Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:51, курсовая работа
Личность характеризуется большим числом параметров, среди которых наиболее важна ее позиция, то есть система отношений. Наиболее существенными являются отношения личности к обществу и людям, к материальным условиям жизни, к себе, к собственным обязанностям, к общественным обязанностям, к трудовым обязанностям. Эти и некоторые другие отношения характеризуют прежде всего нравственный облик личности, ее социальные установки.
Введение
Мотивы поведения личности (установка, ценностные ориентации, интересы, идеалы и др.)
Понятие личности в психологии
Основные формы направленности личности
Понятие мотивации
Потребности и мотивы
Мотив и мотивация
Психология мотивации
Мотивация и личность
Заключение
Список использованных источников
Другие исследователи
считают, что влечение, желание, хотение
- это скорее синонимы, выражающие различные
стороны и оттенки одних и
тех же переживаний, и поэтому
предлагают пользоваться термином - влечение
(В. С. Дерябин). Е. П. Ильин, подытоживая
результаты анализа этих понятий, заключает,
что попытки разграничения этих
понятий не очень продуктивны, особенно
в отношении желаний и хотений.
Более того, по его мнению "желание
(хотение) скорее всего выступает
как собирательный, обобщенный термин
для обозначения различных
Мотивационные свойства (черты) личности
Под мотивационными свойствами (чертами) личности принято понимать закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотивов.
Уровень притязаний определяется степенью достижения субъектом целей, которые он сам ставит перед собой и которых стремится достичь. Уровень притязаний побуждает активность субъекта, с ним связана его самооценка, он обусловливает не только поведение, но и влияет на формирование характера.
Впервые это психологический
феномен был обнаружен
1) деятельность прекращается
после успеха, если нарастание
уровня притязаний из-за
2) деятельность прекращается после ряда неудач, если потеряна малейшая возможность прийти к успеху;
3) единичный успех после
многих неудач ведет к
В целом, было показано, что уровень притязаний повышается после успеха и снижается после неудачи. Экспериментально показано, что у тревожных (интровертированных) людей уровень притязаний соответствует их реальному интеллектуальному уровню.
Ригидные, мало пластичные, а также экстравертированные личности чаще неадекватно оценивают свои способности, склонны либо завышать, либо занижать свой уровень притязаний. Например, неврастеники, в сравнении с нормальными людьми, ставят перед собой более высокие задачи, а истероидные личности - минимальные, в сравнении со средним уровнем своих достижений.
Мотив достижения как устойчивое стремление личности достичь максимально высокого результата, желание выполнить работу хорошо и быстро. Впервые был выделен Мюрреем. Впоследствии он был дифференцирован на мотив успеха и мотив избегания неудачи.
При выраженном мотиве успеха люди, как правило, ориентируются на успех, предпочитая при этом средние по трудности задания, т. е. рискуют весьма расчетливо. Таким людям присущи: большая активность, уверенность в себе, высокая самооценка, женщины более высоко ценят свои деловые качества и стремятся к достижению в значимой для них деятельности, а мужчины больше ценят качества общественного деятеля и стремятся к признанию и соперничеству.
В случае выраженности мотива избегания неудачи люди выбирают либо легкие для себя задания, гарантирующие им успех, либо очень трудные (в этом случае неудача не воспринимается как личный неуспех, а как следствие привходящих и независящих от личности обстоятельств).
Мотив аффиляции (стремление человека быть в обществе других людей). Высокая степень выраженности этого мотива формирует непринужденный, уверенный, открытый стиль общения. Этот мотив положительно связан со стремлением человека к одобрению со стороны окружающих, с желанием самоутверждения. Такие люди активны и инициативны в общении, отношения с другими строятся на основе взаимного доверия.
Обратной стороной этого мотива является мотив отвергания, т. е. боязнь человека быть отвергнутым другими людьми, вследствие чего у человека преобладают неуверенность, скованность, неловкость.
Мотив власти, понимаемый как потенциал влияния, О доминировании этого мотива говорят тогда, когда человек получает удовлетворение от контроля над другими людьми, от возможности судить, устанавливать нормы и правила поведения.
В основе этого мотива лежит комплекс превосходства, который, по мнению А. Адлера, является врожденным и фундаментальным мотивом человеческой жизни. Впервые это стремление к превосходству начинает осознаваться ребенком на 5-м году жизни, когда начинает формироваться жизненная цель. Будучи неясной и, в основном, неосознанной в начале жизни, эта цель со временем становится источником мотивации, силой, организующей нашу жизнь и придающей ей смысл. По мнению А. Адлера, превосходство как цель может принимать как деструктивное, так и конструктивное направление. Деструктивное направление характерно для плохо адаптирующихся к обществу людей, что вынуждает их в борьбе за превосходство над другими прибегать к эгоистичному поведению. Хорошо приспосабливающиеся люди проявляют свое превосходство в конструктивном направлении, так, чтобы оно соотносилось с благополучием других людей.
