него решению; обострение конфликта; желание уйти от исходной проблемы. [5, с. 48]
Деструктивные функции связаны с
Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отношение к нему, и они стараются его избегать. [4, с.161]
ДИНАМИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта – это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его структура и элементы постоянно изменяются.
В зависимости от степени
напряженности отношений выделя
Сам конфликт состоит из трех периодов:
Доктор психологии Даниэль Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта:
1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);
2-уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения – расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другими и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);
3-й уровень: кризис
(перерастание столкновений в
кризис – окончательное
Для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникающие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом. [4, с.163]
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.
К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.
Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Эта та цель, к достижению которой стремиться каждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют на единоличное распоряжение семейным бюджетом. В таком случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои права ущемленными.
Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы мужа и жены. В приведенном случае предметом будет выступать стремление супругов к овладению правом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу.
Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной. [4, с.162]
СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ КОНФЛИКТЕ
Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.
Все названные стили
поведения могут быть как спонтанными,
так и сознательно
ТИПЫ ЛЮДЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ
На поведение людей в возникновении межличностных конфликтов и в их разрешении значительное влияние оказывают различия в типах людей, что необходимо учитывать при попытках предупреждения конфликтов и их разрешения. О.Крегер и Дж. Тьюсон считают, что различные предпочтения характеров людей лежат в основе их взаимодействия и без их учета невозможно разрешить ни одного конфликта: «Мы считаем, что любая модель разрешения конфликтов, не учитывающая межличностные различия, обречена на провал». Ни один межличностный конфликт не проходит без проявления к происходящему и его участникам личностного отношения всех людей, задействованных в нем.
Особенности личности проявляются в ее темпераменте, характере и уровне личностного развития. [4, с.165]
Темперамент дается человеку
с рождением и определяет скорость,
темп, интенсивность и ритм психических
процессов и состояний
Поведению сангвиников характеризуется подвижностью, отзывчивостью, общительностью, склонностью к смене впечатлений; поведение флегматиков – медлительностью, устойчивостью, замкнутостью, слабым внешним выражением эмоций, логичностью в суждениях; поведение холериков – открытостью, резкими сменами настроения, неустойчивостью, бурными реакциями; меланхоликов – неустойчивостью, легкой ранимостью, необщительностью, глубокими эмоциональными переживаниями.
Темперамент оказывает существенное влияние на поведение человека в межличностных конфликтах. Например, холерика легко вовлечь в конфликтную ситуацию, а флегматика, наоборот, трудно вывести из себя.
Типология черт характера человека (дисциплина, занимающаяся изучением типов характеров и их влиянием на совместное общение) разработана впервые К.Г.Юнгом в его работе «Психологические типы». Позднее ее исследовали Катарина Бриггс и Изабель Бриггс-Майерс, опубликовавшие «Индикатор типов Майерс-Бриггс» (MBTI), с помощью которого любой интересующийся может определить предпочтения своего характера. Эта типология выделяет четыре пары противоположных предпочтений.