Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:01, курсовая работа
Головной мозг (лат. cerebrum) — часть центральной нервной системы подавляющего большинства хордовых, ее головной конец; у позвоночных находится внутри черепа.
Головной мозг — центральный орган нервной системы. Говорить о наличии головного мозга в строгом смысле можно только применительно к позвоночным, начиная с рыб. Однако, несколько вольно этот термин.
Цель: Установить взаимосвязь между мозгом и психикой.
Введение………………………………………………………………………стр.2
Глава1.Основные понятия психики и мозга
1.1. Понятие мозга…………………………………………………………….стр.4
1.2. Понятие психики…………………………………………………………стр.8
Глава 2.Мозг и психика : ее функции и структура
2.1. Функции мозга…………………………………………………………стр.11
2.2. Функции психики……………………………………………………….стр.13
2.3. Структура головного мозга ……………………………………………стр.14
2.4. Структура психики человека…………………………………………..стр.17
Глава 3. Принципы и общие механизмы связи психики и мозга человека
3.1.Связь психики и мозга человека……………………………………….стр.21
3.2.Проблема психики и мозга……………………………………………..стр.29
Заключение…………………………………………………………………..стр.32
Список литературы………………………………………………………….стр.33
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава1.Основные понятия психики и мозга
Глава 2.Мозг и психика : ее функции и структура
2.1. Функции
мозга…………………………………………………………
2.2. Функции
психики……………………………………………………….
2.3. Структура головного мозга ……………………………………………стр.14
2.4. Структура психики человека…………………………………………..стр.
Глава 3. Принципы и общие механизмы связи психики и мозга человека
3.1.Связь психики и мозга человека……………………………………….стр.21
3.2.Проблема психики и мозга……………………………………………..стр.29
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность исследования: Многочисленные клинические и экспериментальные данные свидетельствуют, что между психикой и мозгом существует тесная взаимосвязь. Воздействуя на мозг, можно изменить и даже уничтожить дух человека, стереть личность, превратив человека в зомби. Сделать это можно химически, используя психоделические вещества, анатомически, прооперировав мозг, а также используя электрический ток. В настоящее время с помощью электрических или химических манипуляций с определенными участками головного мозга человека изменяют состояния сознания, вызывая различные ощущения, галлюцинации и эмоции. Более того, в последнее время накапливаются данные о том, что психические состояния человека тесно связаны с наличием или отсутствием определенных химических веществ в мозге.
Отношение психики к мозгу нельзя понимать как отношение продукта к производителю, следствия к причине, поскольку продукт (психика) часто очень эффективно воздействует на своего производителя - мозг.[11;с.157]
В аспекте нашей проблемы особую ценность представляют исследования психологов А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Л.С. Выготского, Н.А. Бернштейна; физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова, психофизиологов К. Халла и др.
Многочисленные исследования по
Объект исследования: мозг и психика.
Предмет исследования: взаимосвязь между психическими процессами и структурами мозга.
Цель: Установить взаимосвязь между мозгом и психикой.
Задачи: Проанализировать научную литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования; выделить компоненты и исследовать особенности.
Методы исследования:
- теоретико-методологический анализ научной литературы и диссертационных исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме;
- количественный и качественный анализ эмпирических данных, интерпритация полученных результатов, обобщение
Гипотеза: Проблема соотношения мозга и психики. Между психикой и мозгом, психическим и физиологическим, по-видимому, существует диалектическая причинно-следственная связь, еще не получившая полного объяснения.
В настоящее время есть три решения психофизиологической проблемы:
1. Психическое тождественно
физиологическому, оно представляет
собой не что иное, как физиологическую
деятельность мозга. Согласно
этой логике психическое
2. Психическое - это особый
(высший) класс или вид нервных
процессов, обладающий
3. Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее, не тождественно ей. Психическое не сводимо к физиологическому, как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.
Наиболее существенные изменения в логике анализа проблемы «мозг - психика» повлекло за собой внедрение в психофизиологию системного подхода. В 50-е годы ХХ в. интенсивно развивающиеся общая теория систем и системный подход радикально изменили логику научных исследований в физиологии и психологии. В первую очередь это сказалось на изучении физиологических основ поведения.
Глава1.Основные понятия психики и мозга
Головной мозг (лат. cerebrum) — часть центральной нервной системы подавляющего большинства хордовых, ее головной конец; у позвоночных находится внутри черепа.
Головной мозг — центральный орган нервной системы. Говорить о наличии головного мозга в строгом смысле можно только применительно к позвоночным, начиная с рыб. Однако, несколько вольно этот термин используют для обозначения аналогичных структур высокоорганизованных беспозвоночных — так, например, у насекомых «головным мозгом» называют иногда скопление ганглиев окологлоточного нервного кольца. При описании более примитивных организмов говорят о головных ганглиях, а не о мозге.
Наиболее крупные размеры имеет головной мозг млекопитающих отрядов «китообразные», «хоботные», «приматы».
Наиболее сложным и функциональным мозгом можно считать мозг человека.
Головной мозг заключен в
надежную оболочку черепа. Кроме того,
он покрыт оболочками (лат.meninges) из соединительной ткани—твёрдой
(лат. dura mater) и мягкой (лат. pia mater), между которыми расположена
сосудистая, или паутинная (лат.arachnoidea) оболочка.
