Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:12, реферат
Мироощущение — это способ утверждения мировоззрения, в котором мир и отношение человека к нему воспроизводятся в чувственно-эмоциональной форме. Переживания и оценки направлены не на отдельные явления, а на мир в целом и на общую позицию человека в нем. Это — духовное состояние человека, которое определяет принятие или непринятие человеком мира, его доверие или недоверие по отношению к людям и т.д.
Мировосприятие. На этом уровне мировоззрения мир дается человеку как предметная реальность, которая неким образом организована и упорядочена. Здесь более активны всякого рода знания, пространственно-временные представления о мире, которые объединяясь, формируют действительный образ мира, то есть действительное мировоззрение.
Мировоззрение — это целостность
представлений человека о себе, о
мире, о своих взаимоотношениях с
миром, о своем месте в мире
и жизненном предназначении.
Основные Функции Мировоззрения
"Вписать" человека в мир;
Дать жизненные ориентиры;
«Нарисовать» действительность в человеческих
представлениях о мире.
В целом, САМА ФИЛОСОФИЯ, по сути, является
теоретической формой или функцией мировоззрения.
Философствовать — означает не просто
думать о проблемах мировоззрения, но
и понимать их необходимость и связь. Философия
направлена на критическое осмысление
и исследование проблем и функций мировоззрения,
с целью повышения степени достоверности
и надежности решений мировоззрения.
Структура Мировоззрения
Мироощущение;
Мировосприятие;
Миропонимание.
Мироощущение — это способ утверждения
мировоззрения, в котором мир и отношение
человека к нему воспроизводятся в чувственно-эмоциональной
форме. Переживания и оценки направлены
не на отдельные явления, а на мир в целом
и на общую позицию человека в нем. Это
— духовное состояние человека, которое
определяет принятие или непринятие человеком
мира, его доверие или недоверие по отношению
к людям и т.д.
Мировосприятие. На этом уровне мировоззрения
мир дается человеку как предметная реальность,
которая неким образом организована и
упорядочена. Здесь более активны всякого
рода знания, пространственно-временные
представления о мире, которые объединяясь,
формируют действительный образ мира,
то есть действительное мировоззрение.
Миропонимание — это уровень мировоззрения,
на котором происходит дальнейшая конкретизация
мировосприятия. Это превращает его в
высший уровень организации мировоззрения,
что позволяет человеку определить мотивы
и ориентиры в каждой жизненной ситуации.
То есть, мир становится целостным. Это
можно выразить следующей формулой:
Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.
Функции:
1) мировоззренческая -
с помощью философии у человека формируется
мировоззрение.
2)Теоретико-познавательная
- философия познает мир, вырабатывает
новые знания.
3) Ценностно-ориентационная
- философия анализирует ценности и ориентирует
человека на них.
4) Интегративная - философия
соединяет все знания и опыт, накопленные
человеком в единую картину мира.
5) Критическая - критически
анализирует происходящие явления в чем-то
(полит, эконом. мире, личности и тд)
6)Прогностическая - философия
анализирует соц. происш. и предсказывает
всякую
7) аксиологическая – соц.,
нравственные, эстетические ценности.
8)методологическая –
применение определенных методов, позволяющих
получить определенные знания.
Структура философии:
1)Онтология- сердцевина (онто - бытие, логос-учение)
фил. дисциплина изучает проблемы бытия
2)Гносеология (гносео – знать, познавать)
о познании, методы познания.
3)логика- учение о законах и принципах
мышления
4)Этика – учение о нравственности, морали
5)Эстетика- учение о красоте, прекрасном,
о законах и принципах красоты. Сфера чел.
переживаний. 6)Соц.философия- изучает
общество, его структуру, закономерности
развития.
7)Философ.антропология- учение о человечестве
(существование человекаа как личности)
8) философия науки – учение о науке; 9)
философия техники;
10) аксиология – учение о ценностях;
Специфика философии:
• Взгляды философов не подвергаются
экспериментальной проверке( из-за этических
соображений)
• В философии нет прогресса
• В философии существуют вечные вопросы
пока существует мыслящий человек, а наука
не возвращается к старому я; Любой философ
отражает свое мировоззрение;
• Философия плюорестична (Плюрализм—
философская позиция, согласно которой
существует множество различных равноправных,
независимых и несводимых друг к другу
форм знания и методологий познания либо
форм бытия (онтологический плюрализм).
•Одного языка, понятного всем философам,
нет.
Возникновение древнеиндийской философии.
Историю философии Индии делят на несколько периодов. Эти деления конечно условные. Основные периоды, заложившие фундамент всей индийской философии это: ведийский и эпический периоды.
Ведийский период.
Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т.е. учениями брахманов. Брахманизм основывался на ведах, представляющих собой собрание древнеиндийских источников, сборники гимнов в честь богов. Именно от слова "веды" и происходит название этого периода.
Ведийская философия
– это учения эпохи разложения
первобытно – общинного строя
в Индии и возникновения
Все ведические тексты считаются священными книгами. Брахманы считались подлинными знатоками и толкователями вед.
Эпический период.
