Мотив, факторы, теории мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:28, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотрение сущности мотивации, её структуры, механизмов мотивационных процессов, индивидуальных особенностей мотивационной сферы человека. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить сущность мотивации и ее структуру на основе теоретического анализа философской, психолого-педагогической и специальной литературы;
2. выявить особенности мотивационной сферы личности на основе теоретического и экспериментального материала;
3. изучить влияния мотивации успеха на достижение высоких результатов;
4. определить способы развития мотивационной сферы личности.

Файлы: 1 файл

психология2.docx

— 59.13 Кб (Скачать файл)

В когнитивных теориях  поведение инициируют и направляют представления человека о мире (когнитивное  представление реальной ситуации, ее причин и следствий) В рамках этой теории существуют:

-теория когнитивного дисбаланса (стремление к уменьшению сосотояния дискомфорта, испытываемого личностью в случае противоречия нескольких когниций);

-теория баланса (в основу  поведения человека закладывается  стремление к гармоничным, непротиворечивым  социальным ситуациям и отношениям);

-теория сценариев (поведение  мотивируется представлениями будущих  действий, ситуаций и отношений;  при этом, чем детальнее разработан  сценарий, тем реальнее его осуществление);

 

-теория контрфактов (представление об исходе событий, альтернативном реальности; в зависимости от позитивной или негативной окраски оно улучшает или ухудшает мотивацию будущей деятельности). [11, 58с.]

Проблеме мотивации посвятили  свои труды многочисленные исследователи, среди которых В.Г.Асеев, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин ,В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Магун, В.С. Мерлин, К. Обуховский, А.Б.Орлов, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, Дж. Аткинсон, Б. Вайнер, К. Левин, Д. Мак-Клелланд, А. Маслоу, Г. Мюррей, Х. Хекхаузен и др.

Ярким представителем школы  бихевиоризма является Э. Торндайк. Основываясь на идее Ч. Дарвина о существовании между животными и человеком переходных форм в способности к научению, Торндайк создал экспериментальную психологию научения (придерживаясь трактовки поведения по схеме «стимул-реакция»). Торндайк значительно конкретизировал положения, лежащие в основе теории научения, показав, что между раздражителями и реакциями всегда образуются ассоциации. Объединение этих элементов он обозначил как привычку, выполнение которой не контролируется сознанием, причем не имеет значения, была ли привычка первоначально осознанной или же с самого начала соответствующие процессы выполнялись без участия сознания.

Э. Толмен, как представитель «психологического бихевиоризма», утверждал, что выучиваются не сочетанию «раздражитель - реакция», а ожиданию наступления следствий (смежности). Отсюда следовала простая когнитивная модель мотивации: вероятность реакции возрастает с увеличением силы ожидания смежности, а также с увеличением ценности следствий.

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд. Его теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими  системами. Осногвываясь на достижениях физики и физиологии 19 века, Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество её остается при этом тем же самым). Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его на язык психологических терминов и заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. Далее он постулировал: у каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность; цель любой формы поведения индивидуума состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии.

 Таким образом, согласно  теории Фрейда, мотивация человека  полностью основана на энергии  возбуждения, производимого телесными  потребностями. По его убеждению,  основное количество психической  энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровень  возбуждения, вызываемого потребностью. По Фрейду, психические образы  телесных потребностей, выраженные  в виде желаний, называются  инстинктами. В инстинктах проявляются  врожденные состояния возбуждения  на уровне организма, требующие  выхода и разрядки. Фрейд утверждал,  что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение)  определяется инстинктами. Влияние  последних на поведение может быть как прямым, так и косвенным, замаскированным. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение – их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Инстинкты как таковые являются « конечной целью любой активности».

 Практически любой  поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах:

1. привязки, или направления  энергии на объект (катексис);

2. препятствия, мешающего  удовлетворению инстинкта (антикатексис).

 Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к другим людям, (то есть перенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами.

