Мировоззрение, его структура и основные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:12, реферат

Описание работы

Мироощущение — это способ утверждения мировоззрения, в котором мир и отношение человека к нему воспроизводятся в чувственно-эмоциональной форме. Переживания и оценки направлены не на отдельные явления, а на мир в целом и на общую позицию человека в нем. Это — духовное состояние человека, которое определяет принятие или непринятие человеком мира, его доверие или недоверие по отношению к людям и т.д.
Мировосприятие. На этом уровне мировоззрения мир дается человеку как предметная реальность, которая неким образом организована и упорядочена. Здесь более активны всякого рода знания, пространственно-временные представления о мире, которые объединяясь, формируют действительный образ мира, то есть действительное мировоззрение.

Файлы: 1 файл

гргргр.docx

— 66.83 Кб (Скачать файл)

Природа – основа духа. Она  же должна стать основой новой  философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа  наделила чувствами и разумом  и психика которого зависит от его телесной организации, обладая  вместе с тем качественной спецификой, не сводимой к физиологическим процессам. Однако «природная» сторона в  человеке Фейербахом гипертрофировалась, а социальная – недооценивалась.

Считал, что философия  не в состоянии достичь истины, пока она остается в царстве чистой мысли. Лишь обратясь к реальному миру, природе, философия может рассчитывать на приобретение настоящих знаний. Все философские тайны скрыты в естественных, материальных вещах. Поэтому не нужно замыкаться в узких рамках мышления, выжимая из его категорий и суждений реальный мир, а наоборот – изучать живую жизнь, природу как первоисточник нашего мышления.

Фейербаховский материализм носил относительно ограниченный характер, так как не распространялся на общество.

Критикуя Гегеля, он проявлял метафизическую односторонность. Фейербах не осознавал значения гегелевской  диалектики: «Учение Гегеля – есть лишь рациональное выражение теологического учения, что природа сотворена  Богом...»

Из всех человеческих чувств Фейербах выделял чувство любви, имея в виду нравственную любовь. Не вникая во все тонкости гносеологии, он сосредоточился на проблеме нравственной сути религии, что нашло свое выражение  в его основном труде «Сущность  христианства».

Исходным пунктом воззрений  Фейербаха является идея, выраженная в концептуальном афоризме: «Не Бог  создал человека, а человек создал Бога». Тайну христианства Фейербах усматривал в объективировании человеком своих сил, придав им потусторонний, отчужденный от самого человека смысл. По Фейербаху, религия – не просто продукт человеческого невежества, как полагали некоторые авторы. Она обладает множеством достоинств: в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению человека к человеку, в первую очередь к возвышенному чувству взаимной любви.

Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично  ярко характеризуя любовь, в частности  в брачных отношениях, Фейербах стремился  именно на этих нравственно-психологических  началах создать теорию созидания  общества, в котором царствовали  бы любовь и справедливость.  

 

  1. Иррационализм и кризис классической философии («философия жизни» Ницше и Шопенгауэра).

Предметом иррациональной философии стали такие пласты Духа человека, как инстинкты и воля, интуиция и иные бессознательные эмоционально-волевые процессы, т.е. нерациональное. 
 
По сути дела, иррационализм выступил в качестве критики гордого и высокомерного разума, альтернативы философскому рационализму Нового времени.  
 
Иррационализм противопоставил: 
 
Разуму – интуицию, волю; 
 
Историческому оптимизму, идее прогресса – пессимизм; 
 
Абстрактному субъекту – конкретную личность. 
 
Постепенно субъективность в ее различных модификациях становится стержнем философского мышления. На нем фокусируется вся философская проблематика. Это называют «антропологическим поворотом» в философии. 
 
Иррационализм. С точки зрения иррационализма, мир неразумен и неупорядочен, он противостоит человеку как нечто внешнее и абсурдное, стихийное и неподвластное. Действительность хаотична и лишена закономерных связей, в ней преобладают слепая воля и случайность. 

Значительное место в иррационализме заняла «философия жизни», одним из предшественников которой был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860 гг.). В работе «Мир как воля и представление» он утверждал, что весь окружающий человека органический мир пронизан некоей темной и таинственной слепой силой – «волей к жизни». 
 
Мир - это проявление воли. Воля первична, она ничем не обоснована, не имеет причины и цели. Она есть абсолютное начало всего бытия, некая космическая по охвату, биологическая по своей природе сила, создающая мир и человека. Исходя из этой общей идеи философия Шопенгауэра называется волюнтаризмом.

 

  1. Марксистская философия.

