Межличностный конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:27, реферат

Описание работы

Всякое понятие, которое входит в сферу мышления и чувств человека вызывает у него определенные ассоциации. Когда произносится слово «конфликт», то возникающие при этом у говорящего или слушающего человека ассоциации несут в себе, как правило, отрицательный оттенок. Если кто-либо говорит, что ему пришлось оказаться в конфликтной ситуации, чаще всего мы представляем людей раздраженных, возбужденных, враждебно настроенных по отношению друг к другу. Большинство людей искренне и чаще всего обоснованно рассматривают конфликт как нечто такое, чего нужно любыми путями избегать.

Содержание работы

Введение 3
Понятие межличностного конфликта 4
Причины межличностных конфликтов 5
Типы межличностных конфликтов 8
Функции межличностных конфликтов 9
Динамика межличностных конфликтов 10
Объект и предмет межличностного конфликта 11
Стили поведения в межличностном конфликте 11
Типы людей, участвующих в межличностном конфликте 12
Разрешение конфликта 17
Заключение 20
Литература

Файлы: 1 файл

КР по социальной психологии.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Межличностный конфликт можно определить как взаимное отрицательное  восприятие людей, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, оценок или потребностей, и связанную с этим отрицательную реакцию на слова и поступки человека, рассматриваемого в качестве нежелательного партнера или соперника. Это фактически столкновение несовместимых желаний, стремлений и установок партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одного из них грозит ущемлением интересов другого. [1, с.176]

 

 

ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ  КОНФЛИКТОВ

 

Наиболее распространенным является первый тип межличностного конфликта – «чувственно-аффективный». Он характеризуется тем, что конфликтное взаимодействие между двумя субъектами начинается с довольно острого, эмоционально окрашенного и неприятного для партнера вопроса, обращенного одним из них к другому. Второй партнер, испытывая неприязненные, а порой и враждебные чувства к первому, стремиться игнорировать все, что связано с мнениями, оценками, вкусами, предпочтениями  первого из них, не отвечает на его вопросы, игнорируя его, избегает дружеского взаимопонимания с партнером, сводит свое общение с ним до минимума, необходимого и формального. [1, с.176]

Второй тип межличностного конфликта «бескомпромиссный» характерен тем, что он начинается со взаимных замечаний, упреков, претензий (нередко  необоснованных) друг к другу. В таком  конфликте его деструктивная функция по мере развертывания взаимодействия между враждующими партнерами усиливается, а соперники делают все назло друг другу. [1, с.177]

Третий тип «эмоционально  невыдержанный» начинается с эмоциональной  агрессивности реакции одного из субъектов взаимодействия. Начинающийся конфликт характеризуется, как правило, отсутствием стремления спокойно разобраться в причинах возникшего недоброжелательства и нежеланием понять своего партнера. Его стремление обидеть, унизить партнера проявляется в демонстративном поведении, которое к тому же не контролируется с его стороны. Для его партнера, вступившего с ним в конфликтное взаимодействие, свойственно непонимание причин конфликта и оценка поведения другого как неправильного. [1, с.177]

Четвертый тип «вежливо-обидчивый» характерен тем, что начинается с выражения одним из партнеров несогласия с точкой зрения другого или же с оценкой последним того или иного явления, человека, его поступков и т.п. Для него специфично использование вежливой формы обращения к сопернику (иногда даже подчеркнуто вежливой), а также чувства недовольства собой за вступление в конфликтное взаимодействие. [1, с.178]

Пятый тип «агрессивный»  отличается тем, что для обоих  его участников характерно деструктивное  поведение, в котором эмоции подавляют рассудок. В связи с тем, что один из конфликтующих не в состоянии контролировать свои слова и поступки, а другого переполняют отрицательные эмоции, их взаимодействие нередко сопровождается взаимными оскорблениями, доходящими до острой стычки – в форме словесной перебранки, истерики, а иногда и драки. [1, с.178]

Весьма своеобразным и широко исследованным в западной социологии и психологии является такой  тип межличностного конфликта который  называется ролевым. В основу его теоретической экспликации и интерпретации положена теория ролей. Согласно Р.Линтону, А.Радклифф-Брауну, Т.Парсону в своих межличностных взаимодействиях каждый конкретный индивид выступает во множестве ролей, сама же социальная роль предстает в качестве отдельно взятого компонента или аспекта целостного поведения. Она является динамическим аспектом социального статуса личности и определяется как нормативное регулирование на основе общепринятых ценностей поведение индивида. В межличностных взаимодействиях ролевое поведение зависит не только от социального статуса данного индивида, но и от индивидуальных особенностей участников взаимодействия, их чувств, стремлений и предпочтений, а также от экспектикаций, т.е. от ожиданий субъектов взаимодействия относительно поведения друг друга.

Ролевые конфликты возникают чаще всего тогда, когда вступают в противоречие друг с другом: а) социальный статус одного из взаимодействующих индивидов; б) выполняемая им в данном сообществе социальная роль; в) социальные ожидания (экспектации) к нему со стороны других участников межличностного взаимодействия. [1, с.179]

 

ФУНКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

 

Межличностный конфликт выполняет как конструктивную, так  и деструктивную функции. Обе  эти функции одновременно присутствуют в любом конфликте, но в каждом конкретном одна из них преобладает.

Конструктивные функции  межличностного конфликта проявляются, как правило, в создании общности людей, причастных к решению проблемы, расширении сферы сотрудничества; в  процессе более глубокого взаимного  познания, прояснении собственных интересов и интересов партнера, выходе на новый уровень взаимопонимания.

