Мотивы поведения личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Личность характеризуется большим числом параметров, среди которых наиболее важна ее позиция, то есть система отношений. Наиболее существенными являются отношения личности к обществу и людям, к материальным условиям жизни, к себе, к собственным обязанностям, к общественным обязанностям, к трудовым обязанностям. Эти и некоторые другие отношения характеризуют прежде всего нравственный облик личности, ее социальные установки.

Содержание работы

Введение
Мотивы поведения личности (установка, ценностные ориентации, интересы, идеалы и др.)
Понятие личности в психологии
Основные формы направленности личности
Понятие мотивации
Потребности и мотивы
Мотив и мотивация
Психология мотивации
Мотивация и личность
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 82.71 Кб (Скачать файл)

Третьей функцией мотива является смыслообразование, благодаря которому понятие мотива выходит на субъективный, личностный уровень. Субъективный смысл рождается деятельности, в отношениях мотива и цели. Смысл – это ответ на вопрос: зачем, для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? Человека называют существом, ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, мотив как побудитель просто не сработает. Деятельности не будет как таковой, хотя нереализованный мотив останется.

В современной психологии не исчерпывающей и общепринятой классификации потребностей и мотивов. А.Н. Леонтьев образно отмечал, что понятие мотива превратилось для психологии в большой мешок, в котором сложены самые разнообразные вещи.

  1. Мотивы различают по виду тех потребностей, которым они отвечают, потому возможны, например, мотивы высшие и низшие, материальные и духовные. Названные градации довольно условны. Например, одежда как мотив в равной мере относится к материальному и духовному. Существует особый класс функциональных потребностей и мотивов. Их суть в том, что источником активности выступает потребность человека в функционировании. Мотивы можно разложить на виды по любой из существующих классификаций потребностей, в частности по “пирамиде” А. Маслоу. Разнообразие подобных схем представляется неисчерпаемым.
  2. Мотивы различают по форме отражения предмета потребности. Мотивом может быть, например, непосредственный чувственный образ, образ памяти, воображения. Мотивом выступают самые разные психологические образования: нравственное понятие или представление, идеал, ценностная ориентация. Это позволяет психологии мотивации изучать непростые реалии собственно человеческого бытия, не упрощая их, например, до исключительно материальных стимульно-реактивных конструкций.
  3. По степени обобщения предмета потребности мотивы могут быть широкими и узкими, по времени существования и действия – кратковременными и долговременными. Конечно, меры широты и продолжительности являются здесь исключительно качественными, относительными. Дело в том, что человеку необходимы всякие мотивы, ибо они реализуют разные функции в общем мотивационном обеспечении деятельности и жизни. Каждая реальная человеческая деятельность полимотивирована, т.е. подчиняется не одному мотиву, а нескольким, всей их иерархической системе. В результате происходит как бы расщепление, распределение функций между несколькими мотивами. Например, широкие мотивы выполняют смыслообразующую функцию, тогда как узкие являются реальными побудителями. Положим, человек длительное время выполняет какую-то неинтересную, субъективно не нужную работу. Тогда узкими и кратковременными побудителями выступают прозаические мотивы: угрозы наказания, возможность поощрения, просто необходимость действования. Но одним этим человеку психологически выжить трудно. Нужны какие-то более долговременные и широкие смыслы: будущая жизнь, мечты, нравственные ценности. Широкие и узкие мотивы могут меняться местами, перераспределять свои функции, что ведет к осмыслению и переосмыслению всего происходящего с человеком и в человеке.
  4. Наконец, мотивы подразделяют по степени участия в них сознания. Потому мотивы могут быть осознанными или неосознанными, “понимаемыми” и реально действенными. Положим, младший школьник знает, что учиться нужно для будущего, для глубоких знаний. Но такой мотив вряд ли является для него реально действующим. Действительное побуждение к учению идет за счет исполнения обязанностей, подражания сверстникам или родителям. Но для выпускника школы ранее просто понимаемый мотив может преобразоваться в мотив реально действующий. Оттого изменятся и учебная деятельность, и субъективное отношение к ней, и мотивационная сфера личности. Аналогичное перераспределение функций может происходить между мотивами осознанными и неосознанными. Как отмечал А.Н. Леонтьев, у человека в голове нет мотива. Мотив представлен в сознании опосредственно, в виде смысла. На определенных стадиях формирования личности бывает так, что осознаваемый мотив придает личностный смысл деятельности человека. Это психологически удобно индивиду, потому что отвечает одобряемым им ценностям. Но реальным побудителям, задающим результативность деятельности, является другой мотив – неосознанный, более прагматический. Такие мотивы могут находится в противоречии, осознание которого означает некий этап в формировании мотивационной сферы личности. Разнообразная палитра, организация и динамика мотивов, существует у личности, предоставляют для психологии обширное исследовательское пространство.

