Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:48, курсовая работа
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. В связи с этой проблемой необходим поиск таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися.Один из возможных вариантов является построение учебной деятельности через основы мотивации. Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика.
Введение……………………………………………………………………….3-5
Теоретическая часть
Понятие о мотивах и мотивации……………………………….6-9
Психологические теории мотивации………………………….9-15
1.3.Понятие о мотивах учения младшего школьника…………...15-18
.Возрастные особенности развития мотивационной сферы младшего школьника………………………………………………………..18-20
1.5.Классификация мотивов учения………………………….........20-22
Практическая часть
2.1. методики проведения исследования……………………………..23-25
2.2. анализ результатов исследования………………………………..26-33
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованных источников……………………………………….35
2.1 методики
изучения мотивации учебной
Анализ психолого-
Каждая из предложенных методик достаточно информативна, компактна и проста в употреблении. Возможны индивидуальный и групповой варианты диагностики.
Изучение мотивационной сферы учения проводилось в 1 «Б» классе ГОУ С(К)ОШ-И для неслышащих детей г. Тирасполь.
Первой методикой исследования является анкетирование Н.Г. Лускановой, целью которой является определение уровня школьной мотивации. Автор методики отобрала 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию (Приложение 1).
Для возможности дифференциации детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
Оценки в 2 балла
не были включены, т.к. математический
анализ показал, что при
1. 25-30 баллов (максимально
высокий уровень) – высокий
уровень школьной мотивации,
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания педагога.
2. 20-24 балла
– хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет
3. 15-19 баллов – положительное
отношение к школе, но школа
привлекает больше вне
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем, им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
4. 10-14 баллов – низкая
школьная мотивация. Подобные
школьники посещают школу
ках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
5. Ниже 10 баллов – негативное
отношение к школе, школьная
дезадаптация. Такие дети испытывают
серьезные трудности в школе:
они не справляются с учебной деятельностью, у них не складываются
взаимоотношения одноклассниками, с учителем.
Школа нередко воспринимается ими как
враждебная среда, пребывание в которой
для них невыносимо. Ученики могут проявлять
агрессивные реакции, отказываться выполнять
те или иные задания, следовать тем или
иным нормам и правилам. Часто у подобных
школьников отмечаются нарушения нервно-психического
здоровья.
Второй методикой исследования с целью выявления осознанности круга мотивов, побуждающих ребенка учиться, была создана экспериментальная ситуация. Детям читался рассказ:
«Однажды на перемене в школе между ребятами завязался разговор о том , для чего они учатся . «Я считаю своей обязанностью ходить в школу учиться» , - сказала Галя . «А мне нравится в школе писать , считать и получать хорошие отметки» , - сказал Яша . «А я люблю думать , рассуждать на уроках» , - заявил серьезно Коля . «Каждый из нас должен стать культурным и развитым человеком , а для этого необходимо учиться» , - сказала Даша .
Ваня вдруг заявляет , что обязательно поступит в авиационный институт и будет строить новые самолеты .
Неожиданно раздается тихий голос Вали : «А меня мама заставляет ходить в школу . Она говорит , что я иду на работу и ты иди в школу - это твоя работа» .
А что ты хочешь сказать ? Для чего ты учишься ? »
После того, как был прочитан рассказ, детям был предложен бланк, на котором предлагался готовый перечень мотивов.(Приложение 2) Учащимся предлагалось выбрать то, что соответствует его желаниям и интересам. По тому, какой вариант ответа выбирает испытуемый, определялся преобладающий мотив учения.
1. Учусь, так как
на уроке интересно(
2. Учусь, так как заставляют родители (мотив избегания неприятностей).
3. Учусь, так как
хочу больше знать (
4. Учусь, чтобы потом хорошо работать (мотив самоопределения).
5. Учусь, чтобы доставить
радость родителям (мотив
6. Учусь, чтобы не отставать от товарищей (мотив престижа).
7. Учусь, так как
нравиться учиться (узко-
8. Учусь, так как
хочу быть культурным
9. Учусь, чтобы не
опозорить класс (мотив
2.2 анализ полученных результатов исследования.
