Мотивация учебной деятельности младших школьников с разным уровнем обучаемости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Проблемы мотивации относятся к важным психологическим проблемам, так как их исследование позволяет приблизиться к пониманию движущих сил, причин, внутренних механизмов поведения человека. Несмотря на важность и практическую востребованность знаний мотивационной сферы учебной деятельности школьников, разработанность этих проблем отстает от их общепсихологической значимости. Проблемы мотивации в обучении, существующие теории и модели мотива остаются в современной отечественной психологии хотя и изученными, однако не удовлетворяют запросам реальной практики.
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты исследования мотивации учебной деятельности....6
1.1 Проблема мотивации учебной деятельности в отечественной литературе.6
1.2 Мотивация учебной деятельности младших школьников............................9
1.3 Характеристика обучаемости.........................................................................13
1.4 Группы детей с разным уровнем обучаемости.............................................16
1.5 Зависимость уровня обучаемости от мотивации..........................................21
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации и успешности учебной деятельности...........................................................................................23
2.1 Описание выборки и методов исследования ..............................................23
2.2 Результаты исследования учащихся.............................................................25
2.3 Анализ результатов исследования................................................................29
Заключение ...........................................................................................................31
Список литературы...............................................................................................32
Приложения...........................................................................................................37

Файлы: 1 файл

курсовая мотивация учебной деятельности младших школьников.doc

— 767.50 Кб (Скачать файл)

Как было описано в предыдущем параграфе, для выявления ведущих мотивов учения нами был использован метод анкетирования.

Результаты анкетирования представлены в приложении 3 и таблице 3.

 

 

Таблица 3 - Ведущие мотивы учения учеников 2 класса

  • (обобщенные результаты)

  •  №

     Ведущие мотивы

    Количество учеников

    Процент

    1.

    Получения хорошей оценки

    3

    15%

    2.

    Социальный

    3

    15%

    3.

    Познавательный

    2

    10%

    4.

    Перспективный

    2

    10%

    5.

    Личностного роста

    1

    5

    6.

    Получения похвалы учителя

    2

    10%

    7.

    Желание порадовать родителей

    2

    10%

    8.

    Избегания наказания

    1

    5

    9.

    Не сформирован

    4

    20%


    Выявлено, что:

    • у 10% учеников класса ведущим является познавательный мотив;
    • у 10% учеников – желание порадовать родителей;
    • у 15% - социальный мотив;
    • у 10% - перспективный мотив;
    • у 15% - получения хорошей оценки;
    • у 10% - мотив получения похвалы учителя;
    • 20% - мотив не сформирован.

    Дифференциации учеников второго класса по уровню школьной мотивации показала, что во втором классе не выявлено учеников с высоким уровнем школьной мотивации (приложение 4 и таблица 4).

    Таблица 4 - Уровень школьной мотивации учеников 2 класса

  • (обобщенные результаты)

  • Уровни школьной мотивации

    Количество учеников

    Процент

    Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации

    0

     

    Второй уровень - хорошая школьная мотивация

    5

    25%

    Третий уровень - положительное отношение к школе

    10

    50%

    Четвертый уровень - низкая школьная мотивация

    5

    25%

    Пятый уровень - негативное отношение к школе

    0

     

     

    Это может быть объяснено тем, что учебная мотивация складывается только в процессе выполнения учебной деятельности. Учебная деятельность для детей этого возраста, хотя и не является новой, но все же не настолько освоенной и понимаемой как игровая деятельность. У значительного большинства учеников (50%) преобладает положительное отношение к школе и они чувствуют себя вполне комфортно в роли учеников.

    Результаты выполнения учениками заданий Цветных прогрессивных матриц Равена и уровень общего интеллекта представлен в таблице 5.

    Таблица 5 - Уровень интеллекта учеников 2 класса

    (Цветные прогрессивные матрицы  Равена)

    Уровень развития общих умственных способностей

    Оценка результата

    Высокий

    0

    Средний

    50

    Низкий

    50


    Определено, что 50% учеников второго класса показали средний уровень развития общих умственных способностей. 50% детей показали низкий уровень развития интеллекта..

    3 класс

    В исследовании участвовали 20 детей. Классный руководитель этого класса – опытный педагог с 25 – летним стажем работы. Результаты исследования ведущих мотивов учения детей третьего класса представлены в таблице 6.

    Таблица 6  - Ведущие мотивы учения учеников 3 класса

  • (обобщенные)

  •  Ведущие мотивы

    Количество учеников

    Процент

    1.

    Получения хорошей оценки

    2

    10%

    2.

    Социальный

    3

    15%

    3.

    Познавательный

    3

    15%

    4.

    Перспективный

    1

    5%

    5.

    Личностного роста

    2

    10%

    6.

    Получения похвалы учителя

    2

    10%

    7.