 

 

        1. МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ

Многие из рассмотренных  нами мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в  черты его личности. К ним вполне можно отнести: мотив достижения успехов, мотив избегания неудачи, тревожность (ЛТ), определенный локус контроля, самооценка, уровень притязаний. Кроме них личностно характеризуют человека потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотивоказания помощи другим людям (альтруизм) и агрессивность. Это – наиболее значимые социальные мотивы человека, определяющие его отношение к людям. Рассмотрим эти мотив, начав с самооценки.

Установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают  реалистические, а у индивидов, ориентированных  на неудачу, - нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки. С величиной самооценки связаны удовлетворенность или неудовлетворенность человека, возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Самооценка, в свою очередь, зависит от результата деятельности.

С самооценкой соотносится уровень притязаний – тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе, как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избегание неудачи, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.

Мотивы аффилиации и власти актуализируются и удовлетворяются только в общении людей. Мотив аффилиации обычно проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне, или психологически, он выступает в виде чувства привязанности, верности, а внешне – в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними. Любовь к человеку – высшее духовное проявление данного мотива.

В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, проявляющийся в боязни быть не принятым, отвергнутым значимыми людьми.

Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенностью, непринужденностью, открытостью и смелостью. Напротив, преобладание мотива отвергания ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности.

Лица, у которых доминирует мотив аффилиации над боязнью быть отвергнутым, лучше относятся к людям. Им больше нравятся те, кто их окружает, они сами пользуются симпатией и уважением окружающих людей. Отношения таких людей с окружающими строятся на основе взаимного доверия.

Преобладание мотива-боязни отвергнутым, напротив, создает препятствия  на пути межличностного общения. Такие  люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты  умения умения и навыки общения. И все же, невзирая на страх быть отвергнутым и , они так же, как и те, у кого силен мотив аффилиации, стремятся к общению, поэтому нет оснований говорить о них как о не имеющих выраженной потребности в общении.

Мотив власти кратко можно определить как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми. Г. Маррей дал такое определение этому мотиву: мотив власти – это склонность управлять социальным окружением, в том числе людьми, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т.п.; побуждение других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями; добиваться их расположения, сотрудничества; доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения; влиять, направлять, организовывать, руководить, надзирать, править, подчинять, властвовать, диктовать условия; судить, устанавливать законы, определять нормы и правила поведения; принимать за других решения, обязывающие и поступать определенным образом; уговаривать, отговаривать, наказывать; очаровывать, привлекать к себе внимание, иметь последователей.

Другой исследователь  мотивации власти Д. Верофф психологически уточнил определение данного явления следующим образом: под мотивацией власти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми.

Особый интерес в психологии мотивации вызывает так называемое просоциальное поведение и его мотивы. Под таким поведением понимают любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказания им помощи. Эти формы поведения по своим особенностям разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до серьезной благотворительной помощи, оказываемой человеком другим людям, причем иногда с большим ущербом для себя, ценой самопожертвования. Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма (иногда – мотивом помощи, иногда заботы о других людях).

Альтруистическое, или просоциальное, поведение можно также определить как такое, которое осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Альтруистически мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к благополучию того, кто его реализует. При альтруистическом поведении акты заботы о других людях и оказания помощи им осуществляются по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было давления на него со стороны или собственного расчета. По смыслу такое поведение диаметрально противоположно агрессии.