Некоторые исследователи, в
частности Р. Мейли, к мотивационным
чертам личности относят тревожность,
агрессивность и
Тревожность личности понимается
как повышенная склонность испытывать
беспокойство в различных жизненных
ситуациях. Для тревожной личности
характерно постоянно испытываемое
чувство напряженности и
Тесно связана с тревожностью другая мотивационная черта личности - агрессивность, рассматриваемая как реакция человека на фрустрацию.
В настоящее время существуют два подхода к определению мотивации.
Первый из них рассматривает
мотивацию как структурное
Более определенно высказывается
В. И, Ковалев: "Под мотивацией нами
понимается совокупность мотивов поведения
и деятельности". Все точки
над 1 в рамках этого подхода расставляет
В. Д. Шадриков. Согласно его схеме
мотивация обусловлена
В рамках второго подхода мотивация рассматривается как динамичное образование, как процесс, поддерживающий психическую активность человека на определенном уровне. Он также имеет своих многочисленных сторонников.
"Мотивация - это процесс
психической регуляции,
По мнению В. И. Ковалева, процесс возникновения мотива разворачивается следующим образом, Возникновение потребности => осознание потребности => встреча потребности со стимулом => трансформирование (обычно посредством стимула) потребности в мотив => осознание мотива. В процессе осознания мотивы поведения выстраиваются в определенную иерархию. Одни их них занимают более значимое, другие - менее значимое положение.
А, Г. Ковалев следующим
образом описывает процесс
Е. П. Ильин предлагает более
развернутую схему
1 стадия - это стадия формирования
первичного (абстрактного) мотива. Суть
ее в формировании потребности
личности и побуждения к
Для того, чтобы органическая
потребность (нужда) превратилась в
потребность личности, субъект должен
ее принять как личностно
На этой стадии предмет удовлетворения потребности максимально обобщен (например, мне нужно поесть, но пока не знаю, что конкретно я хочу или буду есть), т. е. возникает так называемая абстрактная цель.
Ее появление ведет к формированию побуждения и поиску конкретного предмета удовлетворения потребности. Появление побуждения означает окончание формирования первичного мотива, в структуру которого входят потребность, цель, побуждение к поиску конкретной цели.
2 стадия - это поисковая
внешняя или внутренняя
Внутренняя поисковая активность связана с мысленным перебором конкретных предметов удовлетворения потребности. По сути, это стадия интеллектуальной обработки потребности и воплощения ее в план, цель. Задача этой стадии - в определении субъективной вероятности достижения успеха.
На 3-й стадии осуществляется выбор конкретной цели и формирование намерения ее достижения. На предыдущей стадии цель была определена. При этом она предстает в виде образа будущего результата. Хорошо известно, что самая мучительная для человека процедура - это процедура выбора. Поскольку любая цель характеризуется и своим уровнем (каким должен быть результат: высоким или низким), то выбор цели обусловлен уровнем притязания, в частности, потребностью достижения или избегания неудачи,
Таким образом, на этой стадии возникает намерение достичь цели, выражающееся в сознательном преднамеренном побуждении к действию. Именно это побуждение приводит к действию человека и с; его возникновением заканчивается формирование конкретного мотива.
Таким образом, в представлении Е. П. Ильина мотивация предстает как процесс формирования мотива.
Однако, наряду с таким пониманием возможно и другое - мотивация - это совокупность мотивов поведения и деятельности. В этом случае для оценки мотивации используются те же параметры - сила и устойчивость, что и при оценке мотива. Наряду с ними используются и другие - множественность, структурность, иерархичность.
Множественность характеризует развитость содержания, т. е. достаточное число мотивов. Структура мотивации оценивается по тому, как эти мотивы связаны между собой в рамках одного уровня. Иерархичность определяется на основе доминирования разных групп мотивов.
Выразительным примером тому
служит известная иерархия мотивов
А. Маслоу, которая открывается
В связи с направленностью личности очень важным является вопрос о том, что заставляет человека реализовать себя, свою направленность, быть деятельным, т.е. что является причиной, источником активности личности.
Источником активности личности являются ее потребности. Именно потребности побуждают человека действовать определенным образом и в определенном направлении.
Существуют принципиальные различия в потребностях животных и человека. Потребности животного предопределены его организацией и инстинктами. Потребности человека формируются в процессе его воспитания. Удовлетворение потребностей выступает как активный, целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определяемой общественным развитием.
Потребности человека носят общественно-личный характер. Это обусловлено следующим.
Даже для удовлетворения узколичных потребностей (пища) человек использует результаты общественного разделения труда (хлеб).
Человек удовлетворяет потребности исторически сложившимися в данном обществе способами и приемами (как съесть кусок мяса).
Многие потребности человека отражают запросы общества, группы.