Мотивы учения в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. В связи с этой проблемой необходим поиск таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися.Один из возможных вариантов является построение учебной деятельности через основы мотивации. Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3-5
Теоретическая часть
Понятие о мотивах и мотивации……………………………….6-9
Психологические теории мотивации………………………….9-15
1.3.Понятие о мотивах учения младшего школьника…………...15-18
.Возрастные особенности развития мотивационной сферы младшего школьника………………………………………………………..18-20
1.5.Классификация мотивов учения………………………….........20-22
Практическая часть
2.1. методики проведения исследования……………………………..23-25
2.2. анализ результатов исследования………………………………..26-33
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованных источников……………………………………….35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 331.50 Кб (Скачать файл)

 

По ответам детей  и их выбору определился следующий  круг мотивов:

     Познавательные мотивы(- непосредственно связанные с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний. Таких учеников побуждало стремление узнать новые факты, преодолевать трудности в процессе познания, овладеть знаниями, способами действий, искать суть явлений, стремление проявлять познавательную активность: рассуждать, преодолевать препятствия при решении задач; ребенка увлекал сам процесс решения, а не только получаемые результаты. Познавательный мотив преобладал у 6 человек из 9, что составило 66,6%.

     Мотивы самоопределения - связаны с пониманием значения знаний для будущего, стремление учеников быть развитым. Этот мотив преобладал у 1 человека из 9, что составило 11,1%.

     Мотивация благополучия, состояла в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, их признание, получить одобрение, заслужить похвалу учителя или родителей и достойное вознаграждение за свой труд. Этот мотив преобладал у 2 человек из 9, что составило 22,2%.

     Престижная мотивация побуждала ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым или занять достойное место среди товарищей. Таким ученикам характерен ндивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным. Этот мотив преобладал у 1 человека из 9, что составило 11,1%.

Диаграмма 3

Количественный анализ учебной мотивации учащихся 4 «Б»  класса

 

 

                                                                                                        Таблица 4

 

 

 

Фамилия, имя, учащегося 

Учусь, так как(чтобы)

 

Интересно

Заставляют родители

Хочу  больше

 знать

Потом  хорошо

работать

Хочу доставить радость  родителям

Не отставать от товарищей

нравится

Быть культурным

Не опозорить класс

1.

Браила Кристиан

   

+

           

2.

Ермаков Руслан

+

               

3.

Иванов Владислав

             

+

 

4.

Кошевой Александр

         

+

     

5.

Матинян Максим

     

+

         

6.

Милорадов Дмитрий

     

+

         

7.

Мойсеенко Сергей

+

               

8.

Полесовщикова Ирина

           

+

   

9.

Юрку Кристина

             

+

 

Всего:

2

0

1

2

0

1

1

2

0


 

По ответам детей и их выбору определился следующий круг мотивов:

     Познавательные мотивы(- непосредственно связанные с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний. Таких учеников побуждало стремление узнать новые факты, преодолевать трудности в процессе познания, овладеть знаниями, способами действий, искать суть явлений, стремление проявлять познавательную активность: рассуждать, преодолевать препятствия при решении задач; ребенка увлекал сам процесс решения, а не только получаемые результаты. Познавательный мотив преобладал у 4 человек из 9, что составило 44,4%.

     Мотивы самоопределения - связаны с пониманием значения знаний для будущего, стремление учеников быть развитым. Этот мотив преобладал у 2 человека из 9, что составило 22,2%.

     Престижная мотивация побуждала ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым или занять достойное место среди товарищей. Таким ученикам характерен ндивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным. Этот мотив преобладал у 1 человека из 9, что составило 11,1%.

     Мотивы самосовершенствования - выражались в стремлении у детей быть культурными, получить развитие в результате учения, направленность на самостоятельное совершенствование способов получения дополнительных знаний. Этот мотив преобладал у 2 человек из 9, что составило 22,2%.

Диаграмма 4

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как правило, учебная  деятельность ребенка побуждается  не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

В данной работе были исследованы  мотивы учения школьников 1 и 4 классов  начальной школы. Было выявлено, что  наиболее значимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать),причем к 4 классу эти мотивы становятся более осознанними. Ребенок осознает общественную значимость учения, и это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы — результат социальных влияний.

