Мимика и жесты в деловом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 16:45, контрольная работа

Описание работы

Наверное, каждый может вспомнить, как прибегал к жестам и мимики. То, что жесты помогают людям разговаривать, известно давно. Мимика была всегда, она заложена в нашем сознании с самого рождения, с первых секунд нашего появления на свет. Взрослые люди владеют своим телом и умеют скрывать свои чувства, кто хорошо, кто плохо, но все без исключения дополняют свою речь жестами, а свои действия мимикой. И не только тогда, когда в силу немоты, возраста или болезни не могут говорить. В этом во всем помогает жесты и мимика, а иначе невербальный язык.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….2
МИМИКА………………………………………………………...3
1.1 Понятия и сущность мимики……………………………….5-6
1.2 Виды мимики…………………………………………………………7-8
1.3 Мимика в деловом общении……………………………..…....8-10
2. ЖЕСТЫ………………………………………………………….11
2.1 Понятие и сущность жестов ……………………………………...11-12
2.2 Группы жестов………………………………………………….....12-16
2.3 Жесты в деловом общении…………………………………...…..17-19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...20-21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

Бутуханова Даша гр.13123.docx

— 44.04 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗЕДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ

 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПСИХОЛОГИЯ

 

МИМИКА И ЖЕСТЫ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

 

Выполнила

Бутуханова Д.М.,

студентка гр. 13123, Эк

 

Проверила

Войтик И.М.,

к. психол. наук, доцент

 

 

НОВОСИБИРСК - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….2

  1. МИМИКА………………………………………………………...3

1.1        Понятия  и сущность мимики……………………………….5-6

1.2          Виды мимики…………………………………………………………7-8

1.3          Мимика в деловом общении……………………………..…....8-10

2.       ЖЕСТЫ………………………………………………………….11

2.1          Понятие и сущность жестов  ……………………………………...11-12

2.2          Группы жестов………………………………………………….....12-16

2.3          Жесты в деловом общении…………………………………...…..17-19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...20-21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

ВВЕДЕНИЕ

Наверное, каждый может вспомнить, как прибегал к жестам и мимики. То, что жесты помогают людям разговаривать, известно давно. Мимика была всегда, она заложена в нашем сознании с самого рождения, с первых секунд нашего появления на свет. Взрослые люди владеют своим телом и умеют скрывать свои чувства, кто хорошо, кто плохо, но все без исключения дополняют свою речь жестами, а свои действия мимикой.  И не только тогда, когда в силу немоты, возраста или болезни не могут говорить. В этом во всем помогает жесты и мимика, а иначе невербальный язык.

Невербальный общение (язык)- это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов( передача информации или влияние друг на друга через мимику, жесты), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Невербальный язык может иногда выразить или скрыть даже большую информацию и в более эмоциональном варианте. Делается это как непроизвольны - жесты ликования, отчаяния, безнадежности, неожиданного удивления и многие другие,- так и вполне осмысленно, для того, чтобы подчеркнуть ту или иную озвученную мысль или же, напротив, чтобы не выдать своих истинных чувств.

Актуальность исследуемой проблемы:  психологами установлено, что в процессе общения людей от 60 до 80% сообщения доносится за счет невербальных средств выражения. Исследуемая тема очень актуальна в наши дни, да и была всегда, так как жесты и мимика неотъемлемая часть в жизни современного общества.

Изученность: На самом деле мимика и жесты появились в самом начале существования человечества. Первобытные люди уже тогда начали осваивать мимику и жесты и благодаря этому они начали понимать  друг

3

друга . В Европе с увеличением мобильности населения в Новое время на

больших территориях, в рамках целых государств происходил процесс развития языка жеста. Важнейшим толчком к развитию и распространению жестов языков на территории целых государств стало возникновение в конце XVIII в. учебно-воспитательных центров для детей с нарушениями слуха.[1]

Цель: изучить правильно использовать мимику и жесты в деловом общении .

 

Задачи:

  1. Подобрать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
  2. Провести сравнительный анализ определения понятия «жесты и мимика» ;
  3. Описать виды жестов и мимики;
  4. Изучить позы и детали жестов;
  5. Проанализировать использования мимики;
  6. Сформулировать выводы.