Существует несколько  социальных норм нравственного порядка, характерных для человека в современном  цивилизованном обществе. Исходя из них  можно объяснить альтруистическое поведение. Одной из таких норм является норма социальной ответственности. Она побуждает человека к оказанию помощи другим людям во всех случаях, когда кто-либо нуждается в ней, например, в силе того, что он слишком стар, болен или беден и нет другого человека или социального института, способного взять на себя заботу о нем. В том случае, если окружающие люди считают, что причина пребывания человека в бедственном положении и средства выхода из него находятся в его руках, помощь ему со стороны оказывается с меньшей готовностью.

Другой социальной нормой, определяющей оказание альтруистичекой помощи, является норма взаимности. Смысл ее состоит в моральном обстоятельстве человека платить добром за добро. Как мотив поведения взаимная признательность оказывается особенно сильной, если человеком по доброй воле, а не силой обстоятельств или по принуждению оказана помощь другому.

В связи с распространением в мире не только альтруизма, но и  неблагородных человеческих деяний: войн, преступности, межнациональных  и межрасовых столкновений – психологи  не могли не обратить внимание на поведение, по существу своему прямо противоположное  альтруизму – агрессивность. Как и в предыдущих случаях, было высказано предложение, что за этим поведением лежит особого рода мотив, получивший аналогичное название – мотив агрессивности.

На повседневном языке  агрессивными называют действия, - наносящие  человеку какой-либо ущерб: моральный, материальный или физический. Агрессивность  связана с намеренным причинением вреда другому человеку.

Психологические исследования показали, что у детей – представителей разных культур и народов – могут наблюдаться похожие проявления агрессивности по отношению к сверстникам, причем в пределах примерно одного и того же возраста. Этот период обычно приходится на возраст от 3 до 11 лет. В это время у многих детей наблюдается стремление к борьбе друг с другом, агрессивные ответные действия как реакция на действия сверстников, причем у мальчиков все это встречается чаще, чем у девочек.

Отцы детей, которым свойственна  повышенная агрессивность, нередко  сами не терпят проявлений агрессий у  себя в доме, но за его пределами  разрешают и даже поощряют подобные действия своих детей, провоцируют  и подкрепляют такое поведение. Ребенок, неоднократно подвергавшийся наказаниям, в конечном счете сам  становится агрессивным.

Психологическая трудность  устранения агрессивных действий заключается, в частности, в том, что человек, ведущий себя подобным образом, обычно легко находит множество разумных оправданий своему поведению, полностью  или отчасти снимая с себя вину.

Склонность к агрессивным  пытались объяснять по-разному. Одной  из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и человека существует врожденный “инстинкт агрессивности”. Этот инстинкт определяется по-разному в начале нашего века. В настоящее время, однако, уже почти никто не придерживается подобной точки зрения, считая ее слишком биологизаторской и односторонней, отрицающей влияние общества на проявление агрессивности у человека.

Новый взгляд на истоки и  причины агрессивного поведения  у людей появился в ХХв. и был связан с теорией фрустрации. В ней агрессивность рассматривается как прижизненно приобретаемое качество, проявляющееся и укрепляющееся как реакция человека на постоянное ущемление жизненно важных для него интересов, хроническое неудовлетворение его основных потребностей по вине других людей.

Данная теория утверждает, что агрессия всегда есть следствие  фрустрации, а фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Однако оба этих положения не полностью подтверждаются практикой. Далеко не всякая фрустрация и не во всех случаях жизни обязательно ведет к агрессии.

Еще одна точка зрения на происхождение агрессивного поведения  была представлена в теории социального  научения Л. Берковитц (1962). Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо соблюсти два условия: а) чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и (б) чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.

Четвертая, самая современная  точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной  теорией научения. В ней агрессивные  действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и  как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:

  1. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.
  2. Наличие фрустрации.
  3. Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.
  4. Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.

Немаловажную роль в порождении и регулировании агрессивного поведения  играют восприятие и оценка человеком  ситуации, в частности – намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь направленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки.

Информация о работе Мотивы поведения личности