Мировоззрение, его структура и основные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:12, реферат

Описание работы

Мироощущение — это способ утверждения мировоззрения, в котором мир и отношение человека к нему воспроизводятся в чувственно-эмоциональной форме. Переживания и оценки направлены не на отдельные явления, а на мир в целом и на общую позицию человека в нем. Это — духовное состояние человека, которое определяет принятие или непринятие человеком мира, его доверие или недоверие по отношению к людям и т.д.
Мировосприятие. На этом уровне мировоззрения мир дается человеку как предметная реальность, которая неким образом организована и упорядочена. Здесь более активны всякого рода знания, пространственно-временные представления о мире, которые объединяясь, формируют действительный образ мира, то есть действительное мировоззрение.

Файлы: 1 файл

гргргр.docx

— 66.83 Кб (Скачать файл)

Основным  трудом З. Фрейда, которым заинтересовался  К. Г. Юнг и применил его постулаты  в своей практике, было «Толкование  сновидений».

Расхождения во взглядах у них начались в 1913 г. Основой этих разногласий стали  противоположные подходы к пониманию  проблемы «бессознательного». С точки  зрения Юнга, бессознательное сродни не только и не столько инстинктам человека, как это понимал Фрейд, но является высоким проявлением  человеческой психики. Если у Фрейда бессознательное имеет биологическую  природу, то у Юнга оно наделено и  социальными элементами.

Коллективное бессознательное — это психическое наследие всех предшествующих поколений, проявляющееся в «комплексах».

Юнг выступал также и против символической  трактовки Фрейдом снов и ассоциаций, утверждая, что символы только тогда  приобретают какое-либо содержание, когда поднимаются на сознательный уровень психики.

В связи с этим Юнг вводит понятие  «архетип». Если Фрейд рассматривал инстинкты в качестве обоснования и причины того или иного действия человека, то Юнг определяет зависимость человеческой деятельности от видов, типов и форм поведения.

Основными архетипами индивидуального бессознательного ученый называет Эго, выражающееся в  поисках индивидуального существования, оно, в свою очередь, подчинено Самости  и относится к ней, как часть  к целому. Самость — это ядро всей личности, главный архетип, соединяющий  сознательное и бессознательное, персона, образ, с помощью которого мы хотим  представить себя окружающему миру, скрыв свое истинное лицо.

 

  1. Религиозная философия ХХ века.

В философии ХХ века. важное место принадлежит религиозной философии. Казалось бы, на фоне успехов науки, техники, роста и распространения информационных систем и технологий религиозная философия, как и религиозных мировоззрение вообще, должны были понести существенный кризиса, но не случилось. Во многом здесь сказались противоречивости исторических процессов века, длительное и напряженное противостояние двух социальных систем - капиталистической и социалистической, при котором последняя претендовала на мировое господство, распространяя и пропагандируя атеистическое мировоззрение. С другой стороны, в ХХ в. человечество пережило две ужасные мировые войны, и на фоне тех же успехов науки сложно было не задуматься как над возможностями исторического человеческого разума, так и над принципами человеческой судьбы. Кроме того, именно в ХХ в. не надо было убеждать в том, что наука - это мощная, но - не всемогущая сила, что есть много в человеческом отношении к себе и к миру, чего никогда не сможет прояснить никакой научный прогресс. Отчасти интерес к религиозной философии в ХХ в. можно объяснить тем, что на фоне колоссального ускорения социальной динамики все более проблематичными предстают как отдельная человеческая индивидуальность, так и жизненная судьба отдельного человека. К этому следует добавить также и то, что тот же самый научный прогресс позволил увидеть человека сложнее, чем это представлялось ранее: стало ясно, что человека нельзя свести к естественного эволюционного процесса, по определенным характеристикам она предстает уникальным явлением действительности. В связи с этим человеческие взгляды невольно обратились к религии, поскольку религиозное видение действительности с его трансцендентализм выводило человека за пределы простого пересечения естественно космического процесса, позволяло увидеть ее приобщенной к особым, первых и исходных принципов бытия.

  1. Позитивизм и неопозитивизм.

Позитивизм (от лат. positivus — положительный) и неопозитивизм — не просто концепции академической философии. Позитивистский стиль мышления — это мировоззрение, которое широко распространилось в западных странах в XIX-XX вв.

Основателем позитивизма является выдающийся французский мыслитель  Огюст Конт (1798-1857). Главные принципы этой концепции изложены в его  работе «Курс позитивной философии» (1830-1842). Само слово «позитивизм» Конт вводил, формулируя так называемый «закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий». Согласно закону трех стадий, человеческое познание прошло три ступени развития:

1) теологическую (религиозную);

2) метафизическую, или отрицательно  разумную;

3) позитивную, или положительно  разумную.

 

Позитивизм прошел три главные стадии развития:

1) классический позитивизм;

2) махизм, или эмпириокритицизм;

3) неопозитивизм и постпозитивизм.

 

НЕОПОЗИТИВИЗМ – одно из основных направлений западной философии 20 в. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии и науки в условиях дискредитации традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического оазиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Эта ориентация на философско-методологические проблемы науки сделала неопозитивизм наиболее влиятельным течением современной западной философии науки, хотя уже в 1930–40-х гг. (и особенно с 1950-х гг.) отчетливо начинает осознаваться несостоятельность его исходных установок. В то же время в работах видных представителей неопозитивизма эти установки тесно были переплетены с конкретным научным содержанием, и многие из этих представителей имеют серьезные заслуги в разработке современной формальной логики, семиотики, методологии и истории науки.

Являясь современной формой позитивизма, неопозитивизм разделяет его исходные философско-мировоззренческие принципы – прежде всего идею отрицания возможности философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе культуры особые функции, не осуществляемые специально-научным знанием. Принципиально противопоставляя науку философии, неопозитивизм считает, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Т.о., неопозитивизм выступает как наиболее радикальная и последовательно обоснованная форма сциентизма в философии 20 в. Это предопределило в значительной мере симпатии к неопозитивизму широких кругов научно-технической интеллигенции в 1920–30-х гг., в период его возникновения и распространения. Однако эта же узкосциентистская его направленность стала стимулом разочарования в неопозитивизме после 2-й мировой войны, когда на авансцену выдвинулись философские течения, отвечающие на глубинные экзистенциальные проблемы современности, и когда начинается критика сциентистского культа науки.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Мировоззрение, его структура и основные функции