Мозг и психика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Головной мозг (лат. cerebrum) — часть центральной нервной системы подавляющего большинства хордовых, ее головной конец; у позвоночных находится внутри черепа.
Головной мозг — центральный орган нервной системы. Говорить о наличии головного мозга в строгом смысле можно только применительно к позвоночным, начиная с рыб. Однако, несколько вольно этот термин.
Цель: Установить взаимосвязь между мозгом и психикой.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………стр.2
Глава1.Основные понятия психики и мозга
1.1. Понятие мозга…………………………………………………………….стр.4
1.2. Понятие психики…………………………………………………………стр.8
Глава 2.Мозг и психика : ее функции и структура
2.1. Функции мозга…………………………………………………………стр.11
2.2. Функции психики……………………………………………………….стр.13
2.3. Структура головного мозга ……………………………………………стр.14
2.4. Структура психики человека…………………………………………..стр.17
Глава 3. Принципы и общие механизмы связи психики и мозга человека
3.1.Связь психики и мозга человека……………………………………….стр.21
3.2.Проблема психики и мозга……………………………………………..стр.29
Заключение…………………………………………………………………..стр.32
Список литературы………………………………………………………….стр.33

Файлы: 1 файл

мозг.docx

— 92.17 Кб (Скачать файл)

Прежде чем вызвать  поведенческую активность, обстановочная  афферентация и пусковой стимул должны быть восприняты, т.е. субъективно отражены человеком в виде ощущений и восприятий, взаимодействие которых с прошлым  опытом (памятью) порождает образ. Сформировавшись, образ сам по себе поведения не вызывает. Он обязательно должен быть соотнесен с мотивацией и той  информацией, которая хранится в  памяти.

Сравнение образа с памятью  и мотивацией через сознание приводит к принятию решения, к возникновению  в сознании человека плана и программы  поведения: нескольких возможных вариантов  действий, которые в данной обстановке и при наличии заданного пускового  стимула могут привести к удовлетворению имеющейся потребности.

В центральной нервной  системе ожидаемый итог действий представлен в виде своеобразной нервной модели - акцептора результата действия. Когда он задан и известна программа действия, начинается процесс  осуществления действия.

С самого начала выполнения действия в его регуляцию включается воля, и информация о действии через  обратную афферентацию передается в  ЦНС, сличается там с акцептором действия, порождая определенные эмоции. Туда же через некоторое время  попадают и сведения о параметрах результата уже выполненного действия.

Если параметры выполненного действия не соответствуют акцептору  действия (поставленной цели), то возникает  отрицательное эмоциональное состояние, создающее дополнительную мотивацию  к продолжению действия, его повторению по скорректированной программе  до тех пор, пока полученный результат  не совпадет с поставленной целью (акцептором действия). Если же это совпадение произошло  с нерпой попытки выполнения действия, то возникает положительная эмоция, прекращающая его.[14;с.138]

Теория функциональной системы  П.К. Анохина расставляет акценты в решении вопроса о взаимодействии физиологических и психологических процессов и явлений. Она показывает, что те и другие играют важную роль в совместной регуляции поведения, которое не может получить полное научное объяснение ни на основе только знания физиологии высшей нервной деятельности, ни на основе исключительно психологических представлений.

Исследования Лурия и  его учеников показали, что двустороннее поражение лобных долей приводит к неспособности сохранять сложные  программы и цели действий, тормозить  не соответствующие программам импульсы, устойчиво концентрировать внимание на задаче. Поведение таких больных  начинает регулироваться не внутренними  целями, а любыми случайными внешними импульсами, утрачивается критика к  своим действиям и способность  осознавать ошибки и исправлять их. То есть лобные доли играют важную роль в программировании, регуляции и  саморегуляции поведения человека.

