Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 00:58, курсовая работа
Проблемы мотивации относятся к важным психологическим проблемам, так как их исследование позволяет приблизиться к пониманию движущих сил, причин, внутренних механизмов поведения человека. Несмотря на важность и практическую востребованность знаний мотивационной сферы учебной деятельности школьников, разработанность этих проблем отстает от их общепсихологической значимости. Проблемы мотивации в обучении, существующие теории и модели мотива остаются в современной отечественной психологии хотя и изученными, однако не удовлетворяют запросам реальной практики.
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях.
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты исследования мотивации учебной деятельности....6
1.1 Проблема мотивации учебной деятельности в отечественной литературе.6
1.2 Мотивация учебной деятельности младших школьников............................9
1.3 Характеристика обучаемости.........................................................................13
1.4 Группы детей с разным уровнем обучаемости.............................................16
1.5 Зависимость уровня обучаемости от мотивации..........................................21
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации и успешности учебной деятельности...........................................................................................23
2.1 Описание выборки и методов исследования ..............................................23
2.2 Результаты исследования учащихся.............................................................25
2.3 Анализ результатов исследования................................................................29
Заключение ...........................................................................................................31
Список литературы...............................................................................................32
Приложения...........................................................................................................37
Как было описано в предыдущем параграфе, для выявления ведущих мотивов учения нами был использован метод анкетирования.
Результаты анкетирования представлены в приложении 3 и таблице 3.
Таблица 3 - Ведущие мотивы учения учеников 2 класса
№ |
Ведущие мотивы |
Количество учеников |
Процент |
1. |
Получения хорошей оценки |
3 |
15% |
2. |
Социальный |
3 |
15% |
3. |
Познавательный |
2 |
10% |
4. |
Перспективный |
2 |
10% |
5. |
Личностного роста |
1 |
5 |
6. |
Получения похвалы учителя |
2 |
10% |
7. |
Желание порадовать родителей |
2 |
10% |
8. |
Избегания наказания |
1 |
5 |
9. |
Не сформирован |
4 |
20% |
Выявлено, что:
Дифференциации учеников второго класса по уровню школьной мотивации показала, что во втором классе не выявлено учеников с высоким уровнем школьной мотивации (приложение 4 и таблица 4).
Таблица 4 - Уровень школьной мотивации учеников 2 класса
Уровни школьной мотивации |
Количество учеников |
Процент |
Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации |
0 |
|
Второй уровень - хорошая школьная мотивация |
5 |
25% |
Третий уровень - положительное отношение к школе |
10 |
50% |
Четвертый уровень - низкая школьная мотивация |
5 |
25% |
Пятый уровень - негативное отношение к школе |
0 |
Это может быть объяснено тем, что учебная мотивация складывается только в процессе выполнения учебной деятельности. Учебная деятельность для детей этого возраста, хотя и не является новой, но все же не настолько освоенной и понимаемой как игровая деятельность. У значительного большинства учеников (50%) преобладает положительное отношение к школе и они чувствуют себя вполне комфортно в роли учеников.
Результаты выполнения учениками заданий Цветных прогрессивных матриц Равена и уровень общего интеллекта представлен в таблице 5.
Таблица 5 - Уровень интеллекта учеников 2 класса
(Цветные прогрессивные
Уровень развития общих умственных способностей |
Оценка результата |
Высокий |
0 |
Средний |
50 |
Низкий |
50 |
Определено, что 50% учеников второго класса показали средний уровень развития общих умственных способностей. 50% детей показали низкий уровень развития интеллекта..
