Мотивы учения в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. В связи с этой проблемой необходим поиск таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися.Один из возможных вариантов является построение учебной деятельности через основы мотивации. Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3-5
Теоретическая часть
Понятие о мотивах и мотивации……………………………….6-9
Психологические теории мотивации………………………….9-15
1.3.Понятие о мотивах учения младшего школьника…………...15-18
.Возрастные особенности развития мотивационной сферы младшего школьника………………………………………………………..18-20
1.5.Классификация мотивов учения………………………….........20-22
Практическая часть
2.1. методики проведения исследования……………………………..23-25
2.2. анализ результатов исследования………………………………..26-33
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованных источников……………………………………….35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 331.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Приднестровский государственный университет

Им. Т.Г. Шевченко

Факультет педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему:

«Мотивы учения в младшем школьном возрасте»

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 5 курса

Заочного отделения

Группа 52ПП

Мусиенко В.П.

 

Проверила:

Гончар С.Н.

 

 

 

 

 

Тирасполь 2013 год.


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3-5

  1. Теоретическая часть
    1. Понятие о мотивах и мотивации……………………………….6-9
    2. Психологические теории мотивации………………………….9-15

1.3.Понятие о мотивах учения младшего школьника…………...15-18

    1. .Возрастные особенности развития мотивационной сферы младшего школьника………………………………………………………..18-20

1.5.Классификация мотивов учения………………………….........20-22

  1. Практическая часть

2.1. методики проведения исследования……………………………..23-25

2.2. анализ результатов исследования………………………………..26-33

Заключение…………………………………………………………………...34

Список использованных источников……………………………………….35

Приложение 1………………………………………………………………...36-37

Приложение 2………………………………………………………………...38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время  в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения  эффективности обучения. Это связано  в первую очередь с тем, что  год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. В связи с этой проблемой необходим поиск таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися.

Один из возможных  вариантов является построение учебной  деятельности через основы мотивации

Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены.

Организуя изучение и  формирование мотивации, важно не допускать  упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать, как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности. На самом деле формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только намечающихся. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается несколько больших достижений, чем в других сферах. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе.

Очень важно изучать  и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых  учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы, мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения).

Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Целью данного исследования является: исследование мотивов учебной деятельности младших школьников.

Для выполнения данной цели, ставятся следующие задачи исследования:

  • изучить литературу по данной теме;
  • изучить и охарактеризовать особенности мотивационной сферы учебной деятельности;
  • рассмотреть методики диагностики мотивации учебной деятельности ;
  • исследовать мотивацию учебной деятельности детей;
  • обработать полученные результаты исследования и сделать выводы ;

Объектом исследования является: учебная деятельность младшего школьника.

 Предметом же исследования будут выступать особенности мотивации на начальном этапе обучения.

Гипотеза: в начальной школе у ребенка преобладают такие широкие социальные мотивы, как мотив самосовершенствования и мотив самоопределения.

Методологической  основой являются труды отечественных и зарубежных ученых: Л.В. Выготский ( Об интересе как естественном двигателе детского поведения), Д.Б. Эльконин (О учебной деятельность как деятельности, имеющей своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий), А.К. Маркова (О проблеме формирования мотивов учения в школьном возрасте), И. Божович (О система учебной мотивации), М.В. Матюхина (Исследования младших школьников в процессе их психического развития), Я.А. Коменский (О принципах «краткого, приятного, основательного обучения»), С.М. Бондаренко, Д. Карнеги, В.Г. Асеев (О важной особенности мотивации), Г.И. Щукина ( О особенностях познавательного интереса), Н.Г. Морозова, П.И. Размыслова (О Условиях возникновения познавательных интересов), М.Н. Волокитина, В.А. Горбачева, Л.И. Божович, Л.С. Славина, М.Ф. Морозова, П.И. Размыслова (О возникновении новой высшей потребности – учиться) Л.С. Славина (О познавательной активности).

Курсовая работа включает две части: теоретический обзор проблемы мотивации и исследование мотивации учения учащихся начальной школы.

Исследование проводилось  на базе начальной школы ГОУ С(К)ОШ-И  для неслышащих детей в классах 1»Б» (возраст 6-8 лет), 4»Б» (10-11лет). В качестве инструмента исследования была использована анкета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. теоретическая часть.

 

    1. понятие о мотивах и мотивации.

     В поведении  человека, есть две функционально  взаимосвязанные стороны: побудительная  и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в основном, регуляцию поведения [3,c.98] . Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти, понятия, включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для обеспечения и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.

     Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [15,c.256].

     Мотивационного  объяснения требуют следующие  стороны поведения: его возникновение,  продолжительность, устойчивость, направленность  и прекращение после достижения  поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта [14, c.167] . Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность; эмоционально-специфическая окрашенность.

Представление о мотивации  возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиски ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради  чего?», «какой смысл?». Обнаружение  и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.     Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение; называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения [7, c.91].

     Известный,  немецкий психолог К. Левин  показал, что каждый человек  характерным для него образом  воспринимает и оценивает одну  и ту же ситуацию и у разных  людей эти оценки не совпадают.  Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами[9, c.111].

     Сиюминутное, актуальное  поведение человека следует рассматривать  не как реакцию на определенные  внутренние или внешние стимулы,  а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют, друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации - это  то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим  к совершению определенных действий. Мотив, также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

     Из всех возможных  диспозиций наиболее важной является  понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).

     Количество и качество  потребностей, которые имеют живые  существа, зависит от уровня их  организации, от образа, и условий  жизни, от места, занимаемого  соответствующим организмом на  эволюционной лестнице. Меньше всего  потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических органических потребностей, есть еще материальные, духовные, coциальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

     Второе после потребности  по своему мотивационному значению  понятие — цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике его поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее яркое в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Информация о работе Мотивы учения в младшем школьном возрасте