Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 00:58, курсовая работа
Проблемы мотивации относятся к важным психологическим проблемам, так как их исследование позволяет приблизиться к пониманию движущих сил, причин, внутренних механизмов поведения человека. Несмотря на важность и практическую востребованность знаний мотивационной сферы учебной деятельности школьников, разработанность этих проблем отстает от их общепсихологической значимости. Проблемы мотивации в обучении, существующие теории и модели мотива остаются в современной отечественной психологии хотя и изученными, однако не удовлетворяют запросам реальной практики.
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях.
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты исследования мотивации учебной деятельности....6
1.1 Проблема мотивации учебной деятельности в отечественной литературе.6
1.2 Мотивация учебной деятельности младших школьников............................9
1.3 Характеристика обучаемости.........................................................................13
1.4 Группы детей с разным уровнем обучаемости.............................................16
1.5 Зависимость уровня обучаемости от мотивации..........................................21
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации и успешности учебной деятельности...........................................................................................23
2.1 Описание выборки и методов исследования ..............................................23
2.2 Результаты исследования учащихся.............................................................25
2.3 Анализ результатов исследования................................................................29
Заключение ...........................................................................................................31
Список литературы...............................................................................................32
Приложения...........................................................................................................37
б) болеть.
12. Что для тебя важнее — отметки или знания:
а) отметки;
б) знания.
Обработка результатов
За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.
Ключ к опроснику:
О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а»
на вопросы 1-6, 8-11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.
Выводы
Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности
мотивации на приобретение знаний:
12 – 9 б. Свидетельствует о высоком уровне выраженности мотивации
8 – 5 б. Свидетельствует о среднем уровне выраженности мотивации
4 –1 б. Свидетельствует о низком уровне выраженности мотивации
Методика 4. «Направленность на отметку»
Методика предложена Е.П. Ильиным, Н.А. Курдюковой.
Дается ряд вопросов. Ответьте на них, поставив в соответствующей ячейке знаки «+» («да») или («нет»).
Текст опросника
№№ |
Вопросы |
Да |
Нет |
11 |
Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку? |
||
22 |
Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников класса? |
||
33 |
Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться? |
||
44 |
Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки? |
||
55 |
Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день плохое настроение? |
||
66 |
Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит? |
||
77 |
Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку? |
||
88 |
После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят? |
||
99 |
Тревожит ли тебя ожидание опроса? |
||
10 |
Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было? |
||
111 |
Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят? |
||
121 |
После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать? |
Обработка результатов:
Начисляется по 1 баллу за ответы «да» на вопросы по позициям 1-9 и за ответы «нет» – по позициям 10-12. Подсчитывается общая сумма баллов.
Интерпретация результатов:
Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на отметку
12 – 9 б.
Свидетельствует о высоком
8 – 5 б. Свидетельствует о среднем уровне выраженности мотивации
4 –1 б. Свидетельствует о низком уровне выраженности мотивации
Выводы:
Сопоставление баллов по методике «Направленность на приобретение знаний» и методике «Направленность на отметку» показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика: на знания или
Абстракция будет и является научной лишь тогда, когда она основывается на фактах экономической деятельности общества.
Например: сравнение рыночной и административно-командной системы. В Северной Корее существует административно-командная система и параллельно с ней существует проблема развития и обеспечения нормального уровня жизни населения и экономики в целом. В Южной Корее существует рыночная экономика - страна относится к странам высокоразвитым.
Макроэкономика в своих исследованиях опирается на факты и живые наблюдения. Таким способом оказывается и накапливаются научные знания, законы и категория.
Сбор и анализ факторов дает возможность
определить экономические законы.
Различают два метода экономического анализа:
- Индуктивный ( этот метод
являет собой сборы информации,
фактов, их систематизация, изучение
и выявление определенных
- Дедуктивный ( этот метод являет собой
использование логики, интуицию или гипотезу
для обобщения научного явления).
Макроэкономическое исследование широко использует эксперименты, математические моделирования с использованием електроно-обчислюваної техники. Макроэкономическая наука и ее методы динамические, они постоянно совершенствуются под воздействием развития общества и экономики.
2. Функции макроэкономики.
К основным функциям, которые выполняет наука "макроэкономика" относят, :
- Теоретико-познавательная ( с помощью этой функции макроэкономика объясняет законы национальной экономики, процессы и явления экономической жизни общества. Например объясняет почему существуют богатые и бедные страны, почему происходят инфляционные процессы и кризисы в стране. Макроэкономика объясняет законы рыночной системы, которая основывается на товарной форме производства, плюрализме собственности и конкуренции.
- Практическая функция ( с
помощью этой функции
- Винаглядно-воспитательная функция ( с помощью этой функции макроэкономика формирует в население экономическое мышление, экономической психологии и экономической культуры. Например, население страны должно знать почему и из-за чего случился кризис, как преодолеть экономический кризис, что надо сделать для процветания страны.
Методологическая функция заключается в том, что научные представления о механизме функционирования национальной экономики который изучается макроэкономикой используют отрасли и функционально-экономические науки. Например: экономика АПК, экономика промышленности, экономика строительства, статистика, учет и аудит.
Следует сделать вывод на том, что только грамотный народ может реально оценивать нынешнее и сознательно творить будущее. Страна, которая не имеет образовательных заведений и образованного народа, не имеет будущего.
3. Макроанализ - как инструмент
обоснования экономической
Для лучшего исследования макроэкономики "макроэкономику" разделяют на четыре части ( секторы ).
І сектор ( это домашние хозяйства, которые ведут общее ( преимущественно это семя).
ІІ сектор (это совокупность бизнесовых структур, фирм, основной целью которых получение максимальной прибыли).