Этот период в
развитии индийской философии начинается
в 6 в. до н.э., Когда в индийском
обществе происходят значительные перемены:
развивается аграрное и ремесленное
производство, увеличивается социальная
дифференциация, утрачивает своё влияние
институт племенной власти и увеличивается
власть монархии. Вместе с этим происходят
изменения и в мировоззрении
индийского общества. В частности, усиливается
критика ведического
Основные
направления древнеиндийской
Буддизм.
Возникновение буддизма.
Если спросить буддиста о том, как возникла религия, которой он поклоняется, то мы получим ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад её возвестил людям Шакьямуни («отшельник из племени шакьев»). Из буддийской религиозной литературы мы узнаём, что Будда явился на землю, для того, чтобы выполнить спасительную миссию т.е. указать живым существам избавление от страданий.
Истина страдания. Первый постулат, выдвинутый основателем доктрины, утверждает тотальность страдания как фундаментальное свойство эмпирического существования. Принцип страдания (духкха) в буддийском миропонимании следует интерпретировать максимально широко, не ограничиваясь узкой сферой индивидуальной эмоциональной жизни. Человеческое существование не содержит в себе ничего постоянного. Подверженность человеческой жизни внешним изменениям и есть та данность, через которую, прежде всего, познаётся страдание. Само рождение есть, согласно первой "благородной истине", факт включения индивида в чувственный мир, где господствует закон причинно - зависимого возникновения (пратитья - самуптпада). Этот закон призван объяснить с точки зрения буддизма представление о безначальном круговороте рождений и смертей, характерное для индийской культуры в целом. "Истина страдания" не обосновывается в буддизме логически.
В развитии философии Древнего Китая выделяют два основных этапа: 1) этап зарождения философских воззрений, охватывающий VIII-VI вв. до н.э. и 2) этап расцвета философской мысли, который относят к VI-III вв. до н.э. и называют «золотым веком китайской философии». Именно на второй этап падает формирование китайских философских школ - конфуцианства, даосизма, моизма, легизма, оказавших огромное влияние на все последующее развитие китайской философии. В это время зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии вплоть до новейшего времени.
Конфуцианство
Родоначальником
древнекитайской философии считается
Кун Фу-цзы (по-русски - Конфуций), живший
в 551 - 479 гг. до н.э. Он основал школу и имел
много учеников, которые записали мысли
своего учителя. Так возникло главное
конфуцианское сочинение «Лунь юй» («Беседы
и высказывания»). Это совершенно несистематизированное
и часто противоречивое произведение
является сборником в основном нравственных
поучений.
Суждения
мыслителя, толкуемые и комментируемые
многими поколениями последователей,
легли в основу конфуцианства. Главными
проблемами учения Конфуция являются
нравственная природа человека, жизнь
государства, семьи, принципы управления.
Что же представляют собой ключевые моменты
учения древнего мыслителя, ставшие впоследствии
краеугольным камнем конфуцианства - идеологической
системы, господствовавшей в Китае на
протяжении многих столетий.
Даосизм
Основателем
даосизма является Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.),
имевший многочисленных учеников и последователей.
Учение мудреца распространялось вначале
устно, а в дальнейшем было изложено в
книге «Дао дэ цзин», составленной, вероятно,
в IV в. до н.э. В отличие от конфуцианства,
легизма и моизма - по преимуществу этико-политических
учений, которые в основном вопросе мировоззрения
главное внимание уделяли не проблемам
бытия, а человеку и человеческому обществу,
- даосизм серьезно занимается вопросами
объективной картины мира в абстрактно-философском
категориальном аспекте - проблемами бытия,
небытия, становления, единого, многого
и т.п. Отсюда делались выводы относительно
человека и общества.
Моизм
Третьей
крупной философской школой Древнего
Китая считается моизм, основанный Мо
Ди (Мо-цзы) (479-400 гг. до н.э.). Основным источником
изучения взглядов мыслителя является
книга «Мо-цзы», составленная на основе
записей его учеников.
Легизм
Легизм
- учение школы фацзя («законников») - послужил
мощной идеологической опорой крупных
земельных собственников и городских
богачей, то есть новой имущественной
знати, усилившейся в Китае в IV-III вв. до
н.э. Законники были сторонниками установления
государственных законов ради преобразования
общества. К представителям легизма относятся
Цзы-чан (VI в. до н.э.), Шань Ян (390-338 гг. до
н.э.), Ан Сы (280-208 гг. до н.э.) и наиболее выдающийся
среди них Хань Фэй-цзы (ок. 280-233 гг. до н.э.)
- создатель теории государственного управления.
В основе этого учения лежал тезис о главенствующей
роли единого для всех закона, не признающего
исключений даже для самого правителя.
Законники противопоставили конфуцианскому
ритуалу «ли» закон «фа». Отказавшись
от метода убеждения, они целиком положились
на правовое принуждение и наказание,
совесть заменили страхом.