 Антикатексис проявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному ослаблению инстинктивных потребностей. Таким образом, взаимодействие между выражением инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет основу психоаналитического построения системы мотивации.

У.Макдауголл расширил рамки, установленные Фрейдом относительно количества основных инстинктов, и предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения. В более поздних работах У. Макдауголл добавил к перечисленным - еще восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям. Не смотря на такое увеличение числа предлагаемых инстинктов, в целом, суть его теории сводилась так же к проведению аналогии с поведением животных.

Американский исследователь  мотивации Г.Мюррей наряду с перечнем первичных потребностей, идентичных основным инстинктам, выделенных У.Макдауголлом, предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это – потребности достижения успехов, агрессия, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избежания вредных воздействий, избежания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Кроме этих двух десятков потребностей автор приписал человеку и следующие шесть: приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости.

Еще одно направление исследований личности известно как «третья сила», наряду с психоаналитической теорией  и бихевиоризмом, и называется «Теория  роста» или (в отечественной психологии) это направление получило название «гуманистическая психология». Это  направление представлено такими психологами, как Маслоу, Роджерс и Голдштейн. Теория роста подчеркивает стремление человека к совершенствованию, реализации своего потенциала, самовыражению.

Создатель теории самоактуализации Курт Голдштейн развивал это представление : будучи нейрофизиологом, занимающимся в основном пациентами с поврежденным мозгом, он рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума.

Согласно его теории, ослабление напряжения является сильным побуждением  только у больных организмов, а  нормальный организм может временно отложить еду, секс, сон и т.д., если другие мотивы, такие как любопытство  или желание игры, вызывают это  напряжение. Другими словами, способности  организма определяют его потребности.

 Представления Маслоу существенно отличаются от разработок Голдштейна, хотя и сохраняют общую концепцию. Маслоу начал изучать жизнь, ценности и отношения людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, то есть достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди. Маслоу утверждает, что более резонно строить обобщения относительно человеческой природы, изучая лучших ее представителей, каких только удается найти.

Маслоу определил иерархическое строение системы человечески потребностей из пяти уровней:

1.                 физиологические потребности.

2.                  потребности безопасности.

3.                  Потребности в принадлежности.

4.                 Потребности в признании.

5.                 Потребности в самореализации.

Последнюю группу потребностей он назвал потребностями развития противопоставил их потребностям нужды. Потребности более высокого уровня возникают только тогда, когда удовлетворены низшие.

Гуманистический контекст классификации потребностей обусловлен тем, что Маслоу исходил не только из наличного поведения, но и из того,  каким оно должно быть, поскольку многие индивиды не достигли высшего уровня потребностей и «застряли» на низших ступенях

В новейших психологических  концепциях мотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладающим  в настоящее время является когнитивный  подход к мотивации, в котором  особое значение придаётся сознанию и знаниям человека.

Побуждение к действию может возникать у человека не только под влиянием эмоций, но также  под воздействием знаний (когниций).

Одним из первых обратил свое внимание на данный фактор и исследовал его, разработав соответствующую теорию, Л.Фестингер. Основным постулатом его теории когнитивного диссонанса является утверждение о том, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласованности, или дисбаланса, индивид стремится снять или уменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения.

Уменьшить возникший диссонанс  можно одним из трех способов:

1. изменить один из  элементов системы знаний таким  образом, чтобы он не противоречил  другому;

2.добавить новые элементы  в противоречивую структуру знаний, сделав ее менее противоречивой  и более согласованной;

3.уменьшить значимость  для человека не согласующихся между

 собой знаний.

Американский ученный Д. Аткинсон одним из первых предложил общую теорию мотивации, объясняющую поведение человека, направленное на достижение определенной цели. Эта же теория явила собой один из первых примеров символического представления мотивации. Сила стремления человека к достижению поставленной цели (М) по Аткинсону, может быть установлена при помощи следующей формулы:

 М = Пду * Вдц * Здц,

Где М – сила мотивации (стремление); Пду – сила мотива достижения успехов как личностной диспозиции; Вдц – субъективно оцениваемая вероятность достижения поставленной цели; Здц – личностное значение достижения данной цели для человека.

