Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:12, реферат
Мироощущение — это способ утверждения мировоззрения, в котором мир и отношение человека к нему воспроизводятся в чувственно-эмоциональной форме. Переживания и оценки направлены не на отдельные явления, а на мир в целом и на общую позицию человека в нем. Это — духовное состояние человека, которое определяет принятие или непринятие человеком мира, его доверие или недоверие по отношению к людям и т.д.
Мировосприятие. На этом уровне мировоззрения мир дается человеку как предметная реальность, которая неким образом организована и упорядочена. Здесь более активны всякого рода знания, пространственно-временные представления о мире, которые объединяясь, формируют действительный образ мира, то есть действительное мировоззрение.
Социально-исторические и культурные основания Ренессанса:
В рамках ренессансной культуры:
Отечественная философия сегодня как никогда ощущает необходимость философской рефлексии процессов глобализации, происходящих в современном мире. В контексте этих процессов необходимо сохранить национальную культурную идентичность отдельных стран и народов, поэтому изучение и бережное сохранение национальных культурных ценностей – важная задача современной эпохи.
Отличительной чертой белорусской
философии является чуткое и незамедлительное
реагирование на ключевые события в
жизни народа и отражение культурно-
Формирование белорусской философской мысли связано с процессом христианизации на Беларуси и развитием идей христианского Просвещения. Широко известны имена полоцкой княжны Предславы (Ефросинья Полоцкая), а так же религиозно-философских мыслителей Кирилла Туровского, Климента Смолятича и др. С одной стороны, для философского творчества этого периода характерно глубокое усвоение и осмысление идей Священного писания, с другой - своеобразная «сверка» собственного понимания христианского вероучения с идеями таких авторитетных христианских мыслителей как Афанасий Великий, Григорий Богослов и др. В богословско-философских рассуждениях отечественных христианских просветителей преобладает нравственная проблематика. В форме притч и аллегорий излагаются сложные понятия добра и зла, смысла жизни человека, смысла вселенской истории, раскрываются причины и цели существования мира.
Становление профессиональной
философской деятельности на Беларуси
связано с периодом Возрождения
(16 – 17 века) и Реформации. В целом,
философия Великого княжества Литовского
ориентирована на проблемы, которые
озвучивает западное Возрождение –
антропоцентризм, антиклерикализм, право
человека на постоянное нравственно-интеллектуальное
самосовершенствование. Наряду с этими
проблемами отечественные мыслители
решают вопросы веротерпимости, соотношения
общего и индивидуального блага,
собственности и социально-
-в отличие от Западной Европы здесь не получил решающего развития принцип индивидуальной свободы (главным лейтмотивом белорусской философской мысли является идея о том, что человек должен служить общему благу);
-в отечественной философской
практике доминирует идея
-гуманистические идеи Ренессанса на Беларуси тесно связаны с идеями и практикой Реформации.
В целом ренессансный гуманизм на Беларуси отличает охват широких слоев общества, стремление преодолеть узкие рамки духовных элит (это объясняется, в частности, и тем, что стиль изложения, практикуемый белорусскими мыслителями эпохи Возрождения прост, ясен, доходчив, идеи же общеупотребимы и доступны).
Характерные черты эмпиризма философии Нового времени.
Европейскую философию 17 века условно принято называть философией Нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, а Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция переживает период рассвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается надолго отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические формы. Расхождение между силой власти, права и денег приводит к тому, что сами жизненные условия для человека становятся случайными. В силу всего перечисленного, философия Нового времени не является тематически и содержательно однородной, она представлена различными национальными школами и персоналиями. Но, несмотря на все различия, сущность философских устремлений у всех одна: доказать, что между фактическим и логическим положением дел существует принципиальное тождество. По вопросу о том, как реализуется это тождество, существую две философские традиции: эмпиризм и рационализм.
Рационализм философии Нового времени.
