Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 16:12, контрольная работа
Мозг человека- это гигантское скопление нервных клеток (нейронов) и волокон (дендритов), которые представляют собой ветвящиеся отростки клеток, воспринимающие сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно раздражителей. Человек в состоянии ощущать и воспринимать объективный мир благодаря особой деятельности мозга. Именно с мозгом связаны все органы чувств. Каждый из этих органов реагирует на определенного рода стимулы :органы зрения- на световое воздействие, органы слуха и осязания- на механическое воздействие, органы вкуса и обоняния- на химическое.
К свойствам внимания относится и переключение внимания. Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.
Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание- спонтанная реакция сознания на яркие раздражители извне. Непроизвольное внимание возникает помимо нашей воли и сознания, потому оно и называется непроизвольным. Толчком к началу деятельности непроизвольного внимания служат необычные события- очень сильные или очень тихие, очень быстрые или очень медленные и т. д. Все, что выпадает из рутинного хода событий и обычного окружения, становится объектом нашего внимания. Напротив, все, что укладывается в повседневную норму, проходит мимо нашего сознания. Непроизвольно мы можем наблюдать и час, и два- пока событие кажется нам интересным или пока мы не нашли способа сделать его нормальным, привыкнуть к нему. Внимание прекращается когда объект утратил свою привлекательность и вы к нему привыкли, либо когда объект исчез из поля зрения.
Произвольное внимание представляет собой сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий. Для него очень важен такой параметр, как устойчивость. недостаточно выбрать тот или иной объект, чтобы быть внимательным, надо удержать свой выбор длительное время. Произвольное внимание – активное, волевое начало личности, показывающее ее самообладание, умение концентрироваться на необходимом вопреки своим желаниям. Человек сосредотачивается не на том, что для него интересного, а на том, что он должен делать. Борьба с самим собой- суть любых процессов произвольного, или волевого внимания. Естественно , что такой вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредотачиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение требуемого времени. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду. Важным условием поддержания произвольного внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку трудно сосредоточиться. Значительно ослабляет произвольное внимание эмоциональное возбуждение, вызванное посторонними причинами. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного. Можно предположить , что произвольное внимание возникло у человека в процессе сознательной деятельности.
Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при общении со взрослыми. Как было показано Л.С. Выготским, на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми- взрослым и ребенком. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем . по мере овладения речью,- в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции. Несмотря на свое качественное отличие от непроизвольного внимания , произвольное внимание также связано с чувствами, интересами, прежним опытом человека. Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Знакомство со все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними , игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами – все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.
Существует еще один вид внимания. Этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем как человек «входит» в работу: интересным и значимым становится содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф.Добрыниным послепроизвольным . в отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий. Очевидно и то громадное значение, которое имеет послепроизвольное внимание для педагогического процесса. Хороший педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал, не тратя попусту свои силы, т. е. чтобы интерес цели, интерес результата работы переходил в непосредственный интерес. Внимание- она из важнейших психических функций, обеспечивающих успех в обучении.
Таким образом, в развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый –этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т. е. внимания, вызванного факторами внешней среды. Второй – этап школьного развития, который характеризуется бурным развитие внутреннего внимания, т.е. внимания, опосредованного внутренними установками ребенка.
3 вопрос. Становление психологии в нашей стране.
Возникновение и развитие психологии рассматривается в рамках такого предмета как история психологии. Рассматривая основные тенденции становления и развития психологической науки рассмотрим наиболее значимые этапы ее развития, поскольку психологические школы России давно снискали заслуженную славу во всем мире.
Особое место в развитии психологической мысли в России занимают труды М.В.Ломоносова. В своих работах по риторике и физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи. особенно ярко эта идея была отражена в его теории света, которая впоследствии была дополнена и развита Г.Гельмгольцем. По мнению Ломоносова, необходимо различать познавательные (умственные ) процессы и умственные качества человека. Последние возникают из соотношения умственных способностей и страстей. В свою очередь , источником страстей он считает действия и страдания человека. Таким образом, уже в середине 18века были заложены материалистические основы отечественной психологии.
Становление отечественной психологии происходило под влиянием французских просветителей и материалистов 18 века. Это влияние отчетливо заметно в работах Я.П. Козельского и психологической концепции А.Н.Радищева. говоря о научных работах Радищева, необходимо подчеркнуть , что в своих трудах он устанавливает ведущую роль речи для всего психического развития человека.