Дети младшего школьного  возраста рассуждают так: «Надо учиться, чтобы потом хорошо работать, хочу быть шофером», «Я хочу быть врачом, чтобы  лечить людей, а для этого надо много знать», «Учусь, чтобы быть культурным». Подобные рассуждения говорят о том, что школа и семья создают у ребенка определенную социальную установку, ребенок понимает, общественную значимость учения, понимает, что знания ему нужны для будущего, он хочет быть умным. Такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для учения.

Надо отметить, что  мотивы самосовершенствования и  самоопределения выступают для  младшего школьника как «понимаемые» и связаны с далекими целями. Однако эта перспектива очень далекая, а младший школьник живет по преимуществу сегодняшним днем.

В связи с той значимостью, которую младшие школьники придают  мотивам самоопределения (будущая  профессия, продолжение образования) и самосовершенствования (быть умным, развитым, культурным), важно строить учебный процесс так, чтобы учащийся «видел» свое движение вперед, свое ежедневное обогащение знаниями, умениями, свое движение от незнания к знанию. Это возможно, если ученик отдает себе отчет в том, что он уже знает и чего еще не знает, чему еще надо научиться, о чем он узнает и чему научится, какими способами работы он уже овладел и какими предстоит овладеть на следующем уроке, в следующей четверти. В связи с этим первостепенное значение приобретает в учебном процессе четкая постановка на уроке ближних и дальних целей, учебных задач. Что отражается в увеличении уровня развития учебных мотивов.

 

 

Список литературы:

 

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник под ред. Гамезо. М., 1984.
  3. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. — Калининград, 2000.
  4. Костюк  Г.С. Обучение и развитие младших школьников. Киев, 1970.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.
  6. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1992.
  7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.,1990.
  8. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение.
  9. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Психология и педагогика, №2, 1979.
  10. Маклаков А.Г. Общая психология. С.-П. 2002.
  11. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопр. психологии. 1987. № 5.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб : Питер 2000.
  13. Ситник Д.Р. Учим с увлечением //Пачатковая школа. 2004г. № 3.
  14. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология 2-е издание. М., 1979.
  15. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.
  16. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.

17.Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М., 1997.

Приложение 1
Определение школьной мотивации  младших школьников
Анкета школьной мотивации (методика Н.Г. Лускановой)

 

1. Тебе нравится в  школе? 

- да; не очень; нет.

2. Утром всегда с  радостью идешь в школу или  хочешь остаться дома?

- с радостью; хочу остаться; по-разному.

З. Если учитель сказал бы, что завтра в школу приходить не обязательно, ты пошел бы или остался?

- да, пошел; не знаю; остался дома.

4. Тебе нравится отмена  уроков?

- нет; по-разному; нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы  не было домашнего задания?

- нет; не знаю; хотел  бы.

6. Ты хотел бы, чтобы  в школе были только перемены?

- нет; не знаю; да.

7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

- часто; редко; не  рассказываю.

8. Ты бы хотел менее  строгого, другого учителя? 

- мне нравится наш;  точно не знаю; да.

9. У тебя в класс  много друзей?

- да; мало; нет. 

10.Тебе нравятся твои  одноклассники?

- да; не очень; нет.

Анализ анкетных ответов: за 1-й ответ - 3 балла, за второй - 1 балл, за третий - 0 баллов.

20-24 - хорошая школьная  мотивация

15-19 - положительное отношение  к школе

10-14  - низкая школьная  мотивация        

менее 10 баллов - негативное отношение к школе.

Ключ:  20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем, им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

 

Приложение 2

Бланк ответов для  выявления осознанности круга мотивов, побуждающих ребенка учиться.

Ф.И.О.

Для чего ты учишься ?

Да «+»

Нет « -»

1. Учусь, так как  на уроке интересно.

   

2. Учусь, так как  заставляют родители.

   

3. Учусь, так как  хочу больше знать.

   

4. Учусь, чтобы потом  хорошо работать.

   

5. Учусь, чтобы доставить  радость родителям.

   

6. Учусь, чтобы не  отставать от товарищей.

   

7. Учусь, так как  нравиться учиться.

   

8. Учусь, так как  хочу быть культурным человеком.

   

9. Учусь, чтобы не  опозорить класс.

   

 

 

 


Информация о работе Мотивы учения в младшем школьном возрасте