Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 00:58, курсовая работа
Проблемы мотивации относятся к важным психологическим проблемам, так как их исследование позволяет приблизиться к пониманию движущих сил, причин, внутренних механизмов поведения человека. Несмотря на важность и практическую востребованность знаний мотивационной сферы учебной деятельности школьников, разработанность этих проблем отстает от их общепсихологической значимости. Проблемы мотивации в обучении, существующие теории и модели мотива остаются в современной отечественной психологии хотя и изученными, однако не удовлетворяют запросам реальной практики.
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях.
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты исследования мотивации учебной деятельности....6
1.1 Проблема мотивации учебной деятельности в отечественной литературе.6
1.2 Мотивация учебной деятельности младших школьников............................9
1.3 Характеристика обучаемости.........................................................................13
1.4 Группы детей с разным уровнем обучаемости.............................................16
1.5 Зависимость уровня обучаемости от мотивации..........................................21
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации и успешности учебной деятельности...........................................................................................23
2.1 Описание выборки и методов исследования ..............................................23
2.2 Результаты исследования учащихся.............................................................25
2.3 Анализ результатов исследования................................................................29
Заключение ...........................................................................................................31
Список литературы...............................................................................................32
Приложения...........................................................................................................37
В организации педагогического процесса при дифференциации обучения важно соблюдение следующих условий:
- ведение дневников психолого-
- постоянная проверка эффективности принятых мер, осуществление их коррекции;
- организация постоянного
Осуществляя дифференциацию, учитель должен руководствоваться следующими требованиями:
-создать атмосферу, благоприятную для учащихся;
-активно общаться с учащимися, ибо для того, чтобы учебный процесс был мотивирован и ребенок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен четко представлять себе и понимать , что от него ждут.
Указанное положение представляется важным не только потому, что учащиеся знают об ожиданиях своих педагогов, но им нужно говорить о том как они учатся. Обратная связь обеспечивает крепкую основу для мотивации. В работе с учащимися мы предлагаем следующую стратегию педагогических действий:
- непосредственное воздействие
на мотивацию через убеждение,
разъяснение и стимуляцию
- воздействие на мотивацию
Цели обучения для каждой группы детей дифференцируются.
Цели интеллектуального развития:
Для детей с высоким уровнем:
-развитие интеллектуальных
-совершенствование предметных умений и навыков;
-развитие навыков творческой, исследовательской деятельности;
-формирование потребности в
самостоятельной
-овладение навыками саморефлек
Для детей со средним уровнем:
-развитие познавательных
-создание психолого-
-формирование и развитие
Для детей с низким уровнем:
-формирование и коррекция
-развитие навыков умственного труда, позволяющих полностью усвоить базисные знания и создающих возможности для перехода на второй уровень;
-развитие интеллектуальных
Для дифференцированного обучения характерно:
1. В группе высокого уровня:
- обучение технологии поиска новых знаний, работа с дополнительными источниками информации;
- формирование навыков самоконтроля за усвоением знаний;
- привлечение к поисковой
2. В группе среднего уровня:
- обучение технологии поиска новых знаний, работа с учебником;
- организация самостоятельной деятельности репродуктивного и частично поискового характера, самоконтроль за усвоением знаний;
- отбор методов, способствующих усвоению знаний на частично - поисковом уровне.
3. В группе низкого уровня:
создание положительной мотивации через практическую направленность обучения, связь с жизнью, ориентация на успех, регистрация действительного продвижения в учении;
- создание условий, позволяющих
каждому ученику оценить свое
положение и обдумать
- отбор методов, способствующих усвоению базовых знаний на репродуктивном уровне, но также применение частично-поисковых и проблемных методов обучения в соответствующих ситуациях;
- формирование мыслительных
При дифференцированном подходе удачными являются следующие условия контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся:
-создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
-сотрудничество учителя и ученика;
-создание для ученика
-возможность выбора учителем формы контрольной процедуры;
-учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика;
-тематический учет знаний;
-использование метода малых групп;
-логическая обусловленность
-гарантирование ученику права на повышение оценки;
-соблюдение принципа
-поощрение ученика;
-соответствие целей контроля
целям образовательного
1.5 Зависимость уровня обучаемости от мотивации
Социальные мотивы учения по-разному выражены у школьников с разной успеваемостью. Как отмечает И. Ю. Кулагина, мотивы неуспевающих школьников специфичны. При наличии сильного мотива получения хорошей отметки и одобрения круг их социальных мотивов учения сужен. Некоторые социальные мотивы у них появляются только к 3-му классу [26].
У школьников, с хорошо успевающих и проявляющих интерес к знаниям, «знаемые» мотивы совпадают реальными. У школьников, хорошо успевающих, но без ярко выраженного интереса к знаниям, имеется неполное совпадение тех и других мотивов. У них доминируют мотивы: «получения отметки», «похвала» и «требование».
У посредственно- и слабоуспевающих школьников основным является мотив «избегание наказания». Этот же мотив входит в первую тройку «знаемых» мотивов. Следовательно, отрицательный «знаемый» и реальный мотивы у них совпадают, а положительные «знаемые» («хочу получать хорошие отметки», «хочу больше знать») не совпадают с реальными.
Мотив избегания неудачи присущ как хорошо успевающим, так и плохо успевающим учащимся младших классов, но к окончанию начальной школы у последних он достигает значительной силы, так как мотив достижения успеха у них практически отсутствует.
Хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы, отстающие же проявляют интерес чаще всего к наиболее легким, с их точки зрения, дисциплинам - пению, физкультуре.