Рассмотрение данного вопроса необходимо начать именно с самого яркого представителя рационалистического направления - Рене Декарта. Он в восемь лет уходит на учебу в иезуитский колледж Ла-Флеш. Здесь он получил основы образования. В ряде жизнеописаний Декарта указывается, что сухое, педантичное обучение его не удовлетворяло. Отрицательное отношение к схоластическому пониманию науки и философии проявилось у него, однако, позже, когда он как военный побывал в значительной части Европы. В 1621 г. он уходит с военной службы и путешествует. Посетил Германию, Польшу, Швейцарию, Италию и некоторое время жил во Франции. Наиболее интенсивно предавался исследованиям во время своего сравнительно долгого пребывания в Голландии в 1629-1644 гг. В этот период он пишет большинство своих работ. Годы 1644-1649 были наполнены стремлением отстоять, и не только теоретически, взгляды и идеи, содержащиеся, в частности, в «Размышлениях о первой философии» и в «Началах философии». В 1643 г. в Утрехте, а в 1647 г. в Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт) было запрещено распространение его воззрений, а его труды были сожжены. В этот период Декарт вновь несколько раз посещает Париж и думает даже о возвращении во Францию.
В истории философской
мысли 18 век обычно характеризуется
как век Просвещения. Научное
знание, философские изыскания, ранее
бывшие достоянием узкого круга ученых,
теперь стремительно распространяются
среди образованной части европейцев,
становясь предметом
Развитие Просвещения
в философии тесно связано
с социально-политическими
Центром идеологии Просвещения постепенно становилась Франция, где плеяда просветителей была представлена Ф.Вольтером, Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо и др. Основу их творчества составляют идеи критики религии и церкви, государственных порядков, традиционной метафизики, идеи преобразования общества.
Немалое значение для философии
Просвещения имела и
В конце XVIII в. в Германии возникает
философское движение, в котором
в своеобразной форме нашли своё
отражение значительные социальные
преобразования того времени, в частности
французская буржуазная революция
1789 года, качественные сдвиги в области
естествознания (открытия в физике,
химии, биологии). В нем также отразились
специфические условия
Теория познания. Кант осуществляет своего рода «коперниканский переворот» в философии, утверждая в своей работе «Критика чистого разума», что не наши представления сообразуются с познаваемыми вещами, миром, а мир сообразуется с нашими представлениями. Это означает, что человек всегда смотрит на мир сквозь призму своих субъективных состояний и законов мышления. Соответственно главной задачей философии является разработка вопроса о границах познавательных возможностей человека. Приступая к анализу процесса познания, Кант исходил из того, что существует независимый от сознания людей внешний мир, мир «вещей в себе», который является источником наших ощущений.
Этика. Мораль – по Канту – самая бытийственная основа человеческого существования, то что делает человека человеком. Она ниоткуда не выводима, а наоборот является единственным оправданием разумного устройства мира. Мораль по Канту носит характер императивности, т.е. всеобщности и обязательности требований.
Эстетика. Исключительная роль искусства состоит в том, чтобы снять, преодолеть разрыв между миром данным нам в чувствах и миром умопостигаемом (вещи в себе). По Канту истина и добро находят себя в красоте.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – немецкий философ, представитель «абсолютного» объективного идеализма, выдвигающего основным принципом тождество разума и действительности. (Хотя, первоначально, под влиянием Канта и Фихте, он придерживался позиций «трансцендентального» идеализма. К «абсолютному» идеализму Гегель перейдёт под влиянием немецкого философа Шеллинга). К основным трудам следует отнести: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Лекции по истории философии» и т.д.
Основные идеи:
Центральным положением философии Гегеля становится рассуждение об «абсолютной идее». По мнению философа, Разум, Мысль или Дух едины с реальной объективной действительностью и являются ею. «Всё действительное разумно, всё разумное – действительно» – пишет Гегель. Дух наделяет всё реальное стремлением к развитию, то есть придаёт всему цель, которой является самопознание, раскрытие в себе «духа». Процесс «самопознание» мирового, абсолютного разума реализуется через три этапа, которые представляют собой восходящее круговое движение (следует отметить, что для философии Гегеля характерно обращение к троичным конструкциям, так называемым триадам построенным в виде треугольника, или круга):
1) первая стадия
это «бытие в себе», то есть
разум прибывает в стихии
2) «инобытие» –
бесконечное «идеальное»
3) «возвратное бытие
в-себе-и-для-себя». Гегель
13) Антропологический материализм Фейербаха.
Антропологический материализм Фейербаха
Людвиг Фейербах (1804–1872) – немецкий философ, автор одного из вариантов антропологического материализма. Будучи материалистом, он отстаивал принцип восхождения от материального к идеальному, т.е. он сматривал идеальное как нечто производное от определений уровня организации материального. Характерной чертой его материализма был антропологизм заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, находящегося в неразрывном единстве с ней.
Информация о работе Мировоззрение, его структура и основные функции