Объект: мимика и жесты.

Предмет: мимика и жесты в деловом общении.

 

 

 

 

 

4

  1. МИМИКА
    1. Понятие и сущность мимики

 

Исследования выразительности качества лица касаются не только его способности отражать эмоции, но и свидетельствовать о личности человека, о его здоровье, отношении к окружающим.  Сексуальных возможностях и предпочтениях, о желании человека высказаться или завязать отношения, о степени увлеченности общением. Те же исследования позволили получить немало других интересных сведений. Таким образом выдвигается такой вопрос, что же это такое? О чем это говорится? А ответ прост. Это  мимика. [2]

Мимика- это выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека .

Мимика, как часть выразительных движений, в первую очередь это способ донести нашу эмоцию до окружающих. [3]Чем более разработаны «мимические мускулы» лица – тем более широкий эмоциональный арсенал человека и тем выше его эмоциональная выразительность. Без мимики мир был бы серый. Без мимики человечество не смогло бы существовать. Мимикой можно управлять и многие люди с успехом с этим справляются.

Исследования показали, что при подвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15%  информации. В литературе отмечается более 20000 описаний выражения лица.

Главное характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль,

удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. И хотя

каждое мимическое выражение является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку несут брови и губы.

Улыбка, пожалуй, наиболее универсальное средство невербального

5

 

общения. Некоторые психологи придерживаются мнения, что мы улыбаемся не только потому, что мы рады чему-либо, но и потому, что улыбка помогает нам чувствовать себя счастливее и увереннее. При встрече улыбка снимает настороженность первых минут и способствует более уверенному и спокойному общению. Она выражает радость встречи, говорит о дружелюбии и расположении. Улыбка сопровождает и слова приветствия.

С давних пор человечество знакомо с физиогномикой. Искусство чтения лица особенно было развито в Японии и Китае в Эпоху средневековья. В этих странах писались огромные трактаты по физиогномике, создавались школы, где она терпеливо и тщательно изучалась. В школах, где штудировали физиогномику, человеческое лицо изучали буквально по миллиметру, придавая значение каждому бугорку, каждому покраснению или побледнению кожи. Исходя из накопленного материала физиономисты пытались определить характер и истолковать его судьбу. Первое правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры, сделал Леонардо да Винчи. Для своих исследований в области физиогномики, он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              6

 

1.2. Виды мимики

 

Есть несколько видов мимики, их различают по нескольким категориям.

  1. Различают:

 

- непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику;

- произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского  искусства, состоящую передавать  душевное состояние персонажа  выразительными движениями мышц  лица. Она помогает актеру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.[5]

2. По мнению И. А. Сикорского, «лицевую мимику удобно разделить на три группы, которые соответствуют трем основным психическим функциям» :

-уму — мышцы, окружающие глаза являются свидетелями или выразителями умственных актов;

  -воле — мышцы окружающие область рта, которые связаны с актами воли;

  -чувству — все же, вообще, мышцы лица, которые способны выражать чувство.

Мимика, также, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент). 

    1. Формы мимических комплексов:

7

  1. Амимия, под которой понимается отсутствие видимых мимических выражений; при малой подвижности мимики говорят о   

гипомимии;                                                                                           

  1. Напряженная мимика, сопровождающаяся моторикой плотно закрытого рта с соответствующим напряжением верхней части лица;
  2. Мимика интереса, характеризующаяся легким приподниманием или опусканием бровей, небольшим расширением и сужением век, как бы для увеличения поля зрения или обострения фокусировки глаз. Мимика интереса встречается достаточно часто, так как она определяется положительной эмоцией и является видом мотивации в развитии навыков, знаний и интеллекта;
  3. Мимика улыбки. Несмотря на внешнюю простоту, мимика улыбки очень полиморфна, при обычном контакте она встречается нечасто. Улыбка служит умиротворению или отвлечению от агрессивного поведения, проявляется при приветствии.

 

 

 

1.3. Мимика в деловом общении

Мимика – один из составляющих элементов невербального общения.