Древнегре́ческая
филосо́фия — философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого
концаантичности. К древнегреческой философии
по идеям, методам и терминолог
Философы милетской школы оказали большое влияние на Пифагора (вторая половина VI - начало V в. до н.э.), считавшего верховным началом всего сущего число. Вся природа, по теории Пифагора, есть не что иное, как комбинация чисел и величин. Природа живет и меняется, лишь одно число остается неизменным. Следовательно, число есть основа всех величин, первоисточник мира.
В V в. до н.э. возникает элеатская философская школа (по названию города Элеи в Южной Италии). Ее крупные представители - Парменид, Ксено-фан и Зенон. Парменид учил о неизменности и вечности мира, о тождестве бытия и мышления. В мире нет ни прошлого, ни будущего, есть только настоящее - мысль. Наряду с действительным миром, постигаемым разумом, существует еще другой мир - мир явлений, воспринимаемый нашими чувствами. Мир явлений есть несовершенный мир. В преодолении чувственного мира и погружении в сверхчувственный мир разума и заключается, по Пармениду, задача, ценность и цель философии.
Принято считать, что Средние века начинаются с 467 года, с падения последнего римского императора Ромула Августула. Но грань, отделяющая средневековье от античности, приходится на годы правления первого христианского императора Константина Великого (306-337). Возникновение Средних веков — это огромный перелом в жизни европейских народов. Рухнул весь античный мир с его бытом, религией, философией, искусством. Нужна была новая мифология, новые мифы, новые символы. И задачу создания этого нового мира взяла на себя христианская религия. Так, например, место театра и скульптуры, основных видов искусства в античности, занимают литургия и икона. Скульптуры теперь считают идолами, а воздвигать идолов — кощунственно. Литургия — это четкая форма предстояния человеческого коллектива перед вечностью. Как пишет по этому поводу известный ученый С. С. Аверинцев, «литургия объединяла вокруг себя целостный комплекс искусств: церковные здания, мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения священников, обряды таинств, песнопения, литургические тексты. Все эти элементы входили в состав культа, являющегося грандиозным художественным ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам.
Переход от античности к средневековому миропониманию — это переход вовнутрь человека. У греков все было вовне: истина всегда явлена, вся публичная жизнь происходила на площадях, нет ничего внутреннего, скрытого, нет никакой психологии. Главным тезисом в Средние века стал тезис основоположника средневековой философии Августина Блаженного: «Не блуждай во вне, но войди внутрь себя!».
Сменяются ориентиры человеческого мышления — от внешнего мира к поискам внутреннего пространства души, сменяется настрой человека — от мужественной героической жизни к покорности перед божественным предопределением.
Характерной чертой средневековой философии является ее связь с религией и мистикой. Если брать за критерий античность — то это упадок философии, но если учесть, что благодаря религии огромные массы приобщились к культуре, то это явление прогрессивное. Если бы философия не вступила в союз с религией, она была бы уничтожена нахлынувшими волнами варварства. Философия, мать всех наук, как бы осознала свою вторичность и стала обслуживать религию. В этом главная специфика философии той эпохи.
В течение Средних веков выделяются два периода развития философии: патристика — разработка отцами церкви основ христианской догматики (патер — по-латыни «отец»), во II-VI веках, и схоластика — зрелое и систематическое учение о Боге, мире и человеке, с VI века до начала Нового времени (приблизительно XV век). Мы рассмотрим по одному, наиболее яркому представителю каждого периода: это Августин Блаженный и Фома Аквинский.
Возрождение, или иначе
Ренессанс, охватывает XIV-XVI вв. Этот термин
был введен в лексикон в 1550 г. итальянским
художником и скульптором Дж. Вазари,
который отметил, что в это
время деятели европейской культуры были
убеждены в том, что они переживают «новый
век», «модерный век». Социально-исторические
и культурные основания Ренессанса: становление
раннекапиталистических отношений и развитие
мануфактурного производства; активизация
технического изобретательства - в сфере
горного дела, металлургии, огнестрельного
оружия, судостроения, мореходства и др.;
великие географические открытия (Америки
-1492, морского пути в Индию -1498, кругосветное
путешествие Магеллана-1519- 1521) и развитие
международной торговли обеспечивают
экономическую мощь стран на внешнем и
внутреннем рынках; наблюдается экономическое
развитие городов и переход от деревенской
культуры к городской; происходит секуляризация
(обмирщение) культуры, католическая церковь
постепенно утрачивает идеологическое
господство над всеми сферами жизни людей.
Религиозно-реформаторские движения (М.
Лютер, Т. Мюнцер) усилили эти тенденции
и создали условия для возникновения протестантизма
- новой христианской конфессии.
Культура Возрождения оценивается
как художественно-гуманистическая традиция,
начало которой положили поэты, писатели,
художники, ученые - А. Данте (1265-1321), Ф. Петрарка
(1304- 1374), Н. Кузанский (1401-1464), Л. Вадла.(1407-1457),
М. Фичино (1433-1499), Л. да Винчи (1452-1519) и др.
Этой традиции присущи - антисхоластическая
направленность мысли, обращение к античной
традиции, идея универсальной личности.
В рамках ренессансной культуры:
Информация о работе Мировоззрение, его структура и основные функции