Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состояниями человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

Мозг человека- это гигантское скопление нервных клеток (нейронов) и волокон (дендритов), которые представляют собой ветвящиеся отростки клеток, воспринимающие сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно раздражителей. Человек в состоянии ощущать и воспринимать объективный мир благодаря особой деятельности мозга. Именно с мозгом связаны все органы чувств. Каждый из этих органов реагирует на определенного рода стимулы :органы зрения- на световое воздействие, органы слуха и осязания- на механическое воздействие, органы вкуса и обоняния- на химическое.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 55.35 Кб (Скачать файл)

Отечественная психология изначально развивалась как материалистическая, поэтому в ней получили широкое распространение экспериментальные методы.

 

 

4 вопрос. Виды  эмоциональных состояний.

Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают у нас симпатию, другие наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие- безразличие.

Более сложное отношение у себе вызывают жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения  к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства или эмоции.

Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. Их значение для организма  заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. таким  образом , эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. Эмоции – это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека- от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Поскольку любая эмоция положительная или отрицательная, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана   с получением желаемого результата, а отрицательная наоборот, с неудачей при достижении цели. таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.

Эмоции- это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффект- наиболее мощный  вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные  эмоциональные вспышки. Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже не может осознать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Подобные явления можно наблюдать при различных стихийных бедствиях и технологических катастрофах.

В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности , резко изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. На них внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.

Даже при самом сильном аффекте человек в той или иной степени отдает себе отчет в том, что с ним происходит, но при этом одни люди могут овладеть своими мыслями и поступками, а другие нет. Это происходит  из-за разных причин. Но в первую очередь из-за уровня эмоционально-волевой  устойчивости, т.е. из- за  особенностей эмоциональной сферы и уровня развития волевых  характеристик человека. Следует отметить, что данная характеристика является весьма показательной в отношении поведенческой регуляции людей. Она связана, с одной стороны, с генетическими особенностями организма конкретного человека, а с другой стороны- с особенностями его воспитания.

Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции. Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер, то эмоции- это более длительные состояния  другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или воспоминания.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. И наоборот, иногда переживания ведут к скованности, пассивности , и тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости  от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение.

Следует отметить , что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции:

Радость- положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление- не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание- отрицательное эмоциональное состояние. Связанное с получением достоверной или кажущейся  таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев- эмоциональное состояние , отрицательное по знаку, как правило протекающее в  форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение- отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение- отрицательное эмоциональное состояние , возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх- отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд- отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожидания окружающих, но и собственным представлением о подобающем поведении  и внешнем облике.

Следует отметить, что эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать  несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность)чувств.

Чувства -это еще один вид  эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило , носят характер ориентировочной реакции, т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми.  чувства , напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Другим различием эмоций и чувств является то, что  эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами , а чувства – с  социальной сферой. Еще одним существенным различий эмоций и чувств, на которое необходимо обратить внимание, является то, что эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого , чувства человека всегда имеют  определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.

Чувства- еще более длительные, чем эмоции, психические состояния имеющие четко выраженный предметный характер. Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Чувства возникли  и формировались в процессе культурно-исторического развития человека.  В индивидуальном развитии человека чувства выступают как значимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда стремиться заниматься тем видом деятельности и тем трудом, которые ему нравятся и вызывают у него позитивные чувства.

Чувства играют значимую роль и в построении контактов с окружающими людьми. Чувства всегда индивидуальны. Это объясняется тем, что чувства опосредуются системой ценностных установок конкретного человека. Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся , чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные. Нравственными или моральными, называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает , что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в котором он живет. Действия и поступки людей, соответствующие  взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными. К нравственным чувствам относят  чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба и т. д. к аморальным можно отнести жадность, жестокость, эгоизм т.д.

Отдельно можно выделить так называемые морально- политические чувства. Эта группа проявляется  в эмоциональных отношениях к различным общественным организациям и учреждениям, а также к государству в целом. Одной из важнейших особенностей морально- политических чувств является их действенный характер.

Следующая группа чувств – это интеллектуальные чувства . интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. интелллектуальные чувства   не только сопровождают познавательную  деятельность человека, но и стимулируют , усиливают ее, влияют на скорость  и продуктивность мышления, на содержательность  и точность полученных знаний. Существование интеллектуальных чувств- удивления, любопытства. Любознательности, чувства радости по поводу открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности- является ярким свидетельством взаимосвязи  интеллектуальных  и эмоциональных процессов. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному  в природе, в жизни людей и в искусстве. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства- восторг, радость, презрение, страдание, отвращение и т.д. к высшим проявлениям чувств можно отнести страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. С. Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель… Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели» (Рубинштейн С.Л., 1998).

Другую группу эмоциональных состояний составляет настроение человека. Настроение- самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным и т. д. настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда понятны человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчетности грусти, беспричинной радости, и в этом смысле настроение- это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. В этом настроения похожи на собственно эмоции и близки к сфере бессознательного. Но причина настроения всегда существует и в той или иной степени может быть осознана.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин- возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже  недель. более того , настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения  подразумевают , когда делят людей на оптимистов и пессимистов. Настроения имеют огромное значение для эффективности деятельности , которой занимается человек. Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повышенное настроение, у лиц  же с заниженной- выражена склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов. Поэтому настроение может стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения  притязаний, что может привести к отказу от удовлетворения данной потребности.

 Представленные характеристики  видов эмоциональных состояний являются достаточно общими. Каждый из перечисленных видов имеет свои подвиды, которые будут различаться по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению,  условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 вопрос. Задатки  и способности человека.

Способности- это индивидуально- психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, быстроту и легкость овладения деятельностью. Способности не  могут быть сведены к знаниям , умениям и навыкам, имеющимся у человека, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Информация о работе Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состояниями человека