Мимическое движение, которое особенно высоко ценится в деловом общении, - это улыбка. Улыбка, как и вежливость, предназначена для другого; никакой «самоценностью» она не обладает, но обретает поистине магическую силу, посланная собеседнику.

Искренняя улыбка немыслима рядом с грубостью, недоброжелательством, она выражает симпатию и заинтересованность.

Улыбка, пожалуй, наиболее универсальное средство невербального

8

большинстве своем неискренних. В делово общении чаще всего встречается «смягчающая» улыбка, которой руководитель нередко пользуется, отвергая

предлагаемую идею или критикую подчиненного. Искривление одного угла рта, сопровождающееся временной  асимметрией лица, - выражение иронической усмешки. [6]

Взгляд. Это одно из самых сильнейших частей нашего лица, наше «оружие». Взгляд может быть разным, например, враждебный, дружелюбный, добрым и так можно перечислять бесконечно. Люди обычно при встрече смотрят в глаза друг другу, но ненадолго, затем отводят глаза в сторону.  Почему же так происходит? – вопрос с многозначными ответами. Такой сигнал может означать доверие собеседников друг другу, их искренность и открытость, однако задержка  взгляда может свидетельствовать о стремлении к доминированию.

В целом небольшая задержка взгляда на собеседнике, особенно в конце встречи или в наиболее острые ее моменты, может означать: « я доверяю вам».

При проведении деловых переговоров можно наблюдать самый широкий спектр выражений лица: на одной стороне — агрессивно жесткий человек, который смотрит на переговоры как на то место, где необходимо «сделать все или умереть». Такой человек чаще всего смотрит вам прямо в глаза, его глаза широко открыты, губы твердо сжаты, брови нахмурены, и даже говорит он иногда сквозь зубы, почти не двигая губами. С противоположной стороны — некто с непогрешимыми манерами, младенческим взглядом из под прикрытых век, легкой завуалированной улыбкой, миролюбиво изогнутыми бровями, без единой складки на лбу. Скорее всего судя по мимике лица, он — способный и контактный человек, свято верящий в то, что сотрудничество — это динамичный процесс.

9

 

Про искренность человеческих эмоций чаще всего говорит симметрия в

отображении чувства на лице, в то время, чем сильнее фальшь, тем более

отличная мимика его правой и левой половины. Даже легко распознаваемая

мимика порой очень кратковременна и зачастую остается незамеченной;

чтобы заметить и перехватить ее, нужна практика или специальная тренировка. При всем этом положительные эмоции, такие как радость, удовольствие - узнаются легче, чем отрицательные - печаль, стыд, отвращение.

Самой ярко выраженной эмоциональностью человека являются губы, прочитать эмоции с которых совсем несложно (усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, ну а искривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

2.Жесты

      1. Понятие и сущность жестов

 

Существует еще один вид невербального общения, как жесты.

Жест – особая система сигналов, передаваемых при помощи движений рук, ног, головы, тела. [7]

Некоторые специалисты утверждают, что известно около 700 тыс. жестов рук. Другие доводят их количество до 8 млн. К сожалению, нам придется подходить к невербальным формам человеческого поведения весьма избирательно, так как дать характеристику каждого жеста просто нереально.

Под жестом понимают движения рук, используемые для передачи информации и выражения своего отношения к сказанному. Они неразрывно связаны с манерами поведения, которые говорят об отношении кого-то к кому-то. Язык жестов- один из самых древних языков. Человек использует

жесты, чтобы передать информацию и выразить свое отношение к сказанному.

Жесты напрямую связаны с физиологией и поэтому гораздо труднее поддаются внутреннему контролю. Жест- сигнал стихийный, спонтанный, менее контролируемый говорящим. Легчу изобразить более гармоничную мимику и высказать нужную мысль, чем сдержать жест. Жест обычно не контролируется говорящим. Когда же человек ставит перед собой задачу воздействовать на людей в условиях направленного речевого общения, жест не может оставаться случайным, непроизвольным аккомпанементом слова: он призван усилить речь, помочь убедить.

Информация о работе Мимика и жесты в деловом общении