Мотивация и мотивы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнять данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Руководитель, чтобы эффективно двигаться на встречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл из деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации. Руководители, воплощают свои решения в дела, применяя на практике принципы мотивации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Теоретическая часть……………………………………………………8
1.1 Понятие "мотивации" и "мотив"…………………………………………..8
1.2 Мотивация и деятельность……………………………………………….12
1.3 Мотивационные методы………………………..………………………...14
Раздел 2. Практическая часть…………………………………………………...16
2.1 Исследование деятельности предприятия
ООО "Астраханьгазпром"…………………………………………….…..16
2.2 Особенности решения проблем на ООО «Астраханьгазпром»………..22
2.3 Диагностика мотивационной сферы личности…………………………24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...29
Приложение А (организационная структура)…..……………………………...31
Приложение Б (методика Ю.М. Орловой)….....……………………………….32
Приложение В (методика А.А. Реана)….………………………………………33
Приложение Г (анкеты)…………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

МОЙ курсач.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Приложение Б (методика Ю.М. Орловой)….....……………………………….32

Приложение В (методика А.А. Реана)….………………………………………33

Приложение Г (анкеты)…………………………………………………………34

 

 

Введение

 

При планировании и организации  работы руководитель определяет, что  конкретно должна выполнять данная организация, когда и кто, по его  мнению, должен это сделать. Руководитель, чтобы эффективно двигаться на встречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл из деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации. Руководители, воплощают свои решения в дела, применяя на практике принципы мотивации.

Всегда следует искать мотивы поведения. Чем свободнее  человек, тем важнее знание того, что  им движет. Что заставляет приносить большие жертвы и напрягать все силы, делая свое дело; а что – даже при благоприятных условиях приводит к упрямству, скуке и безразличию.

Среди всех понятий, которые  используются в психологии для объяснения побудительных моментов в поведении  человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность  и устойчивость, направленность и  прекращение после достижения поставленной цели, настройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Многочисленные теории мотивации стали появляться еще  в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток.

Взгляды на сущность и происхождение  мотивации человека на протяжении всего  времени исследования этой проблемы неоднократно менялись, но неизменно  располагались между двумя философскими течения: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что только он наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий. Мотивационный источник человеческого поведения усматривался исключительно в разуме, сознании и воле человека.

Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себя рационалистические и иррационалистические идеи, следует считать  возникшие  в XII – XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животных.

Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина  в психологии началось интенсивное  изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер,           Э. Торндайк) и инстинктов у человека (З. Фрейд, У. Макдауголл, И.П. Павлов).

Человеку в качестве мотивационных  факторов стили приписывать те же органические потребности, которым  раньше наделяли только животное, в том числе и инстинкты. Одним из первых проявлений такой крайней, иррационалистической точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов Фрейда и Макдауголла.

Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений в  тоже время появились поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория нервной высшей деятельности. Поведенческая концепция мотивации развивалась как логическое продолжение идей Д. Уотсона в теории, объясняющей поведение. Кроме Д. Уотсона и Э. Толмена, среди представителей этого направления, получивших наибольшую известность, можно назвать К. Халла и Б. Скиннера. Все они пытались детерминически объяснить поведение в рамках исходной стимульно-реактивной схемы.

 

Начиная с 30-х годов XX в. появляются и выделяются специальные концепции мотивации, относимые только к человеку. Одной из первых таких концепций явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких, как А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.

Известный американский психолог А.Х. Маслоу в 1954 году создал иерархическую  модель мотивации («Мотивация и личность»). У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов  потребностей:

  1. Потребности физиологические (органические) – голод, жажда.
  2. Потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.
  3. Потребности в принадлежности и любви – принадлежность к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими.
  4. Потребности уважения (почитания) – компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов.
  5. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.
  6. Эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота.

В соответствии со своей моделью  Маслоу утверждал, что высшие потребности  могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены  его более низшие потребности. Что  же касается самого высокого класса способностей – самоактуализации, то, по Маслоу, она присутствует у большинства людей.

Теория потребностей по Маслоу является содержательной теорией мотивации. Существуют также процессуальные теории мотивации.

Процессуальные мотивации не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно этим теориям, поведение личностей является также функцией его восприятия и ожидания, связанных с данной ситуацией и возможных последствий выбранного типа поведения. Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория справедливости и модель Портера – Лоулера.

Теория ожидания основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в удовлетворении за этот счет своих потребностей. При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда – результатов, результаты – вознаграждения и валентность (удовлетворенность вознаграждения).

Теория справедливости гласит, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. Люди могут восстановить чувство справедливости либо изменив уровень затрачиваемых усилий, либо изменив уровень получаемого вознаграждения.

Модель Портера – Лоулера  основывается на том, что мотивация  является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Результативность труда работника зависит от приложенных им усилий, его характерных особенностей и возможностей, а также оценки им своей роли.

Согласно модели Портера – Лоулера, результативность труда порождает удовлетворенность, а вовсе не наоборот, как думает на этот счет большинство руководителей.

Целью курсовой работы является изучение мотивационной сферы личности, ее влияние на трудовую деятельность человека на примере предприятия ООО «Астраханьгазпром».

 

Для этого необходимо решить следующие  задачи:

  1. Ознакомиться с трудами отечественных и зарубежных авторов, занимающихся этим вопросом.
  2. Изучить мотивационную сферу личности.
  3. Провести социологический опрос на исследуемом предприятии ООО «Астраханьгазпром».

Объектом исследования являются работники  предприятия ООО «Астраханьгазпром». Предметом исследования является влияние  мотивации на производственную деятельность работников предприятия.

Гипотеза: предположим, что у большинства работников данного предприятия высокий уровень мотивации, не сотря присутствие боязни неудач в своей деятельности.

 

 

 

 

Раздел 1. Основная часть

 

    1. Понятия «мотивация» и «мотив»

 

Представление о мотивации возникает  при попытке объяснения, а не описания поведения. Обнаружение причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации.

Мотивация1 – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней детерминации поведения.

Диспозиционная и ситуационная мотивация не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться  под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным.

Поведение личности в ситуациях, которые  кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже

на одни и те же вопросы человек  отвечает по-разному в зависимости  от того, где и как эти вопросы  ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, т.к. она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях.

Немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек характерным  для него образом воспринимает и  оценивает одну и ту же ситуацию. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей.

Сиюминутное, актуальное поведение  человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимодействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив1 в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных  диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в

определенных условиях, которых им не достает для нормального  существования и развития. Потребность  как состояние личности всегда связана  с наличием у человека чувства  неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности). Потребность есть у всех живых существ. И этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется.

В отличие от животных, у человека, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные. Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым их сочетанием.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу, осознаваемую человеком в сложной мотивационной динамике его поведения, представить в виде своеобразной арены и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель.

Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти. С ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть эмоциональных всевозможных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти.

Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и  цели – являются основными составляющими  мотивационной сферы человека.

Мотивационную сферу деятельности человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

Информация о работе Мотивация и мотивы