Воспаление мозговых оболочек
называется менингитом (соответственно
трём оболочкам — пахименингит, лептоменингит
и арахноидит). Между оболочками и поверхностью
головного и спинного мозга расположена
цереброспинальная (часто её называют
спинномозговая) жидкость — ликвор (лат. liquor). Цереброспинальная жидкость
также содержится в желудочках головного
мозга. Избыток этой жидкости называется
гидроцефалией. Гидроцефалия бывает врождённой
(чаще), встречается у новорожденных детей,
и приобретённой.[3;с.27]
Головной мозг высших позвоночных организмов состоит из ряда структур: коры больших полушарий, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, ствола мозга. Эти структуры соединены между собой нервными волокнами (проводящие пути).
Часть мозга, состоящая преимущественно
из клеток, называется серым веществом,
из нервных волокон — белым
веществом. Белый цвет — это цвет
миелина, вещества, покрывающего волокна.
Демиелинизация волокон приводит к
тяжелым нарушениям (в спинном
мозге — амиотрофический
Клетки мозга включают нейроны (клетки, генерирующие и передающие нервные импульсы) и глиальные клетки, выполняющие важные дополнительные функции. Нейроны делятся на возбуждающие (то есть активирующие разряды других нейронов) и тормозные (препятствующие возбуждению других нейронов).
Коммуникация между нейронами происходит посредством синаптической передачи. Каждый нейрон имеет длинный отросток, называемый аксоном, по которому он передает импульсы другим нейронам. Аксон разветвляется и в месте контакта с другими нейронами образует синапсы — на теле нейронов и дендритах (коротких отростках). Значительно реже встречаются аксо-аксональные и дендро-дендритические синапсы. Таким образом, один нейрон принимает сигналы от многих нейронов и в свою очередь посылает импульсы ко многим другим.[15;с.87]
Форма и размеры нейронов
головного мозга очень
Примерами принципиальных нейронов
являются пирамидные клетки коры больших
полушарий и клетки Пуркинье мозжечка.
Примерами интернейронов
являются корзиночные клетки коры.
Кроме нейромедиаторов, нейроны
мозга реагируют на гормоны. Одна из основных
эндокринных желез организма, гипофиз,
находится в головном мозге. Гормоны гипофиза
управляют функциями других желез.
Функционирование нейронов мозга требует значительных затрат энергии, которую мозг получает через сеть кровоснабжения.
Мозг человека выполняет
высшую функцию — мышление. Одной
из важнейших функций мозга
Основные отделы головного мозга человека :
Поток сигналов к головному
мозгу и от него осуществляется через
спинной мозг, управляющий телом,
и через черепномозговые нервы.
Сенсорные (или афферентные) сигналы
поступают от органов чувств в
подкорковые (то есть предшествующие коре
полушарий) ядра, затем в таламус,
а оттуда в высший отдел — кору
больших полушарий.
Кора состоит из двух полушарий, соединенных
между собой пучком нервных волокон (corpus
callosum). Левое полушарие ответственно за
правую половину тела, правое — за левую.
У человека, правое и левое полушарие имеют
разные функции.
Зрительные сигналы поступают
в зрительный отдел коры (в теменной
доле), тактильные в соматосенсорную
кору (в теменной доле), обонятельные
— в обонятельную кору и т. д. В
ассоциативных же областях коры происходит
интеграция сенсорных сигналов разных
типов (модальностей).
Моторные области коры (первичная моторная
кора и другие области лобных долей) ответственны
за регуляцию движений.[19;с.136]
Исследованием и лечением поражений и заболеваний мозга занимаются медики (психиатры, невропатологи, нейрохирурги) и ученые (биологи, нейрофизиологи, психологи).
О некоторых ключевых особенностях работы мозга можно судить по эксперименту, проведенному с людьми, у которых было удалено мозолистое тело, отвечающее за связь левого и правого полушарий. Подобную операцию врачи иногда вынуждены делать пациентам, больным тяжелой формой эпилепсии.
В ходе эксперимента испытуемым с разных сторон показывали два предмета, каждый из которых попадал в поле зрения только одного глаза, и еще два клали прямо перед ними.
В одном из случаев участнику
эксперимента справа показали карандаш,
слева — чашку, а прямо перед
ним положили бумагу на блюдце.
На вопрос: «Что это?» — он ответил: «Карандаш»,
так как левое полушарие среагировало
на предмет справа, но левая рука под воздействием
правого полушария потянулась не к бумаге,
а к блюдцу.
Когда таких пациентов спрашивали, кем они хотят стать в будущем, правое и левое полушарие, разумеется, расходились во мнении и пациент хотел быть одновременно скульптором и математиком.
Дальнейшие исследовании показали, что каждая из половинок имела свои воспоминания, мысли и эмоции. Это навело ученых на мысль, что в одном теле скрывается, как минимум, два независимых человека, а потому странная история, случившаяся с доктором Джекилом и мистером Хайдом, отнюдь не такая уж и странная.[1;с.97]
Из того факта, что именно
в мозгу происходит выбор одного
из множества возможных состояний
квантовой реальности, многие ученые
делают вывод? что сознание и является
создателем материального мира.
В частности, профессор Уильям Тиллер
убежден что «в конце концов, будет установлено,
что сознание является неотъемлемым качеством Вселенной, которое способно генерировать
энергии, в конечном счете приводящие
к возникновению материи».
Возможно, только тогда ученым
удастся создать единую научную
теорию поля (о которой они грезят
уже не одно десятилетие), когда им
удастся включить в нее сознание,
а стало быть, и человеческий мозг,
с ним непосредственно
Традиционное определение понятию психики —
Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.
Психическое отражение не
является зеркальным, механически пассивным
копированием мира (как зеркало или
фотоаппарат), оно сопряжено с
поиском, выбором; в психическом
отражении поступающая
Психика — это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.[8;с.49]
Однако психику нельзя свести просто к нервной системе.