Марксистская  философия дала прекрасную возможность  взглянуть на привычные вещи совершенно иначе. Вклад, который внес Карл Маркс  в развитие не только философии, но и всей мировой истории, действительно  бесценен. Марксистская философия также  включает в себя труды такого великого деятеля как Фридрих Энгельс. Сам по себе марксизм – учение достаточно широкое. В него также входит и  марксистско-ленинская философия, которая  приобрела свою завершенную форму  в тридцатые года прошлого века.

Возникновение и развитие марксистской философии  относится к концу позапрошлого века. Данное учение включает в себя социально-политическую проблематику, а также полит экономику.

Философия марксизма смогла дать ответы на важнейшие  вопросы своего времени. Распространение  она получила сразу и на большой  территории. В некоторых странах  данная философия была признана официальной  догмой, на основании которой строилась  общественная и политическая идеология.

Марксистская  философия никогда бы не была такой, как есть, без материалистической философии Эпикура, Демокрита, Локка и многих других мыслителей. Способствовал же ее развитию и появлению стремительный рост различного рода технических и научных открытий. К ним можно отнести открытие закона сохранения энергии, разработку теории эволюции, изобретение автомобиля, фотографии и так далее. Марксистская философия появилась в то время, когда появились новые идеалы, но общество было не готово воплотить их в жизнь, тогда, когда классовые противоречия были максимально обостренными, тогда, когда начинался кризис традиционных буржуазных ценностей.

 

  1. Русская философская мысль ХIХ века.

XIX век  открывает новый этап в истории  русской философии, характеризующий  ее усложнением, появлением ряда  философских направлений, связанных  как с идеализмом, так и с  материализмом. Возрастает роль  профессиональной философской мысли,  прежде всего за счет развития философского образования в стенах университетов и духовных академий. Налицо также общий рост философского знания, особенно в таких его областях, как антропология, этика, философия истории, гносеология и онтология. Происходит расширение философских контактов с Западом, осваиваются новейшие достижения европейского интеллекта (Кант, Шеллинг, Гегель, Конт, Спенсер, Шопенгауэр, Ницше, Маркс).

Здесь, однако, отнюдь не всегда действовал принцип "чем современнее, тем истиннее". Так, декабристы вдохновлялись главным образом французской философией прошедшего столетия, которая считалась неприемлемой для членов кружка любомудров; а идеологи народничества хотя и признавали философское значение К. Маркса, но не безусловно, поскольку ориентировались также и на Конта, Прудона и Лассаля. Славянофилы, отдавая вначале дань уважения Шеллингу и Гегелю, затем совершили "консервативный поворот", обратившись к христианской святоотеческой традиции. Новизна и оригинальность взглядов русских мыслителей определялась, однако, не их чуткостью к восприятию западной философии, а акцентированием внимания на проблемы России, национального самосознания. Так, П. Я. Чаадаев, поклонник французского традиционализма и корреспондент Шеллинга, становится основоположником русской историософии, а "русский гегельянец и фейербахианец" Н. Г. Чернышевский - создателем теории перехода России к социализму, минуя капиталистическую стадию развития.

Важные  философские замыслы в XIX в. принадлежали часто не систематизаторам-теоретикам, а членам философских кружков (любомудры, славянофилы и западники), публицистам  и литературным критикам (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Н. К. Михайловский), религиозным  писателям (К. Н. Леонтьев), выдающимся художникам слова (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой), революционным теоретикам (П. Л. Лавров, М. А. Бакунин) и т. п. Именно мыслители указанного типа, носители "вольной философии", были инициаторами новых философских идей, развивали и обогащали терминологию, хотя они и не создавали законченных философских систем. Это не свидетельствует, разумеется, о какой-то ущербности их интеллекта. Напротив, как раз идеи такого рода значительно быстрее "схватывались" интеллигенцией и широко распространялись через "толстые журналы" не только в столицах, но и в провинции.

 

  1. Философия экзистенциализма.

Экзистенциализм –  своеобразная философия, не умещающаяся  в рамки традиционных представлений. Ее специфичность обусловлена особым интересом к так называемым индивидуальным смысло-жизненным вопросам, первое место среди которых занимают проблемы человеческого существования, судьбы личности в современном мире. В рамках самих же вопросов внимание экзистенциалистов направлено на осмысление вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и долгу, наконец, к смерти. Лишь в той мере, насколько эти вопросы соприкасались с проблематикой науки, морали, религии, философии истории, последние представляли интерес для экзистенциалистов.

Для экзистенциализма, как отмечалось, весьма характерны своеобразные термины и понятия, в числе которых ключевыми  являются категории – человеческое бытие, экзистенция, страх, ничто.