В результате определения уровня школьной мотивации с помощью анкетирования Н.Г. Лускановой были получены следующие результаты:
Количественный анализ учебной мотивации учащихся 1»Б» класса
№ |
Фамилия, имя учащегося |
Номера вопросов Всего | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||||
1 |
Вознюк Элеонора |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
23 | |
2 |
Зайцев Максим |
3 |
1 |
0 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
16 | |
3 |
Иванов Даниил |
1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
14 | |
4 |
Маржинян Юлия |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
1 |
23 | |
5 |
Мойсеенко Татьяна |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
19 | |
6 |
Митрофанский Руслан |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
17 | |
7 |
Отян Эдуард |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
19 | |
8 |
Чечельницкий Виктор |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
15 | |
9 |
Шакалов Юрий |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
17 | |
Всего баллов: |
25 |
12 |
18 |
15 |
19 |
19 |
17 |
25 |
13 |
163 |
Анализ полученных
данных, представленных в таблице
1, показывает, что у 11,1% детей низкая
школьная мотивация. Подобные
школьники посещают школу
Как показало
анкетирование, у большинства ш
У 22,2% школьников был выявлен хороший уровень мотивации учения, что свидетельствует об их успешности в школьной жизни и в учебном и общественном аспектах. Детей с негативным отношением к школе и отличающихся высокими показателями мотивов в ходе исследования выявлено не было.
Диаграмма 1
Количественный анализ учебной мотивации учащихся 4 «Б» класса
№ |
Фамилия, имя учащегося |
Номера вопросов Всего | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||||
1 |
Браила Кристиан |
3 |
3 |
0 |
1 |
0 |
3 |
3 |
3 |
1 |
17 | |
2 |
Ермаков Руслан |
3 |
1 |
0 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
16 | |
3 |
Иванов Владислав |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
19 | |
4 |
Кошевой Александр |
3 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
11 | |
5 |
Матинян Максим |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
5 | |
6 |
Милорадов Дмитрий |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
25 | |
7 |
Мойсеенко Сергей |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
19 | |
8 |
Полесовщикова Ирина |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
27 | |
9 |
Юрку Кристина |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
17 | |
Всего баллов: |
21 |
15 |
12 |
15 |
18 |
19 |
16 |
20 |
19 |
155 |
Анализ полученных данных, представленных в таблице 2, показывает, что у 11,1% детей низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Такие дети испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Как показало
анкетирование, у большинства
школьников (55,5%) наблюдается положительное
отношение к школе, но школа
привлекает больше внеучебными
сторонами. Такие дети
У 22,2% школьников был выявлен высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания педагога.
У 11,1% учеников 4-го класса было выявлено негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, у них не складываются взаимоотношения одноклассниками, с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.Детей с хорошей школьной мотивацией выявлено не было.
Диаграмма 2
Во второй методике, целью которой было выявление круга осознанности мотивов, побуждающих ребенка учиться, были получены следующие результаты:
Полученные результаты представлены в таблице 3
Количественный анализ учебной мотивации учащихся 1 «Б» класса
№ |
Фамилия, имя, учащегося |
Учусь, так как(чтобы) | ||||||||
№ |
Интересно |
Заставляют родители |
Хочу больше знать |
Потом хорошо работать |
Хочу доставить радость родителям |
Не отставать от товарищей |
нравится |
Быть культурным |
Не опозорить класс | |
1. |
Вознюк Элеонора |
+ |
||||||||
2. |
Зайцев Максим |
+ |
||||||||
3. |
Иванов Даниил |
+ |
||||||||
4. |
Маржинян Юлия |
+ |
||||||||
5. |
Мойсеенко Татьяна |
+ |
||||||||
6. |
Митрофанский Руслан |
+ |
+ |
|||||||
7. |
Отян Эдуард |
+ |
||||||||
8. |
Чечельницкий Виктор |
+ |
||||||||
9. |
Шакалов Юрий |
+ |
+ |
|||||||
Всего: |
3 |
0 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
0 |
0 |
Информация о работе Мотивы учения в младшем школьном возрасте