    Желание порадовать родителей

    2

    10%

    8.

    Избегания наказания

    1

    5

    9.

    Не сформирован

    4

    20%


     

    Выявлено, что:

    - у 10% учеников класса ведущим  является мотив желания порадовать  родителей;

    - у 15% учеников – познавательный мотив;

    - у 10% - мотив получения хорошей  оценки;

    - у 20% учеников мотив еще не  сформирован.

    Таблица 7 - Уровень школьной мотивации учеников 3 класса

  • (обобщенные результаты)

  • Уровни школьной мотивации

    Количество учеников

    Процент

    Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации

    0

     

    Второй уровень - хорошая школьная мотивация

    10

    50%

    Третий уровень - положительное отношение к школе

    5

    25%

    Четвертый уровень - низкая школьная мотивация

    5

    25%

    Пятый уровень - негативное отношение к школе

    0

     

     

    Так же как и второклассникам детям нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки, и все хотели бы остаться дома, если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам.

    Результаты выполнения учениками заданий Цветных прогрессивных матриц Равена и уровень общего интеллекта представлен в таблице 8.

    Таблица 8 - Уровень интеллекта учеников 3 класса

    (Цветные прогрессивные матрицы  Равенна)

    Уровень развития общих умственных способностей

    Оценка результата,%

    Высокий

    10

    Средний

    50

    Низкий

    40


     

    По цветным прогрессивным матрицам Равенна 50% учеников третьего класса показали средний уровень развития общих умственных способностей. У 40% детей выявлен низкий уровень развития интеллекта.

     

    2.3 Анализ результатов  исследования

     

    Знание ведущих мотивов учения учащихся 2-х и 3-х классов позволяют выявить динамику их изменений на протяжении обучения в начальной школе. Ведущие мотивы учения учащихся начальной школы представлены в таблице 9.

    Таблица 9 - Динамика мотивов учения

     Мотивы

     2 класс

     3 класс

    1

    Получения хорошей оценки

    15%

    10%

    2

    Социальный

    15%

    15%

    3

    Познавательный

    10%

    15%

    4

    Перспективный

    10%

    5%

    5

    Личностного роста

    5

    10%

    6

    Получение похвалы учителя

    10%

    10%

    7

    Желание порадовать родителей

    10%

    10%

    8

    Избегания наказания

    5

    5

    9

    Мотив не сформирован

    20%

    20%


     

    На основании данных таблицы видно, что:

    - у значительного числа учеников  начальной школы ведущий мотив  учения не сформирован вообще;

    - от 2-го к 3-ому классу повышаются  внутренние мотивы (познавательный  и перспективный), в то время  как снижаются внешние мотивы (желания порадовать родителей и получения похвалы учителя);

    Таким образом, в процессе учебной деятельности и по мере ее освоения у младших школьников происходит изменение ведущих мотивов учения.

    Уровень школьной мотивации учеников также изменяется от 2-го к 3-му году обучения (таблица 10).

    Таблица 10 - Уровень школьной мотивации

    Уровни школьной мотивации

    2 класс

    3 класс

    1

    Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации

       

    2

    Второй уровень - хорошая школьная мотивация

    25%

    50%

    3

    Третий уровень - положительное отношение к школе

    50%

    25%

    4

    Четвертый уровень - низкая школьная мотивация

    25%

    25%

    5

    Пятый уровень - негативное отношение к школе

       

    Данные исследований позволяют с уверенностью утверждать, что высокая позитивная мотивация оказывает большее влияние на школьную успеваемость, чем уровень интеллекта и каким–бы школьник не был способным, без желания и толчка к учебе успехов он не добьется.

    Гипотезы, выдвинутые в начале исследования нашли свое подтверждение в данной работе.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заключение

     

    Рассмотрев проблему влияние мотивов учения на успешность учебной деятельности младших школьников, было выявлено:

    1. Мотивация учебной деятельности является многогранной проблемой и рассматривается различными авторами по-разному.
    2. Учебная деятельность школьника побуждается не одним мотивом, а целым комплексом разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
    3. Мотивы учения формируются в процессе учебной деятельности. Формирование мотивов происходит постепенно, и у некоторых учеников начальной школы ведущий мотив учения не сформирован. Количество учеников с несформированными мотивами учения уменьшается от 2- го класса к 3-ому классу.
    4. Исследование показало, что от 2-го к 3-ому классу повышаются внутренние мотивы: познавательный и перспективный, в то время как снижаются внешние мотивы: желания порадовать родителей и получения похвалы учителя.
    5. Изменяется отношение мотива к содержанию учебной деятельности. Так, к третьему классу у каждого пятого ученика положительное отношение к школе изменяется на отрицательное.