У нас в стране психология как самостоятельная наука начала развиваться в 19 веке. Большую роль в ее развитии на данном этапе сыграли труды А.И.Герцена, который говорил о «деянии» как существенном факторе духовного развития человека. Следует отметить, что психологические воззрения отечественных ученых во второй половине 19 века в значительной степени противоречили религиозной точке зрения на психические явления. Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга». Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности. следует отметить ,что Сеченов был не только физиологом , чьи труды создали естественнонаучную основу для современной психологии. Сеченов с ранней молодости увлекался психологией и , по мнению С.Л.Рубинштейна, был крупнейшим русским психологом того времени. Сеченов- психолог не только выдвинул психологическую концепцию, в которой определил предмет научного познания психологии- психические процессы, но и оказал серьезное влияние на становление в России экспериментальной психологии. Но, пожалуй, наибольшее значение его научной деятельности заключается в том, что она оказала влияние на исследования В.М.Бехтерева и И.П.Павлова.
Труды Павлова имели огромное значение для мировой психологической науки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления , в том числе бихевиоризм.
Позднее, на рубеже, веков экспериментальные исследования были продолжены такими учеными, как А.Ф.Лазурский, Н.Н .Ланге, Г.И.Челпанов.
А.Ф.Лазурский много занимался вопросами личности , особенно изучением характера человека. Кроме того , он известен своими экспериментальными работами, в том числе предложенным им методом естественного эксперимента.
Начав разговор об эксперименте, нужно назвать имя Н.Н. Ланге- одного из основателей экспериментальной психологии в России. Он известен не только тем, что занимался изучением ощущения, восприятия, внимания. Ланге создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии. Одновременно с экспериментальной психологией в России в конце 19 –начале 20 в. Развиваются и другие научные психологические направления , в том числе общая психология, зоопсихология, психология ребенка. Психологические знания стали активно использоваться в клинике С.С.Корсаковым, И.Р.Тархановым, В.М.Бехтеревым . психология стала проникать в педагогический процесс. В частности , широкую известность получили работы П.Ф.Лесгафта, посвященные типологии детей.
Особенно заметную роль в истории отечественной дореволюционной психологии сыграл Г.И.Челпанов, который был основателем первого и старейшего в нашей стране Психологического института. Проповедуя позиции идеализма в психологии , Челпанов не мог заниматься научными исследованиями после Октябрьской революции. Однако на смену основателям отечественной психологической науки пришли новые талантливые ученые. Это С.Л.Рубинштейн , Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, которые не только продолжили исследования своих предшественников, но и вырастили не менее знаменитое поколение ученых. К их числу относятся Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин. основные труды этой группы ученых относятся к периоду 30-60х годов 20 века.
В этот период возникло несколько научных школ и направлений. Так, в Грузии сформировалась известная психологическая школа Д.Н.Узнадзе. Представители этого направления взяли на вооружение понятия установки и широко использовали его для анализа многих психологических явлений.
Другое научное направление связано с именем Л.С. Выготского, создателя культурно- исторической теории развития психики человека. К этому направлению в основном относились ученые , работавшие в МГУ. Сферу их научных интересов составляли вопросы общей и педагогической психологии.
Третью школу создал С.Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого в нашей стране фундаментального психологического труда «Основы общей психологии».
В это время жили и трудились такие известные всему миру психологи, как Б.М. Теплов, и А.И. Смирнов. Последний известен трудами в психологии памяти, а Б.М. Теплов заложил научные основы изучения темперамента и психологии творческой деятельности.
В более поздние
годы сформировались основные
современные психологические
Аналогичную организаторскую роль при создании факультета психологии в МГУ сыграл А.Н. Леонтьев, автор психологической теории деятельности. Кроме того заслугой Леонтьева явилась разработка многих проблем в области восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики.
А.В. Запорожец совместно с Д.Б. Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов Запорожца- организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР- входили вопросы возрастного развития и воспитания детей. Эльконин известен как автор учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития.
Значителен вклад в развитие педагогической психологии П.Я. Гальперина, создателя теории планомерного формирования умственных действий.
Благодаря исследованиям А.М. Лурии отечественная психология существенно продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мышления. Труды Лурии заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии. Результаты его исследований широко применяются в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.
Мировую известность получили работы психофизиолога Е.Н. Соколова, который совместно с сотрудниками создал современную теорию цветового зрения; теорию , объясняющую восприятие человеком формы предметов; нейрофизиологическую теорию памяти и др.
Не менее известные психологи работают у нас в стране и в настоящее время, продолжая исследования и дела своих предшественников. Их труды вносят достойный вклад в развитие современной психологической науки.
Завершая данный вопрос , необходимо отметить , что психология прошла длительный путь становления. Первые психологические воззрения появились вместе с самим человечеством. На протяжении всего развития психологической науки в ней параллельно развивались идеалистические и материалистические направления . учения, основанные на материалистических взглядах прежде всего способствовали развитию естественнонаучного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В свою очередь , учения, опирающиеся на идеалистические философские воззрения, привнесли в психологию этические аспекты психического. Благодаря этому в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как личностные ценности, идеалы, нравственность.