Если каким-то способом измерить перечисленные переменные и подставить их значения в правую часть формулы, то можно вычислить силу внутреннего  стремления человека к достижению соответствующей  цели.

Для того чтобы предсказать, как поведет себя человек в  той или иной ситуации, важно знать:

— какое значение лично  для него имеет достижение поставленной цели

 — как он оценивает  свои шансы на успех с точки  зрения:

(а) инструментальности тех или иных, возможных для него в данной ситуации действий;

(б) своих способностей, связанных с выполнением данных  действий.

 Максимальной сила  мотивации будет в том случае, если положительными и высокими  окажутся все перечисленные переменные.[13, 250с., 318с.][12, 110с.][8, 87с.]

1.3.            Особенности формирования мотивационной  сферы личности

В отечественной психологии можно выделить теорию мотивационной  сферы человека, созданную А.Н.Леонтьевым и продолженную в работах его  учеников и последователей.

Согласно концепции А.Н.Леонтьева, мотивационная сфера человека, как  и другие его психологические  особенности, имеет свои источники  в практической деятельности. Между  структурой деятельности и строением  мотивационной сферы человека существует отношение взаимного соответствия.

В основе изменений, которые  происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы  деятельности, которое, в свою очередь, подчиняется объективным социальным законам.

Элементы, зачатки высших функциональных возможностей и мотивов  ребенка вырастают не из деятельности по удовлетворению биологических потребностей (таковая ему не присуща), а как  раз вне этой деятельности и по мере освобождения ребенка от этой деятельности.

Л. И. Божович в свою очередь утверждает, что начало последующему формированию ряда высших потребностей ребенка дает потребность во впечатлениях, которая является  относительно самостоятельной.

У ребенка формируется  довольно рано целый комплекс потребностей функционального плана (в общении, в деятельности манипулятивного и игрового типа, в том числе потребность во впечатлениях и т. д.), которые в процессе развития становятся самостоятельными, — это потребности в физической, интеллектуальной, эмоциональной, социальной, творческой деятельности.

Удовлетворение биологических  потребностей объективно абсолютно  необходимо человеку для поддержания  его физического существования  как живого существа. Однако удовлетворение ряда специфических функциональных потребностей ребенка, составляющих основу духовных, и в частности социальных, потребностей, столь же абсолютно  необходимо для формирования ребенка  именно как человеческого существа.

 Структура мотивации  ребенка двух-трехлетнего возраста характеризуется еще отсутствием устойчивой иерархии мотивов. Жизненно важные потребности и капризы не разграничиваются ребенком и приобретают одинаково высокую значимость для него. Мотивы сменяются во времени, не подчиняясь еще единому сознательно-волевому контролю.

 Это зависит от периодически  возобновляющихся внутренних потребностей  в пище, физической активности, в  быстро растущих функциональных  возможностях в познавательной, речевой, игровой деятельности. Вместе  с тем эти спонтанные потребности  еще настолько неопределенны,  что их проявление и процесс  удовлетворения зависят от внешней  среды, от видов деятельности, которые подсказаны ребенку взрослыми.  Ребенок и в деятельности, и  в самой мотивации является  еще рабом непосредственного  ситуационного поля, в частности  зрительного: висящий плод вызывает  у ребенка желание съесть его,  вид улицы, сада или леса  — желание погулять и так  далее.

С. Л. Рубинштейн дает следующую  психологическую характеристику мотивации  в детском возрасте: «Каждое непосредственно  на ребенка действующее побуждение имеет в раннем детстве еще  очень большую власть над ребенком. Поэтому внутренняя мотивация еще  очень неустойчива: при каждой перемене ситуации ребенок может оказаться  во власти других побуждений. Неустойчивость мотивации обусловливает известную  бессистемность действий».

Информация о работе Мотив, факторы, теории мотивации