Бытие, по представлениям экзистенциалистов, – это ни эмпирическая реальность, данная во внешнем восприятии, ни система связей, конструируемая научным мышлением, ни мир умопостигаемых сущностей. Бытие может быть постигнуто как некая изначальная, непосредственная, нерасчлененная целостность субъекта и объекта, оно может быть воспринято только через самое себя. Бытие дается непосредственно, в виде собственного бытия – существования, или экзистенции. В немецком экзистенциализме для обозначения существования употребляется слово «Dasein», которое буквально переводится как «тут-бытие», что предполагает сиюминутное нахождение человека «здесь и теперь». Отсюда задача философии состоит в анализе бытия человека, застигнутого «здесь и теперь» в спонтанном проявлении его переживаний.

Экзистенция – это средоточие человеческой личности, это судьба-призвание, которой человек вынужден беспрекословно подчиняться. Он – существо, приносящее жизнь в жертву своему предназначению. И на самоотречение человек идет совсем не потому, что существует идеал, оправдывающий жертву. Нет, просто он не в силах существовать, не посвящая жизнь какому-либо идеалу. Осознавая свою бренность и обреченность, человек устремляется к вечному, но не к бессмертию души и человеческого рода, а к надвременной значимости безусловного принципа. Человек тоскует по безусловному.

Он испытывает постоянный страх, боясь потерять жизнь или какие-никакие жизненные блага. Страх – это боязнь не исполнить предназначения, ради которого человек готов жертвовать не только благами, но и жизнью. В былые времена отсутствие конкретно воспринимаемого безусловного компенсировалось верой и религиозными идеалами. Однако по мере секуляризации общества символы откровения утратили свою притягательную силу для многих людей.

В результате человек  оказался перед лицом мира без  Бога, толкуемого как «ничто». А с точки зрения экзистенциализма Бог – это трансцендентное, в свою очередь трансценденция есть «ничто», выступающее как глубочайшая тайна экзистенции. «Ничто» нельзя сделать объектом мысли, его прямо и непосредственно обнаруживает особое человеческое состояние – страх. «Ничто» принадлежит самому человеческому бытию и раскрыть его природу – задача истинной философии.

Таковы общие  принципы экзистенциализма, главные  познавательные усилия которого направлены на изучение неповторимой жизненной  ситуации отдельного человека, на постижение ценности и уникальности его внутреннего  мира. Лейтмотив экзистенциальной философии  – протест против порабощения  человека внешними общественными силами.

  1. Фрейдизм и неофрейдизм.

Фрейдизм — психологическая концепция начала XX в. З. Фрейда и развившееся на ее основе учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации.

В объяснении человеческого поведения  использовалась трехуровневая модель психологической структуры личности (Ид — Оно, Эго — Я и Супер-Эго — Сверх-Я), позволившая осветить проблемы психологии делового общения, конфликтов, механизмы снятия стрессового напряжения и способы психологической защиты. С позиции менеджмента важными являются следующие гипотезы фрейдизма:

  • каждое психическое явление имеет определенную причину;
  • бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные;
  • существуют три основные инстанции в организации психической деятельности человека: Ид, Эго и Супер-Эго, — которые объединяют сознание и подсознание человека и проявляются в его поведении.

Главным вкладом Зигмунда Фрейда в теорию психоанализа можно считать открытие им того факта, что психика человека состоит из сознательного, предсознательного и бессознательного.

Под бессознательным он понимает те элементы психики человека, которые подобны животным инстинктам, а именно, многие наши желания и чувства.

Бессознательное влияет на сознание человека, проявляясь в снах, оговорках, ошибках и в гипнотическом состоянии.

Сознательное же осознанно воспринимается человеком. Это восприятие идет извне и изнутри и представлено нашими чувствами и ощущениями. Состояние осознанности не является длительным процессом и имеет пределы.

Предсознательное находится все же ближе к бессознательному. Бессознательное играет определенную роль в психике человека и объединяет в себе все остальные элементы. Понятие о бессознательном вытекает из учения о вытесненном. Все вытесненное из психики есть бессознательное, но не все бессознательное вытеснено — так считает великий теоретик и практик психоанализа.

 

Учение  Фрейда о психоанализе послужило  импульсом для развития актуальной в настоящее время концепции  неофрейдизма (Э. Фромм), в рамках которой изучены различные формы межличностных отношений, стрессового поведения, человеческой агрессивности.

У основоположника  теории психоанализа З. Фрейда было много  последователей и учеников.

Одним из них справедливо было бы считать швейцарского психиатра К. Г. Юнга (1875-1961), хотя он и не всю свою жизнь разделял взгляды великого учителя. Тем не менее, многое из концепции Фрейда оказало значительное влияние на становление К. Г. Юнга как ученого.

Информация о работе Мировоззрение, его структура и основные функции