Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:48, курсовая работа
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. В связи с этой проблемой необходим поиск таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися.Один из возможных вариантов является построение учебной деятельности через основы мотивации. Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика.
Введение……………………………………………………………………….3-5
Теоретическая часть
Понятие о мотивах и мотивации……………………………….6-9
Психологические теории мотивации………………………….9-15
1.3.Понятие о мотивах учения младшего школьника…………...15-18
.Возрастные особенности развития мотивационной сферы младшего школьника………………………………………………………..18-20
1.5.Классификация мотивов учения………………………….........20-22
Практическая часть
2.1. методики проведения исследования……………………………..23-25
2.2. анализ результатов исследования………………………………..26-33
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованных источников……………………………………….35
По ответам детей и их выбору определился следующий круг мотивов:
Познавательные мотивы(- непосредственно связанные с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний. Таких учеников побуждало стремление узнать новые факты, преодолевать трудности в процессе познания, овладеть знаниями, способами действий, искать суть явлений, стремление проявлять познавательную активность: рассуждать, преодолевать препятствия при решении задач; ребенка увлекал сам процесс решения, а не только получаемые результаты. Познавательный мотив преобладал у 6 человек из 9, что составило 66,6%.
Мотивы самоопределения - связаны с пониманием значения знаний для будущего, стремление учеников быть развитым. Этот мотив преобладал у 1 человека из 9, что составило 11,1%.
Мотивация благополучия, состояла в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, их признание, получить одобрение, заслужить похвалу учителя или родителей и достойное вознаграждение за свой труд. Этот мотив преобладал у 2 человек из 9, что составило 22,2%.
Престижная мотивация побуждала ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым или занять достойное место среди товарищей. Таким ученикам характерен ндивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным. Этот мотив преобладал у 1 человека из 9, что составило 11,1%.
Диаграмма 3
Количественный анализ учебной мотивации учащихся 4 «Б» класса
№ |
Фамилия, имя, учащегося |
Учусь, так как(чтобы) | ||||||||
№ |
Интересно |
Заставляют родители |
Хочу больше знать |
Потом хорошо работать |
Хочу доставить радость родителям |
Не отставать от товарищей |
нравится |
Быть культурным |
Не опозорить класс | |
1. |
Браила Кристиан |
+ |
||||||||
2. |
Ермаков Руслан |
+ |
||||||||
3. |
Иванов Владислав |
+ |
||||||||
4. |
Кошевой Александр |
+ |
||||||||
5. |
Матинян Максим |
+ |
||||||||
6. |
Милорадов Дмитрий |
+ |
||||||||
7. |
Мойсеенко Сергей |
+ |
||||||||
8. |
Полесовщикова Ирина |
+ |
||||||||
9. |
Юрку Кристина |
+ |
||||||||
Всего: |
2 |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
По ответам детей и их выбору определился следующий круг мотивов:
Познавательные мотивы(- непосредственно связанные с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний. Таких учеников побуждало стремление узнать новые факты, преодолевать трудности в процессе познания, овладеть знаниями, способами действий, искать суть явлений, стремление проявлять познавательную активность: рассуждать, преодолевать препятствия при решении задач; ребенка увлекал сам процесс решения, а не только получаемые результаты. Познавательный мотив преобладал у 4 человек из 9, что составило 44,4%.
Мотивы самоопределения - связаны с пониманием значения знаний для будущего, стремление учеников быть развитым. Этот мотив преобладал у 2 человека из 9, что составило 22,2%.
Престижная мотивация побуждала ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым или занять достойное место среди товарищей. Таким ученикам характерен ндивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным. Этот мотив преобладал у 1 человека из 9, что составило 11,1%.
Мотивы самосовершенствования - выражались в стремлении у детей быть культурными, получить развитие в результате учения, направленность на самостоятельное совершенствование способов получения дополнительных знаний. Этот мотив преобладал у 2 человек из 9, что составило 22,2%.
Диаграмма 4
Заключение
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
В данной работе были исследованы мотивы учения школьников 1 и 4 классов начальной школы. Было выявлено, что наиболее значимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать),причем к 4 классу эти мотивы становятся более осознанними. Ребенок осознает общественную значимость учения, и это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы — результат социальных влияний.
Дети младшего школьного возраста рассуждают так: «Надо учиться, чтобы потом хорошо работать, хочу быть шофером», «Я хочу быть врачом, чтобы лечить людей, а для этого надо много знать», «Учусь, чтобы быть культурным». Подобные рассуждения говорят о том, что школа и семья создают у ребенка определенную социальную установку, ребенок понимает, общественную значимость учения, понимает, что знания ему нужны для будущего, он хочет быть умным. Такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для учения.
Надо отметить, что мотивы самосовершенствования и самоопределения выступают для младшего школьника как «понимаемые» и связаны с далекими целями. Однако эта перспектива очень далекая, а младший школьник живет по преимуществу сегодняшним днем.
В связи с той значимостью,
которую младшие школьники
Список литературы:
17.Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М., 1997.
1. Тебе нравится в школе?
- да; не очень; нет.
2. Утром всегда с радостью идешь в школу или хочешь остаться дома?
- с радостью; хочу остаться; по-разному.
З. Если учитель сказал бы, что завтра в школу приходить не обязательно, ты пошел бы или остался?
- да, пошел; не знаю; остался дома.
4. Тебе нравится отмена уроков?
- нет; по-разному; нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы не было домашнего задания?
- нет; не знаю; хотел бы.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе были только перемены?
- нет; не знаю; да.
7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?
- часто; редко; не рассказываю.
8. Ты бы хотел менее строгого, другого учителя?
- мне нравится наш; точно не знаю; да.
9. У тебя в класс много друзей?
- да; мало; нет.
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
- да; не очень; нет.
Анализ анкетных ответов: за 1-й ответ - 3 балла, за второй - 1 балл, за третий - 0 баллов.
20-24 - хорошая школьная мотивация
15-19 - положительное отношение к школе
10-14 - низкая школьная мотивация
менее 10 баллов - негативное отношение к школе.
Ключ: 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем, им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
Бланк ответов для выявления осознанности круга мотивов, побуждающих ребенка учиться.
Ф.И.О.
Для чего ты учишься ? |
Да «+» |
Нет « -» |
1. Учусь, так как на уроке интересно. |
||
2. Учусь, так как заставляют родители. |
||
3. Учусь, так как хочу больше знать. |
||
4. Учусь, чтобы потом хорошо работать. |
||
5. Учусь, чтобы доставить радость родителям. |
||
6. Учусь, чтобы не отставать от товарищей. |
||
7. Учусь, так как нравиться учиться. |
||
8. Учусь, так как
хочу быть культурным |
||
9. Учусь, чтобы не опозорить класс. |
Информация о работе Мотивы учения в младшем школьном возрасте