     

    Список литературы

     

    1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников.- М.: Изд-во ЛИСТ-НЬЮ, 2006.- 238 с.
    2. Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний //Ананьевские чтения – СПб: Питер, 2005 – 496 с.
    3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Мысль, 2006.-158 с.
    4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Спб: Питер, 2008 - 468с.
    5. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. - В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. М., 1972, С. 7- 44.
    6. Васильев И.А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. – М.: АКАДЕМIА, 2002. – 456с.
    7. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., Изд-во МГУ, 1990.- 288 с.
    8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.4. – М., 1984.
    9. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – М.: «Книжный дом «Университет», 1999. – 332с.
    10. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. – М., 1992.
    11. Головаха Е.И., Кроник А.А. К исследованию мотивации жизненного пути // Мотивация личности. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 289 с.
    12. Гумницкий Г.К. Потребность и интерес //Вопросы психологии. –2008. - № 2.- С.23-28.
    13. Гусева Г.Г. О соотношении «знаемых» и реальных мотивов учения у младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2000 –120 с.
    14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – Спб: Питер, 2006.- 208 с.
    15. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования – М.: Издательский Центр «Академия». – 2007. – 480с.
    16. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности //Вопросы психологии. – 1984. - № 4.- С.28-36.
    17. Дусавицкий А.К. Развивающее образование: теория и практика. Харьков, 2002. – 172с.
    18. Ерошина Н.Р. Социологический аспект теории мотивации: Молодежь, образование, воспитание. – Спб: Питер, 2006.- 208 с.
    19. Иванников В.А. Формирование побуждения к действию //Вопросы психологии. – 2005. - № 3.- С.23-32.
    20. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264с.
    21. Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. – К.: Форум, 2002. – 489 с.
    22. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива //Психологический журнал. – 1995. - № 2.
    23. Кичатинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников. Харьков: Юго-Восток, 2001. – 122с.
    24. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Педагогика, 1988. – 168с.
    25. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека – М.: ТЦ «Сфера», 2006 – 464с.
    26. Кулагина И.Ю. Мотивация учения у первоклассников с разным уровнем обучаемости: Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М.: ТЦ «Сфера», 2005 – 254с.
    27. Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема. – СПб.: Питер, 2007. - 386 с.
    28. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М., 1971.- 178 с.
    29. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. – М., 1972.- 205 с.
    30. Леонтьев А.Н. Деятельность Сознание Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
    31. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. – М. Просвещение, 1999.- 142 с.
    32. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. – М. Прогресс, 1970.- 685 с.
    33. Лозовцева В.Н. Об исследовании особенностей развития самосознания: Проблемы психологии современного подростка. – М.: МОДЭК, 1996. – 444 с.
    34. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы. – М. Прогресс, 1997.- 239 с.
    35. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.- М., Просвещение, 1990.- 192 с.
    36. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – М., Просвещение, 1993.- 274с.
    37. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., Просвещение. 1990.- 198 с.
    38. Маслоу А. Мотивация и личность. – Спб.: Питер, 1998.- 478 с.
    39. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Прогресс, 2004.- 278 с.
    40. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. – К.: Вища школа, 1987. – 191с.
    41. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии. – 2007. - № 5.- С. 42-47.
    42. Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения //Вопросы психологии. – 2006. - № 6.- С.13-24.
    43. Москвичев С.Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях. – К.: «Магістр –S», 1997. – 124с.
    44. Мотивация учения / Под ред. М. В. Матюхиной. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 285с.
    45. Мусатов С.А. О формировании мотивации учебной деятельности у младших школьников. М.: АКАДЕМIА, 2006. – 256с.
    46. Немов Р.С. Психология: В 3 т. – Т. 1. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 606с.
    47. Обухова Л.Ф. Возрастная психология – М.: Педагогическое общество России, 2006 – С.93 –120.
    48. Общая психология: Учебник / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1976.-187 с.
    49. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: ТЦ «Сфера», 2001 – 364с.
    50. Петровский А.В. О некоторых проблемах социально-психологических исследований //Вопросы психологии. – 1990. - № 4.- С. 23-34.
    51. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – СПб:, ПИТЕР, 2001 – 692 с.
    52. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. – М: НПО «МОДЭК», 2000. – 336 с.
    53. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1984.- 210 с.
    54. Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность.– Рига, 1997.– 40с.
    55. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 712с.
    56. Славина Л.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника: Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.:ИНТОР, 1996. – 387с.
    57. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 228с.
    58. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: «Генезис», 2004. – 283 с.
    59. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1-2. – М.: «Глас», 2005.- 867 с
    60. Цукерман Г. А. Введение в школьную жизнь. М.: Генезис, 2003.- 128 с.
    61. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. – М.: «АСТ - Москва», 2004. – 139 с.
    62. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.; ACADEMIА, 2007. - 360 с.
    63. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1989.- 436 с.

    Информация о работе Мотивация учебной деятельности младших школьников с разным уровнем обучаемости