Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:01, курсовая работа
Головной мозг (лат. cerebrum) — часть центральной нервной системы подавляющего большинства хордовых, ее головной конец; у позвоночных находится внутри черепа.
Головной мозг — центральный орган нервной системы. Говорить о наличии головного мозга в строгом смысле можно только применительно к позвоночным, начиная с рыб. Однако, несколько вольно этот термин.
Цель: Установить взаимосвязь между мозгом и психикой.
Введение………………………………………………………………………стр.2
Глава1.Основные понятия психики и мозга
1.1. Понятие мозга…………………………………………………………….стр.4
1.2. Понятие психики…………………………………………………………стр.8
Глава 2.Мозг и психика : ее функции и структура
2.1. Функции мозга…………………………………………………………стр.11
2.2. Функции психики……………………………………………………….стр.13
2.3. Структура головного мозга ……………………………………………стр.14
2.4. Структура психики человека…………………………………………..стр.17
Глава 3. Принципы и общие механизмы связи психики и мозга человека
3.1.Связь психики и мозга человека……………………………………….стр.21
3.2.Проблема психики и мозга……………………………………………..стр.29
Заключение…………………………………………………………………..стр.32
Список литературы………………………………………………………….стр.33
Прежде чем вызвать поведенческую активность, обстановочная афферентация и пусковой стимул должны быть восприняты, т.е. субъективно отражены человеком в виде ощущений и восприятий, взаимодействие которых с прошлым опытом (памятью) порождает образ. Сформировавшись, образ сам по себе поведения не вызывает. Он обязательно должен быть соотнесен с мотивацией и той информацией, которая хранится в памяти.
Сравнение образа с памятью
и мотивацией через сознание приводит
к принятию решения, к возникновению
в сознании человека плана и программы
поведения: нескольких возможных вариантов
действий, которые в данной обстановке
и при наличии заданного
В центральной нервной системе ожидаемый итог действий представлен в виде своеобразной нервной модели - акцептора результата действия. Когда он задан и известна программа действия, начинается процесс осуществления действия.
С самого начала выполнения действия в его регуляцию включается воля, и информация о действии через обратную афферентацию передается в ЦНС, сличается там с акцептором действия, порождая определенные эмоции. Туда же через некоторое время попадают и сведения о параметрах результата уже выполненного действия.
Если параметры выполненного
действия не соответствуют акцептору
действия (поставленной цели), то возникает
отрицательное эмоциональное
Теория функциональной системы П.К. Анохина расставляет акценты в решении вопроса о взаимодействии физиологических и психологических процессов и явлений. Она показывает, что те и другие играют важную роль в совместной регуляции поведения, которое не может получить полное научное объяснение ни на основе только знания физиологии высшей нервной деятельности, ни на основе исключительно психологических представлений.
Исследования Лурия и
его учеников показали, что двустороннее
поражение лобных долей приводит
к неспособности сохранять
С блочным представительством
структур мозга связана проблема,
которая получила название проблемы
локализации психических
Согласно локализационизму
каждая, даже самая элементарная, психическая
функция, каждое психологическое свойство
или состояние человека однозначно
связано с работой
В антилокализационизме обсуждаемая
проблема нашла свое решение в
понятии функционального
Однако и антилокализационизм
не смог до конца объяснить факт
существования более или менее
определенной связи отдельных психических
и мозговых нарушений, например нарушений
зрения - с поражением затылочных отделов
коры головного мозга, речи и слуха
- с поражениями височных долей
больших полушарий и т.п.[1;с.
В связи с этим ни локализационизму, ни антилокализационизму до настоящего времени не удалось одержать окончательную победу друг над другом, и оба учения продолжают сосуществовать, дополняя друг друга в слабых своих позициях.
Основой функционирования психики является деятельность центральной нервной системы.
Важным является вопрос о функциональной локализации в коре больших полушарий. Основу современного учения о локализации функций заложил французский врач Брока, открывший в 1861 г. моторный центр речи. Через четверть века Вернике обнаружил центр понимания речи. В настоящее время известны такие проекционные центры, как центры общей чувствительности, кинестетической чувствительности, слуховой, зрительной, вкусовой, обонятельной, вестибулярной чувствительности и др. К ассоциативным центрам относятся акустический центр речи, двигательный центр речи, центр зрительного анализа письменной речи, двигательный центр письменной речи и др.
Итак, проблему локализации нельзя понимать слишком упрощенно, будто найденные области сами по себе ответственны за то или иное психическое явление, сами, без участия других отделов центральной нервной системы, выполняют эту функцию. Любая функция является результатом целостной работы мозга. Сложные психические процессы реализуются совместной деятельностью целой системы органов, то есть сложной функциональной системой. Даже относительно простое произвольное движение реализуется сложной функциональной системой, включающей целый комплекс как чувствительных (афферентных), так и двигательных (эфферентных) импульсов. Основная функция психики - управление поведением и эмоциональным состоянием человека. Управляющая функция психики имеет природные основания в организме и психике.
