Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состояниями человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

Мозг человека- это гигантское скопление нервных клеток (нейронов) и волокон (дендритов), которые представляют собой ветвящиеся отростки клеток, воспринимающие сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно раздражителей. Человек в состоянии ощущать и воспринимать объективный мир благодаря особой деятельности мозга. Именно с мозгом связаны все органы чувств. Каждый из этих органов реагирует на определенного рода стимулы :органы зрения- на световое воздействие, органы слуха и осязания- на механическое воздействие, органы вкуса и обоняния- на химическое.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 55.35 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

Сибирский институт современной практической психологии

 

 

 

 

 

Итоговая работа

Психология

 

 

 

 

 

Выполнил:

Жуйкова Надежда Ефимовна

Название  курсов  профессиональной переподготовки:

Педагог дошкольного образования

Руководитель:

Омельченко Е.А., к.п.н., доцент НГПУ

 

 

 

 

Новосибирск, 2014

 

Мозг и психика: связь основных структур мозга  с психическими процессами и состояниями человека.

Мозг человека-  это гигантское скопление нервных клеток (нейронов) и волокон (дендритов), которые представляют собой ветвящиеся отростки клеток, воспринимающие сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно раздражителей. Человек в состоянии ощущать и воспринимать объективный мир благодаря особой деятельности мозга. Именно с мозгом связаны все органы чувств. Каждый из этих органов реагирует на определенного рода стимулы :органы зрения- на световое воздействие, органы слуха и осязания- на механическое воздействие, органы вкуса и обоняния- на химическое. Однако сам мозг не  в состоянии воспринимать эти виды воздействия. Он «понимает» только электрические сигналы, связанные с нервными импульсами. Для того, чтобы мозг отреагировал на раздражитель, в каждой сенсорной модальности сначала должно произойти преобразование соответствующей физической энергии в электрические сигналы, которые затем своим  путями следуют  в мозг. этот процесс перевода осуществляют специальные клетки в органах чувств, называемые рецепторами.

Рецепторы- специальные чувствительные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней стороны  организма и передающие информацию о действующем агенте в нервную систему. Рецепторы отличаются высокой чувствительностью к адекватным раздражителям, которая измеряется величиной абсолютного порога, или минимальной интенсивностью раздражения, способного привести рецепторы в состояние возбуждения. Рецептор = это анатомическое образование (чувствительное нервное окончание или специализированная клетка), преобразующее воспринимаемое раздражение в нервные импульсы. Деятельность рецепторов регулируется центральной нервной системой, осуществляющей их настройку в зависимости от потребностей организма. Образное восприятие мира связано преимущественно с информацией, идущих с внешних рецепторов.

Зрительные рецепторы расположены тонким слоем на внутренней стороне глаза4 в каждом зрительном рецепторе есть химическое вещество, реагирующее на свет, и эта реакция запускает ряд событий, в результате которых возникает нервный импульс. Слуховые рецепторы представляют собой тонкие волосяные клетки, расположенные глубоко в ухе; вибрации воздуха, являющиеся звуковым стимулом, изгибают эти волосяные клетки, в результате чего возникает нервный импульс. Аналогичные процессы происходят и в других сенсорных модальностях.

Рецептор- это специализированная нервная клетка , или нейрон; будучи возбужденной она посылает электрический сигнал промежуточным нейронам. Этот сигнал движется, пока не достигнет своей рецептивной зоны в коре головного мозга, причем у каждой сенсорной модальности  имеется своя рецептивная зона. Где-то в мозге- может, в рецептивной зоне коры, а может, в каком-то другом участке коры- электрический сигнал вызывает осознанное  переживание ощущения. Так, когда мы ощущаем прикосновение, это ощущение происходит не на коже, а у нас в мозге. При этом электрические импульсы, которые прямо опосредуют ощущение касания, сами были  вызваны  электрическими импульсами, возникшими в рецепторах осязания, которые расположены в коже. Сходным образом ощущение горького вкуса  рождается не в языке, а в мозге, но мозговые импульсы, опосредующие ощущение вкуса, сами были вызваны электрическими импульсами вкусовых рецепторов языка.

У людей потерявших зрение , мозг работает быстрее, чем у зрячих. Те нервные клетки, которые обычно обрабатывают зрительную информацию, перестраиваются и начинают работать на слуховой анализатор.

Физиологи утверждают, что за ощущениями света и звука стоят физические реальности- электромагнитные и воздушные волны, которые совершенно не похожи ни на цвет, ни на звук. Сегодня экспериментально установлен объективный физиологический  механизм самого распространенного субъективного переживания- ощущения. Суть этого механизма – синтез двух потоков информации: поступающего из внешнего мира и извлекаемого  из памяти. Известно, что любое ощущение возникает не сразу, а значительно позднее прихода в кору идущих от органов чувств импульсов.

Ученые обнаружили, что в процессе зрительного восприятия происходит кольцевое движение нервных импульсов. Сигнал от сетчатки вначале  попадает в зрительную кору и затем двигается через различные отделы мозга, такие как связанный с кратковременной памятью гиппокамп, с мотивацией- гипоталамус и, наконец, нервные импульсы возвращаются обратно, в зрительную кору, где уже в измененной форме накладываются на следы первичного сигнала. Благодаря кольцевому движению, внешнему сигналу, несущему информацию о физических свойствах стимула, придаются новые черты, основанные на извлеченных из памяти сведениях о значимости.