Конструктивные функции  межличностного конфликта:

- Познавательная функция  - конфликт вскрывает наличие  конкретных противоречий в межличностных  взаимоотношениях, которые ранее  были скрыты и ими не осознавались.

- Функция развития - при  соблюдении этических норм в  процессе конфликтного взаимодействия  конфликт является важным источником  развития его участников и  совершенствования процесса взаимоотношений.

- Инструментальная - конфликт - основной инструмент разрешения межличностных противоречий.

- Перестроечная - рационально  разрешенный конфликт выводит  межличностные взаимоотношения  на новый уровень, снимает факторы  напряженности, способствует развитию  взаимопонимания.

Деструктивные функции межличностного конфликта проявляются тогда, когда один из оппонентов прибегает к агрессивным асоциальным формам противоборства, что, как правило, приводит к адекватной реакции другой стороны, межличностный конфликт входит в фазу эскалации. При деструктивном конфликте наблюдается: поляризация оценочных суждений партнеров; стремление к расхождению исходных позиций; стремление принудить партнера к невыгодному для него решению; обострение конфликта; желание уйти от исходной проблемы. [5, с. 48]

Деструктивные функции связаны с

  • разрушением существующей совместной деятельности;
  • ухудшением или развалом отношений;
  • негативным самочувствием участников;
  • низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

Эта сторона конфликта  вызывает у людей негативное отношение к нему, и они стараются его избегать. [4, с.161]

 

ДИНАМИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ  КОНФЛИКТОВ

 

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру  и элементы. Элементами в межличностном  конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта – это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его структура  и элементы постоянно изменяются.

В зависимости от степени  напряженности отношений выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта.

Сам конфликт состоит  из трех периодов:

  1. предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);
  2. конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
  3. послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).

Доктор психологии Даниэль  Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта:

1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие  угрозы для взаимоотношений);

2-уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения – расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другими и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);

3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в  кризис – окончательное решение  о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия). [4, с.162]

Для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникающие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом. [4, с.163]

 

ОБЪЕКТ И  ПРЕДМЕТ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

 

В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.

К субъектам межличностного конфликта  относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.

Объектом межличностного конфликта  считают то, на что претендуют его  участники. Эта та цель, к достижению которой стремиться каждый из противоборствующих субъектов.  Например,  муж или жена претендуют на единоличное распоряжение семейным бюджетом. В таком случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои права ущемленными.

Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы мужа и жены. В приведенном случае предметом будет выступать стремление супругов к овладению правом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу.

Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля  поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта  называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной. [4, с.162]

 

СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ  В МЕЖЛИЧНОСТНОМ КОНФЛИКТЕ

 

Исследователи выделяют следующие стили поведения в  межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.

  1. Противоборство – характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.
  2. Уклонение – связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.
  3. Приспособление – предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.
  4. Компромисс – требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.
  5. Сотрудничество -    предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.
  6. Ассертивное поведение (от англ.    assert   - утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность – это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком.

Все названные стили  поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми  для достижения желаемых результатов  при разрешении межличностных конфликтов. [4, с.164]

 

ТИПЫ ЛЮДЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ  КОНФЛИКТАХ

 

На поведение людей  в возникновении межличностных  конфликтов и в их разрешении значительное влияние оказывают различия в  типах людей, что необходимо учитывать  при попытках предупреждения конфликтов и их разрешения. О.Крегер и Дж. Тьюсон считают, что различные предпочтения характеров людей лежат в основе их взаимодействия и без их учета невозможно разрешить ни одного конфликта: «Мы считаем, что любая модель разрешения конфликтов, не учитывающая межличностные различия, обречена на провал». Ни один межличностный конфликт не проходит без проявления к происходящему и его участникам личностного отношения всех людей, задействованных в нем.

Особенности личности проявляются  в ее темпераменте, характере и  уровне личностного развития. [4, с.165]

Темперамент дается человеку с рождением и определяет скорость, темп, интенсивность и ритм психических  процессов и состояний человека. Классификация типов темпераментов, осуществленная Гиппократом еще в V в. до н.э., не претерпела существенных изменений до наших дней. Она лишь  обогатилась благодаря учению И.П.Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности. Поэтому к сангвиникам иногда прибавляют – сильный, уравновешенный, подвижный; к флегматикам - сильный, уравновешенный, инертный; к холерикам – сильный, неуравновешенный; к меланхоликам – слабый.

Поведению сангвиников  характеризуется подвижностью, отзывчивостью, общительностью, склонностью к смене  впечатлений; поведение флегматиков  – медлительностью, устойчивостью, замкнутостью, слабым внешним выражением эмоций, логичностью в суждениях; поведение холериков – открытостью, резкими сменами настроения, неустойчивостью, бурными реакциями; меланхоликов – неустойчивостью, легкой ранимостью, необщительностью, глубокими эмоциональными переживаниями.

Темперамент оказывает  существенное влияние на поведение  человека в межличностных конфликтах. Например, холерика легко вовлечь  в конфликтную ситуацию, а флегматика, наоборот, трудно вывести из себя.

Типология черт характера человека (дисциплина, занимающаяся изучением типов характеров и их влиянием на совместное общение) разработана впервые К.Г.Юнгом в его работе «Психологические типы». Позднее ее исследовали Катарина Бриггс и Изабель Бриггс-Майерс, опубликовавшие «Индикатор типов Майерс-Бриггс» (MBTI), с помощью которого любой интересующийся может определить предпочтения своего характера. Эта типология выделяет четыре пары противоположных предпочтений.

Информация о работе Межличностный конфликт