Жизнедеятельность каждого организма есть, по выражению Бернштейна, не уравновешивание его со средой и с падающим на него потоком стимулов, а активноепреодоление среды, определенное моделью потребного будущего.
Связь и управление в нервной
системе осуществляются на основе двух
основных принципов: субординации и
координации. Принципы субординационного
взаимодействия реализуются «вертикальной»
системой регуляции. Идея «многоэтажной
иерархической системы» была развита
Бернштейном первоначально в
теории регуляции движений, а затем
в физиологии активности. Эта вертикальная,
многоэтажная иерархическая система
регулирования, в которой нижележащие
уровни подчиняются вышележащим, является основной, определяюще
В изучении проблемы парности полушарий постепенно вычленялись 3 аспекта:
1) парность полушарий
и рецепторов как специальный
механизм восприятия
2) интегративная роль
полушарий в накоплении и
3) регулирование информационных
и энергетических потоков
3.2. Проблема психики и мозга
В течение длительного
времени в философии и
Выдающиеся психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия писали о необходимости проникновения в структуру и законы работы мозга, изучения связей мозга с формированием, развитием, распадом высших психических функций после поражений мозга. Они отводили существенное место в психологии изучению мозговых механизмов психики и писали, что психика есть не что иное, как функция головного мозга человека. «Отрывать психологию от законов работы мозга значило бы делать не меньшую ошибку, чем трактовать ее как чисто биологическую науку».[17;с.607]
Научная психология, изучающая
сложнейшие формы сознательной деятельности,
общественной по происхождению, опосредованной
по строению и осуществляемой мозгом,
этим высшим продуктом естественной
истории, появилась на границе естественных
и общественных наук. Однако правильное
понимание этого положения
В настоящее время широко
известен рост сердечнососудистых заболеваний,
черепно-мозговых травм, опухолей мозга,
ранений в связи с
В этой связи уместно отметить,
что изучение мозговых основ высших
психических функций стало
Давно известно, что при поражении одного участка мозга может оказаться нарушенной не одна какая-либо психическая функция, а несколько форм психической деятельности (и устная речь, и письмо, и чтение, и счет), все они будут нарушены по одной причине, т. к. в их структуру входит один общий фактор. И наоборот, одна и та же функция может быть нарушена при поражении различных участков мозга, т. к. она сложна по структуре и разные ее звенья реализуются разными областями мозга.[12;с.59]
В литературе имеется большой разброс в позициях разных авторов по ряду вопросов и, прежде всего роли биологического и социального в развитии психики, сложных взаимоотношений между мозгом и психикой, положение о морфогенезе мозга и его роли в развитии психики, идею сложной взаимозависимости развития мозга и психики и др. При анализе содержания любых концепций возникают вопросы: какова роль каждой составляющей, каковы закономерности их взаимодействия, какова роль единого биосоциального конструкта в формировании и развитии высших психических функций и отклонении или нарушении их развития, существует ли такой единый конструкт и закономерности его связи с мозгом и существует ли связь биологического и социального, каковы пути и средства их взаимодействия или их отсутствие и др.? На эти вопросы делали попытки ответить ряд выдающихся ученых: психологов, физиологов, неврологов - во все времена изучения важнейшей философской и психологической проблемы - проблемы психики и мозга.
Итак, современные представления
о социальном и биологическом
в психике человека являются наиболее
важной концепцией, анализ которой
необходим для понимания
Заключение
Отношение психики к мозгу нельзя рассматривать однобоко: как продукт к производителю, поскольку продукт (психика) очень часто сильно влияет на производителя (мозг). В связи с изучением мозговых основ установлена закономерная связь между психическими процессами и работой мозга человека.
На основе установленных
закономерностей разработаны
Возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность. В результате эволюции природы нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания - высшего уровня психического развития, присущего только человеку.
Таким образом, можно освободиться от некоторых догм в психологии. Например, - от догмы о том, что психологический тип человека не меняется в течение всей жизни или доминирование полушарий не меняется и т.п. Наука никогда не утверждает, что в природе что-то не меняется. Наоборот, наука утверждает, что с приемлемой вероятностью одно явление природы меняется в зависимости от изменения другого явления вполне определенным образом. Методы исследования головного мозга человека не исчерпываются описанными выше. Мы скорее попытались показать современные возможности исследования головного мозга здорового и больного человека, и описать все существующие в настоящее время методы исследования. Эти методы возникли не на пустом месте - одни из них имеют уже многовековую историю, другие стали возможными только в век современных вычислительных средств.
Список литературы