ІІІ сектор (это государственный сектор, который охватывает все государственные институты и учреждения. Государство производит товары, осуществляет перераспределение доходов, принимает законы, регулирует финансово-кредитные отношения.
IV сектор ( это заграница, которая охватывает все субъекты, которые находятся за пределами странами, а также иностранные институты внутри страны.
Макроэкономика, осуществляя анализ структурных частей экономики выполняет позитивную функцию и отвечает на вопрос что и почему происходят в реальной экономике.
Экономическая политика выполняет преимущественно нормативную функцию и решает вопрос что надо делать, чтобы достичь высоких темпов экономического развития страны.
Экономическая политика - это совокупность принципов и рычагов, которые использует государство для достижения определенных экономических целей.
Научно-обоснованная экономическая политика должна базироваться на использовании выводов экономической теории и объективных экономических законов.
Основные направления экономической политики:
1. Обеспечение высоких
темпов развития производства.
2. Поддержание высокого уровня занятости.
3. Противодействие инфляции.
4. Повышение эффективности экономики.
5. Достижение высокого жизненного уровня
народа.
6. Збалансування внешнеэкономических
отношений.
Сегодня для Украины главными приоритетами являются преодоления экономического кризиса, формирования правовой рыночной экономики, поддержания развития предпринимательства, обеспечения условий роста благосостояния народа.
4. Основные макроэкономические
теории современной мировой
В системе макроэкономической теории можно выделить такие мировые экономические теории:
1. Классическая.
2. Кейнсіанська.
3. Монетарная.
4. Экономики предложения.
5. Теория рациональных ожиданий.
Истоки классической макроэкономической теории находим в трудах А. Сміта. Сегодня эту теорию принято называть либеральной. По мнению либералов рыночный механизм обеспечивает стабильность государство не должно вмешиваться в экономику. Лишь рынок по их мнению обеспечивает справедливое распределение доходов. Но мировой экономический кризис 1929-1933 годов подрывает основы классической теории, и требует совершенствования. Мировой экономический кризис показал, что рынок функционировать самостоятельно не может, государство должно выступать в роли регулятора.
В данной теме рассмотрим 4 вопроса:
1.1. Микроэкономика как
составная часть экономической
теории.
1.2. Предмет микроэкономики.
1.3. Проблема ограниченности ресурсов
и неограниченности потребностей.
1.4. Методология микроэкономического анализа.
1.1. Микроэкономика как составная часть экономической теории.
Такие науки как микроэкономика и макроэкономика дополняет друг друга, и с помощью их мы имеем общее представление как работает экономика и какими методами на нее можно влиять. Микроэкономика преимущественно основывается на основе экономической теории.
Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает ограниченность ресурсов в мире, и их влил на потребность потребителей.
Микроэкономика - это часть экономической теории, которая изучает деятельность конкретных экономических субьектов на микроуровне.
Микроэкономика дает нам ответ на такие вопросы:
1.Что должны производить
субьекти рынку? Такая наука как
микроэкономика говорит
2. Кому производить? Предприниматели
перед тем как воробляти
3. И последнее из заданий микроэкономики есть решение проблемы : Чем и какими средствами будут производиться те или другие товары? Это наверное главнее всего из заданий производителя, производитель сам должен решать какими средствами производства и ресурсами он будет производить данный товар.
Ведь чем новая техника и чем более дешевое сырье, тем товары производителя будут более конкурентноспроможними на мировом рынке.
Развитие микроэкономике прошло 3 этапа своего развития :
1. 1840-1880 годы - формируются первые очерки микроэкономики как науки, создаются первые определения и факторы науки. Первыми представителями которые изучали микроэкономику были Госсен, Візер и другие.
2. 1880-1935 годы - в течение 65
лет наука приобретает
3. 1935 - и к нынешнему времени. Микроэкономика приобрела высокое развитие и находится на этапе усовершенствования. Продолжателями исследования был Слуцький, Чумбэрлин.
1.2. Предмет микроэкономики.
Главным заданием микроэкономики является принятие решений на основе законов и принципов и использования их для развития стуктур высшего порядка - рынок благ и товаров.
Первичными единицами микроэкономики являются домохозяйства и предприятия ( фирмы ).
Домохозяйства - это экономические единицы, которые состоят из одного или больше лиц, которые занимаются общее хозяйство, обеспечивают экономику ресурсами и использует заработанные при этом средства на текущее потребление товаров и услуг. Наилучшим примером домохозяйства является семья ( например сімя производит гончарную посуду. Поскольку для проживания ей еще нужно еда, одел, дом и другие товары, ей нужно продать свои изделия и приобрести другие. Полученные средства она тратит на приобретение других товаров, Тем же она осуществляет аккумуляцию денег и производство товаров.
Предприятия (фирмы) - это все предприятия, заводы которые осуществляют производство товаров и является основой звена экономики. К ним принадлежат любые хозяйствующие субъекты, которые занимаются производственным потреблением ресурсов и производством товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли при наименьших затратах.
Все решения в экономике принимает государство. Она есть основным субєктом который регулирует все экономические процессы которые происходят в государстве. Обєктами микроэкономики есть ресурсы и правильность их использования.
Основными факторами производства являются:
Труд - это деятельность человека, которая направлена на производство определенного вида продукции, при чем тратится человеческий труд и знание.
Капитал - все средства производства, созданные человеком в предыдущих производственных процессах и могут быть применены для дальнейшего их использования.
Природные ресурсы - это все ресурсы природы ( минеральные, рудники и другие), которые используют для производства товаров и услуг.
Информация о работе Мотивация учебной деятельности младших школьников с разным уровнем обучаемости