Мотивы поведения личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Личность характеризуется большим числом параметров, среди которых наиболее важна ее позиция, то есть система отношений. Наиболее существенными являются отношения личности к обществу и людям, к материальным условиям жизни, к себе, к собственным обязанностям, к общественным обязанностям, к трудовым обязанностям. Эти и некоторые другие отношения характеризуют прежде всего нравственный облик личности, ее социальные установки.

Содержание работы

Введение
Мотивы поведения личности (установка, ценностные ориентации, интересы, идеалы и др.)
Понятие личности в психологии
Основные формы направленности личности
Понятие мотивации
Потребности и мотивы
Мотив и мотивация
Психология мотивации
Мотивация и личность
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 82.71 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Мотивы поведения личности (установка, ценностные ориентации, интересы, идеалы и др.)
    1. Понятие личности в психологии
    2. Основные формы направленности личности
    3. Понятие мотивации
    4. Потребности и мотивы
    5. Мотив и мотивация
    6. Психология мотивации
    7. Мотивация и личность

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Объем курсовой работы составляет страниц машинописного текста, рисунков 2. Использовано 5 источников. Язык русский.

Ключевые слова:

Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющие определенную общественную роль.

Мотивы – конкретные побуждения к деятельности.

Потребность – это состояние  человека, выражающее его зависимость  от конкретных условий существования.

Установка – внутренняя предрасположенность реагировать  определенным образом на тот или  иной объект действительности или ситуацию, побуждая человека ориентировать свою деятельность в определенном направлении.

Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих  поведение человека, его начало, направленность и активность.

Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которого оно выступает как субъект, целенаправленно  воздействующий на объект и удовлетворяющий  таким образом свои потребности.

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На вопрос, что такое  личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а  отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность  самого феномена личности. Возможно, известная  формула: “Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают” содержит в себе суть дела. Более развернуто - личность есть прижизненно формирующаяся индивидуальная совокупность психических свойств (черт личности), которыми определяются присущие данному человеку мышление и поведение в обществе. Каждый человек в своем развитии испытывает врожденные и социально обусловленные потребности к становлению личности и формированию своей нравственной и творческой индивидуальности.

Личность характеризуется  большим числом параметров, среди  которых наиболее важна ее позиция, то есть система отношений. Наиболее существенными являются отношения  личности к обществу и людям, к  материальным условиям жизни, к себе, к собственным обязанностям, к  общественным обязанностям, к трудовым обязанностям. Эти и некоторые  другие отношения характеризуют  прежде всего нравственный облик  личности, ее социальные установки.

Отношения различаются не только по их нравственности на объект, но и по уровню осознанности. Принято  различать мало осознанные и глубоко осознанные отношения. Мало осознанные отношения (например, мимолетное чувство симпатии или антипатии) не носят глубинного характера, тогда как глубоко осознанные отношения принципиальные, они определяются внутренними убеждениями, сознанием долга и обязанности.

Еще одна характерная сторона  личности – ее индивидуальность, неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Сюда относят характер, темперамент, особенности протекания психологических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Обычно словом “индивидуальность” определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, выпукло, других – малозаметно.

Индивидуальность может  проявляться в интеллектуальной, эмоциональной или волевой сфере  или сразу во всех сферах психической  деятельности. Она наиболее полно  и детально характеризует личность.

Большое количество сложных  разноплановых систем, образующих структуру  личности, можно сгруппировать в  три крупных блока: блок интеллектуальных и творческих способностей, блок свойств  характера и моральных норм и  духовных ценностей.

В структуру личности обычно включают ряд систем: способности, мотивации, эмоции, волевые качества, характер, темперамент, социальные установки, роли и нормы, нравственные и моральные  качества. В частности говоря о  мотивации, следует отметить, что  именно такие потребности, как потребность  развивающейся личности в самовоспитании и самопознании, играют ключевую роль в процессах становления личности человека.

 

 

 

 

 

  1. МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ (УСТАНОВКА, ЦЕННОСТЫНЕ ОРИЕНТАЦИИ, ИНТЕРЕСЫ, ИДЕАЛЫ И ДР.)
      1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль.

Личность традиционно  является предметом изучения общественных наук, которые раскрывают наиболее общие законы развития личности в  процессе человеческой истории, изменение  личности в процессе развития общества, в зависимости от условий общественной жизни человека. К исследованию проблемы личности обращаются биологические, когнитивные, социальные науки, а также философия.

В психологии категория «личность» относится к числу базовых, и  раздел психологии личности является узловым.

Как объект исследования личность уникальна по своей сложности  и многогранности. Она представляет собой тесно взаимосвязанные  содержания бытия конкретного человека – от телесного до духовного. Личность рассматривается как всё множество  психических систем, определяющих единство и непрерывность в поведении  и переживаниях человека, в том  виде, в каком это множество  проявляется, и в том виде в  каком оно воспринимается другими  людьми.

Психология личности изучает не отдельные аспекты психологического функционирования (мотивация, эмоции, память, воля, способности и т.д.), а все многообразие проявлений психического функционирования человека и исследует человека как целое.

Сложной исследовательской  задачей является определение предмета психологии личности. Это обусловлено  тем, что феномен личности очень  многогранен. Он отражает многообразие проявлений жизни человека в истории  развития общества и его собственной  жизни. Поэтому вопрос об эмпирической сфере изучения личности – как  исходный вопрос любого познания –  является сложным и дискуссионным.

Личность имеет самые  различные проявления, и создание целостной картины из мозаик различных  феноменов представляет трудности. Каждый из этих феноменов, взятый сам  по себе и отнесенный к изолированному существу человеку, не может быть квалифицирован как личность.