3 класс
В исследовании участвовали 20 детей. Классный руководитель этого класса – опытный педагог с 25 – летним стажем работы. Результаты исследования ведущих мотивов учения детей третьего класса представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Ведущие мотивы учения учеников 3 класса
№ |
Ведущие мотивы |
Количество учеников |
Процент |
1. |
Получения хорошей оценки |
2 |
10% |
2. |
Социальный |
3 |
15% |
3. |
Познавательный |
3 |
15% |
4. |
Перспективный |
1 |
5% |
5. |
Личностного роста |
2 |
10% |
6. |
Получения похвалы учителя |
2 |
10% |
7. |
Желание порадовать родителей |
2 |
10% |
8. |
Избегания наказания |
1 |
5 |
9. |
Не сформирован |
4 |
20% |
Выявлено, что:
- у 10% учеников класса ведущим
является мотив желания
- у 15% учеников – познавательный мотив;
- у 10% - мотив получения хорошей оценки;
- у 20% учеников мотив еще не сформирован.
Таблица 7 - Уровень школьной мотивации учеников 3 класса
Уровни школьной мотивации |
Количество учеников |
Процент |
Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации |
0 |
|
Второй уровень - хорошая школьная мотивация |
10 |
50% |
Третий уровень - положительное отношение к школе |
5 |
25% |
Четвертый уровень - низкая школьная мотивация |
5 |
25% |
Пятый уровень - негативное отношение к школе |
0 |
Так же как и второклассникам детям нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки, и все хотели бы остаться дома, если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам.
Результаты выполнения учениками заданий Цветных прогрессивных матриц Равена и уровень общего интеллекта представлен в таблице 8.
Таблица 8 - Уровень интеллекта учеников 3 класса
(Цветные прогрессивные
Уровень развития общих умственных способностей |
Оценка результата,% |
Высокий |
10 |
Средний |
50 |
Низкий |
40 |
По цветным прогрессивным матрицам Равенна 50% учеников третьего класса показали средний уровень развития общих умственных способностей. У 40% детей выявлен низкий уровень развития интеллекта.
2.3 Анализ результатов исследования
Знание ведущих мотивов учения учащихся 2-х и 3-х классов позволяют выявить динамику их изменений на протяжении обучения в начальной школе. Ведущие мотивы учения учащихся начальной школы представлены в таблице 9.
Таблица 9 - Динамика мотивов учения
№ |
Мотивы |
2 класс |
3 класс |
1 |
Получения хорошей оценки |
15% |
10% |
2 |
Социальный |
15% |
15% |
3 |
Познавательный |
10% |
15% |
4 |
Перспективный |
10% |
5% |
5 |
Личностного роста |
5 |
10% |
6 |
Получение похвалы учителя |
10% |
10% |
7 |
Желание порадовать родителей |
10% |
10% |
8 |
Избегания наказания |
5 |
5 |
9 |
Мотив не сформирован |
20% |
20% |
На основании данных таблицы видно, что:
- у значительного числа
- от 2-го к 3-ому классу повышаются внутренние мотивы (познавательный и перспективный), в то время как снижаются внешние мотивы (желания порадовать родителей и получения похвалы учителя);
Таким образом, в процессе учебной деятельности и по мере ее освоения у младших школьников происходит изменение ведущих мотивов учения.
Уровень школьной мотивации учеников также изменяется от 2-го к 3-му году обучения (таблица 10).
Таблица 10 - Уровень школьной мотивации
№ |
Уровни школьной мотивации |
2 класс |
3 класс |
1 |
Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации |
||
2 |
Второй уровень - хорошая школьная мотивация |
25% |
50% |
3 |
Третий уровень - положительное отношение к школе |
50% |
25% |
4 |
Четвертый уровень - низкая школьная мотивация |
25% |
25% |
5 |
Пятый уровень - негативное отношение к школе |
Данные исследований позволяют с уверенностью утверждать, что высокая позитивная мотивация оказывает большее влияние на школьную успеваемость, чем уровень интеллекта и каким–бы школьник не был способным, без желания и толчка к учебе успехов он не добьется.
Гипотезы, выдвинутые в начале исследования нашли свое подтверждение в данной работе.
Заключение
Рассмотрев проблему влияние мотивов учения на успешность учебной деятельности младших школьников, было выявлено:
Список литературы
Информация о работе Мотивация учебной деятельности младших школьников с разным уровнем обучаемости