Неуспевающие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжении всех лет обучения в начальной школе сохраняют склонность к облегченной учебной работе, механическому копированию действий учителя. Интерес к содержанию предмета обычно связан с новизной материала, сменой конкретных видов работы, наглядной стороной обучения и игровыми элементами урока.
У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо выполнить задание, сочетающееся с мотивом получения высокой отметки или одобрения взрослых. У слабо успевающих школьников начальных классов мотив достижения выражен значительно хуже, а в ряде случаев вообще отсутствует.
По данным С. А. Мусатова значение мотивов избегания санкций побуждающих к выполнению учебных заданий, усиливается к 3-му классу. При этом снижается доминирование интереса к содержанию школьных предметов [45].
К концу младшего школьного возраста большинство учащихся при изменении общего смысла деятельности могут изменять конкретную цель.
Таким образом, мы видим, что мотивы связанные с учебной деятельностью очень сильно связаны с познавательной потребностью. Познавательная потребность связана неодинаково у разных детей: у некоторых ярко выражена, у других – менее выражена и связана с практической активностью. Начиная с младших классов, важно развивать познавательную потребность таким образом, чтобы познавательная мотивация стала ведущей.
2. Эмпирическое исследование
взаимосвязи мотивации и
2.1 Описание выборки и методов исследования
Исследование проводилось в СОШ №59 г. Ярославля. Выборку испытуемых составили 40 учеников: по 20 человек второго и третьего классов. Все дети обучаются в школе с первого класса.
Одним из важных показателей, свидетельствующем о познавательной мотивации, является наличие познавательной потребности. Как говорилось ранее, мотив - это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.
Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению.
Учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целым комплексом разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
В исследовании стремились выяснить, какими конкретно мотивами побуждается учебная деятельность учащихся начальной школы, какие мотивы являются ведущими и какова их сила.
Целью нашего исследования является определение ведущих мотивов и силы мотивации учения младших школьников, и их влияние на успешность учебной деятельности. Исходя из выдвинутой цели, были определены методы исследования. Для того чтобы выявить мотивы учения младших школьников, был использован метод анкетирования [49].
Анкета носила проективный характер, имела инструкцию и 24 вопроса. Вопросы сгруппированы по трем разделам. В приложении 1 она приведена полностью. Результаты анкетирования обрабатывались в соответствии с ключом (таблица 1).
Таблица 1 - Ведущие мотивы учения
№ школьника |
Мотивы |
Знак |
1. |
Получения хорошей оценки |
Пол.х.оц. |
2. |
Социальный |
Соц. |
3. |
Познавательный |
Поз. |
4. |
Перспективный |
Пер. |
5. |
Личностного роста |
Лич.р. |
6. |
Получения похвалы учителя |
Пол.п.уч. |
7. |
Желание порадовать родителей |
Жел.п.р. |
8. |
Избегания наказания |
Изб.нак. |
9. |
Социальный |
Соц. |
10. |
Получения похвалы учителя |
Пол.п.уч. |
11. |
Желание порадовать родителей |
Жел.п.р. |
12. |
Социальный |
Соц. |
13. |
Познавательный |
Поз. |
14. |
Перспективный |
Пер. |
15. |
Личностного роста |
Лич.р. |
16. |
Социальный |
Соц. |
17. |
Познавательный |
Поз. |
18. |
Получения похвалы учителя |
Пол.п.уч. |
19. |
Желание порадовать родителей |
Жел.п.р. |
20. |
Избегания наказания |
Изб.нак. |
Ведущий мотив учения определялся по преобладающим ответам ученика. Если во всех трех случаях ученик выбирает один и тот же мотив, то знак этого мотива ставится в графе «ведущий мотив учения». Если в двух случаях из трех, ученик выбирает один и тот же мотив, в графе «ведущий мотив учения» ставится знак того мотива, который выбирается дважды. Если во всех трех случаях ученик указывает разные мотивы учения, в графе «ведущий мотив учения» ставится знак «мот. не сфор.» - мотив не сформирован.
Далее подсчитывали количество учеников, обладающих определенными ведущими мотивами учения.
Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации был использован опросник «Направленность на приобретение знаний» (приложение 2).
Для диагностики уровня интеллекта детей использовались Цветные прогрессивные матрицы Равена (три серии по 12 заданий в каждой). Исследование проводилось индивидуально. Перед началом работы дети получали такую инструкцию: «Посмотри сюда. Ты видишь, что из этой картинки вырезан кусочек. Каждый из кусочков внизу имеет подходящую форму, чтобы заполнить вырез, но только один из них подходит по рисунку. Только один из кусочков правильный. Покажи, какой из них подходит, чтобы дополнить рисунок». За каждый правильный ответ ребенка начислялся один бал. Результаты оценивались в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2 - Оценка результатов по Цветным прогрессивным матрицам Равена
Уровень |
Оценка результат |
Результат |
I |
Очень высокий |
более 95% правильных ответов |
II |
Высокий |
75% - 95 % правильных ответов |
III |
Средний |
25% - 75 % правильных ответов |
IV |
Низкий |
5% - 25 % правильных ответов |
V |
Очень низкий |
менее 5% правильных ответов |
+ |
Выше среднего |
Результат выше среднего значения по классу |
- |
Ниже среднего |
Результат ниже среднего значения по классу |
2.2 Результаты исследования учащихся
2 класс
В исследовании участвовали 9 девочек и 11 мальчиков. Учитель этого класса – опытный педагог с 15 – летним педагогическим стажем. Ведет свой класс с первых лет их обучения в школе.
Информация о работе Мотивация учебной деятельности младших школьников с разным уровнем обучаемости