По этой причине психология личности как предмет оказалась  расчлененной  на психологию мотивации, эмоций, воли, индивидуальных различий. Кроме того, разные проявления личности в зависимости от позиции исследователя  принимаются за основной материал, из которого строится психология личности (деятельность – Леонтьев, установки  – Узнадзе, влечения – Фрейд, черты  личности – Олпорт, мотивы и ценности – Маслоу). Иными словами, позиция  исследователя определяет выбор  фактов, расцениваемых им как проявление личности, и методики исследования этих проявлений. По этой причине в  психологии личности разработана масса  теоретических концепций. Одни имеют  много общего, другие несовместимы.

Тем не менее, в общем направлении  предмет психологии личности может  быть определен как исследование согласованности индивидуального  функционирования и индивидуальных различий.

Известно, что в современной  психологии нет единой картины человека, существую различные концепции  природы личности. В связи с  этим в конце 30-х годов ХХ века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследования. В результате человек, как единая психологическая реальность оказался как бы поделенным между различными психологическими направлениями, в ведении и компетенции которых находятся разные виды этой реальности. Поведение – у бихевиористов, ментальные образования – у когнитивистов, общечеловеческие ценности – у гуманистов, бессознательное – у психоаналитиков, бытие – у экзистенциалистов и т.д. В силу такого разнообразия взглядов на природу человека и вследствие уникальности и многогранности такого понятия как личность ко второй половине ХХ века сложилось множество различных подходов и теорий личности.

При построении данного курса  по психологии личности мы исходим  из того, что в настоящее время  научных теоретических и эмпирических исследованиях по психологии личности можно выделить два больших направления  или блока, по которым и будет  строиться логика изложения данного  курса.

Первое направление –  рассмотрение общетеоретических основ  по проблеме психологии личности в  целом, как общенаучной и общеметодологической проблеме.

Второе направление –  рассмотрение природы человека с  точки зрения подходов и взглядов различных исследователей. Другими  словами рассмотрение современных  теорий личности, с точки зрения представлений конкретного персонолога  о человеческой природе.

    1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином «мотивация»  в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления; 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т. е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

За любым поступком  человека всегда кроются определенные цели, желания, а за конфликтом — столкновение несовместимых желаний партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороны грозит ущемлением интересов другой. Подчеркнем: если препятствия к удовлетворению разнообразных желаний — истоки, первопричина конфликтов, то «тяжелый характер», плохое самочувствие, настроение, незнание психологии человека и дефекты техники общения — их предрасполагающие и провоцирующие факторы, катализаторы. Именно они определяют, как скоро конфликт грянет и насколько он будет длительным и резким по форме.

Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность — осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности — это желания. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути. Давайте задумаемся, как много желаний переполняет каждого из нас: хочется быть здоровым и долго жить, любить и быть любимым, растить детей и радоваться их успехам, хочется интересной работы, похвалы, признания, наслаждений, красоты, музыки, новых ощущений и информации. Хочется, чтоб тебя понимали, хочется знать, для чего живем. И это лишь немногие характерные желания — а сколько мелких преходящих желаний. И все они толкают нас на те или иные действия или поступки. Препятствия на пути к их удовлетворению становятся причиной межличностных столкновений, особенно если сталкиваются важные потребности и желания.

Выделяют классификацию  потребностей: 1) первичные, витальные (врожденные, биологические) потребности: в пище, воде, сне, отдыхе, потребность в самозащите, родительские, сексуальные потребности. Эти естественные потребности имеют общественно-личный характер, что находит свое выражение в том, что даже для удовлетворения узколичных потребностей (в пище) используются результаты общественного труда и применяются исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы, т. е. все потребности социальны по способу удовлетворения; 2) культурные, приобретенные потребности имеют общественный характер по природе своего происхождения, они формируются под влиянием воспитания в обществе. Среди культурных потребностей выделяют материальные и духовные потребности. К духовным относят потребность в общении, потребность в эмоциональном тепле, уважении, познавательные потребности, потребность в деятельности, эстетические потребности, потребность осознать смысл своей жизни. Даже не найдя ответа на этот вопрос, мы своей деятельностью доказываем, что имеем определенные цели, которым отдаем свою энергию, знание, здоровье. А цели бывают очень разные: открытие научной истины, служение искусству, воспитание детей. Но иногда это лишь стремление сделать карьеру, заполучить дачу, машину и т. п. Тот, кто не знает, ради чего и кого он живет, не удовлетворен судьбой.

Но недостаточно понять причины неудовлетворения желаний. Важно осознать, адекватные ли действия предпринимал человек, чтобы добиться своего. Чаще всего разочарование постигает тех, кто ставит перед собой нереальные, недостижимые по объективным и субъективным причинам задачи.

За любыми поступками, конфликтами всегда кроются определенные причины. Понять их — значит понять человека. А легко ли понять, что стоит за конфликтом? Увы, нет. Ибо, чтобы продолжить деятельность, не встречающую одобрения окружающих, одна или обе враждующие стороны выдвигают ложную, но внешне благородную мотивировку, в которую со временем сами подчас начинают верить. «Я ненавижу Н., потому что он завистник и консерватор» — а в действительности потому, что он помешал достижению личных целей. «Я плохо занимаюсь, так как у меня нет математических способностей» (а фактически нет желания и интереса).

Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится.

Мотив имеет сложную внутреннюю структуру: 1) с возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием, начинается мотив; 2) осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, каким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого; 3) реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках. Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, т. е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.

Информация о работе Мотивы поведения личности