Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состояниями человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

Мозг человека- это гигантское скопление нервных клеток (нейронов) и волокон (дендритов), которые представляют собой ветвящиеся отростки клеток, воспринимающие сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно раздражителей. Человек в состоянии ощущать и воспринимать объективный мир благодаря особой деятельности мозга. Именно с мозгом связаны все органы чувств. Каждый из этих органов реагирует на определенного рода стимулы :органы зрения- на световое воздействие, органы слуха и осязания- на механическое воздействие, органы вкуса и обоняния- на химическое.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 55.35 Кб (Скачать файл)

Способности можно разделить на:

-природные (естественные) способности- в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно- рефлекторных связей;

-специфические человеческие способности , имеющие общественно- историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются на:

-общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, уровень интеллекта, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные , определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, спортивные, технические и др.)

Таким образом, выделяются:

*общие  способности (способность к выявлению закономерностей, общий уровень интеллекта);

*модально-общие  способности (вербальный интеллект, нумерический интеллект, пространственный интеллект, технико- практический интеллект);

*специальные  способности (обуславливают легкость и успешность овладения  определенными специальными видами деятельности: педагогические, музыкальные, артистические, технические и пр.);

*частные  способности (уровень развития психических познавательных функций :памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

-Теоретические  способности, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

-учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности- талантом.;

-коммуникативные (способности  к общению, взаимодействию  с людьми) и предметно- деятельностные  способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т. е. единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных  возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Таким образом, способности- индивидуально психологические  особенности  человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависят скорость , глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

Исследованиями установлено, что способности- прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М.Тепловым. согласно развиваемой им  концепции , врожденными могут быть анатомо- физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

Задатки-это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо- физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально- природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Способности—не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит  в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Задатки весьма многозначны, они, лишь предпосылки развития способностей. Способности , развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими. Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом, на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания. Задатки обусловливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития. Многие задатки, данные человеку от природы, могут остаться нереализованными, не превратиться в реальные способности и достижения человека, человек может даже и не подозревать о наличии в себе каких- либо задатков.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, ведущими свойствами литературных способностей являются особенности творческого воображения и мышления, яркие, наглядные образы памяти, чувство языка, развитие эстетических чувств. А ведущими свойствами математических способностей являются умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкий переход от прямого к обратному ходу мысли. Для педагогических способностей ведущими являются педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать , что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития. С начала 20 века предпринимались попытки измерить способности (зарубежные психологи Айзенк, Кеттел, Спирмен и др.). для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей- это выявление динамики успехов в процессе деятельности. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека. Успех в овладении деятельностью может достигаться различными путями. Так, недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано усиленным развитием другой способности.

Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность- одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

 

 


Информация о работе Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состояниями человека