Содержанием психики, как и сознания , являются идеальные образы объективно существующих явлений . но эти образы возникают у людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д. Иначе говоря, психика- это субъективное отражение объективного мира.

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучает нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

В настоящее время большинство ученых, изучающих мозг , считают , что вся сложность человеческой психики основана на взаимодействии клеток головного мозга. Такое взаимодействие происходит благодаря непрерывному обмену электрическими импульсами в сетях нервных клеток (нейронов). Деятельность мозга является результатом колоссального числа контактов между нейронами. Мозг представляется системой, в которой огромное количество одномоментных  взаимодействий между нейронами приводит к появлению нового качества- человеческой психики. Возникновение психики в головном мозге человека- продукт организации связей между нейронами.

В 4 веке до н. э. Алкмеон  Кротонский сформулировал идею о том, что психические явления тесно связаны с работой мозга. Эту идею поддерживали многие античные ученые, например Гиппократ. Идея взаимосвязи мозга и психики развивалась на протяжении все истории накопления психологических знаний, в результате чего появлялись все новые и новые ее варианты. Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психическими  явлениями и поведением внес И.М.Сеченов. позднее его идеи развил И.П.Павлов, открывший явление условно-рефлекторного научения. В наши дни  идеи и разработки Павлова послужили основой для создания новых теорий, среди которых выделяются теории и концепции Н.А.Бернштейна, К. Халла,  П.К. Анохина и др.

Существуют и другие подходы к рассмотрению взаимосвязи психики и мозга. Так, А.Р. Лурия  предложил выделить анатомически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающие функционирование психических явлений. Первый блок предназначен для поддержания определенного  уровня активности. Он включает ретикулярную формацию ствола мозга, глубинные отделы среднего мозга, структуры лимбической  системы, медиобазальные  отделы коры лобных и височных  долей мозга. Второй блок связан  с познавательными психическими процессами и предназначен для процессов получения, переработки и хранения информации. Данный блок состоит из участков коры головного мозга, которые в основном располагаются в задних и височных отделах больших полушарий. Третий блок  обеспечивает функции мышления, поведенческой регуляции и самоконтроля. Структуры , входящие  в данный блок , находятся в передних отделах коры головного мозга.

Данная концепция была выдвинута Лурией в результате анализа результатов проводимых им экспериментальных  исследований функциональных  и органических нарушений и заболеваний мозга. Однако следует отметить, что проблема локализации психических функций и явлений в головном мозге интересна сама по себе. В свое время была выдвинута идея о том, что все психические процессы связаны с определенными участками мозга, т.е. локализованы. Согласно идее локализационизма, каждая психическая функция может быть «привязана» к определенному органическому участку головного мозга. В результате были созданы детальные карты локализации психических функций в мозге. Однако спустя определенное время были получены факты, свидетельствующие о том, что различные нарушения психических процессов нередко связаны с повреждением одних и тех же мозговых структур, и наоборот, поражение одних и тех же участков в определенных случаях может приводить  к различным нарушениям. Наличие подобных факторов привело к появлению альтернативной гипотезы- антилокализационизма,- утверждающей, что работа отдельных психических функций связана с деятельностью всего мозга. С точки зрения данной гипотезы между различными участками мозга сложились определенные связи, обеспечивающие функционирование определенных психических процессов. Но и эта концепция не смогла объяснить многих нарушений работы мозга, которые говорят в пользу локализационизма. Так нарушение затылочных отделов  коры головного мозга приводит к поражению зрения, а височных долей больших полушарий- к нарушению речи.

Проблема локализационизма- антилокализационизма  не решена до сих пор. Можно с полной уверенностью утверждать , что организация структур мозга и взаимосвязь между отдельными участками мозга значительно сложнее и многограннее, чем имеющаяся в настоящее время информация об особенностях функционирования центральной нервной системы. Можно также говорить  о том, что существуют участки мозга, которые непосредственно связаны с определенными органами чувств и движения, а также реализацией способностей, присущих человеку. Однако вполне вероятно, что эти участки в определенной  мере взаимосвязаны с другими отделами мозга, которые обеспечивают реализацию того или иного психического процесса в полном объеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 вопрос. Внимание  и его роль в деятельности  человека.

В отличие от других познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет, но оно проявляется как бы внутри этих процессов. Это дало основание некоторым авторам утверждать, что внимание не может рассматриваться  как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует  в любом другом психическом процессе. Одни считают, что внимание – это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь  на том, что любая деятельность, в том числе и и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.

Однако все согласны в том, что без него нельзя понять динамику протекания психических процессов.

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы явление смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам  «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность  и сосредоточенность психической деятельности на каком- либо объекте восприятия и называется  вниманием. Без него восприятие невозможно.

Внимание- это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности  устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Характеризуя внимание как сложное психическое  явление, выделяют  ряд функций функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорирования других- несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания данной деятельности (сохранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль  протекания деятельности.

Свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем на объединенные.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на одном объекте или нескольких объектах. Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познавательных объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме. Концентрация, направленность внимания  могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. В профессии педагога распределение внимания приобретает особенно важное значение. С точки зрения физиологии распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно управляемыми действиями. Чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему будет одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течении всего времени и на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообразные действия снижают устойчивость внимания. Физиологически это объясняется тем, что под влиянием длительного действия одного и того же раздражителя возбуждение по законам отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания. Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. Действие еще более сосредотачивает  внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием  и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости- это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Однако через 15-20 минут колебания внимания могут привести  к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

Информация о работе Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состояниями человека