С блочным представительством структур мозга связана проблема, которая получила название проблемы локализации психических функций, т.е. более или менее точного  их представительства в отдельных  мозговых структурах. Есть две разные точки зрения на решение этой проблемы. Одна получила название локализационизма, другая антилокализационизма.

Согласно локализационизму каждая, даже самая элементарная, психическая  функция, каждое психологическое свойство или состояние человека однозначно связано с работой ограниченного  участка мозга, так что нее  психические явления, как на карте, можно расположить на поверхности  и в глубинных структурах головного  мозга на вполне определенных местах.

В антилокализационизме обсуждаемая  проблема нашла свое решение в  понятии функционального органа, под которым стали понимать прижизненно  формирующуюся систему временных  связей между отдельными участками  мозга, обеспечивающую функционирование соответствующего свойства, процесса или состояния. Различные звенья такой системы могут быть взаимозаменяемыми, так что устройство функциональных органов у разных людей может быть различным.

Однако и антилокализационизм  не смог до конца объяснить факт существования более или менее  определенной связи отдельных психических  и мозговых нарушений, например нарушений  зрения - с поражением затылочных отделов  коры головного мозга, речи и слуха - с поражениями височных долей  больших полушарий и т.п.[1;с.97]

В связи с этим ни локализационизму, ни антилокализационизму до настоящего времени не удалось одержать окончательную  победу друг над другом, и оба  учения продолжают сосуществовать, дополняя друг друга в слабых своих позициях.

Основой функционирования психики  является деятельность центральной  нервной системы.

Важным является вопрос о  функциональной локализации в коре больших полушарий. Основу современного учения о локализации функций  заложил французский врач Брока, открывший в 1861 г. моторный центр речи. Через четверть века Вернике обнаружил центр понимания речи. В настоящее время известны такие проекционные центры, как центры общей чувствительности, кинестетической чувствительности, слуховой, зрительной, вкусовой, обонятельной, вестибулярной чувствительности и др. К ассоциативным центрам относятся акустический центр речи, двигательный центр речи, центр зрительного анализа письменной речи, двигательный центр письменной речи и др.

Итак, проблему локализации  нельзя понимать слишком упрощенно, будто найденные области сами по себе ответственны за то или иное психическое явление, сами, без участия  других отделов центральной нервной  системы, выполняют эту функцию. Любая функция является результатом  целостной работы мозга. Сложные  психические процессы реализуются  совместной деятельностью целой  системы органов, то есть сложной  функциональной системой. Даже относительно простое произвольное движение реализуется сложной функциональной системой, включающей целый комплекс как чувствительных (афферентных), так и двигательных (эфферентных) импульсов. Основная функция психики - управление поведением и эмоциональным состоянием человека. Управляющая функция психики имеет природные основания в организме и психике.

Жизнедеятельность каждого  организма есть, по выражению Бернштейна, не уравновешивание его со средой и с падающим на него потоком стимулов, а активноепреодоление среды, определенное моделью потребного будущего.

Связь и управление в нервной  системе осуществляются на основе двух основных принципов: субординации и  координации. Принципы субординационного  взаимодействия реализуются «вертикальной» системой регуляции. Идея «многоэтажной  иерархической системы» была развита  Бернштейном первоначально в  теории регуляции движений, а затем  в физиологии активности. Эта вертикальная, многоэтажная иерархическая система  регулирования, в которой нижележащие  уровни подчиняются вышележащим, является основной, определяющей целостность организма и единство процессов жизнедеятельности и поведения. Однако эта система регуляции, хотя и является основной, но она не единственная.

В изучении проблемы парности полушарий постепенно вычленялись 3 аспекта:

1) парность полушарий  и рецепторов как специальный  механизм восприятия пространства  и пространственной ориентации;

2) интегративная роль  полушарий в накоплении и организации  индивидуального опыта;

3) регулирование информационных  и энергетических потоков содружественной  деятельностью полушарий.[9;с.309]

 

 

 

3.2.  Проблема психики и мозга

В течение длительного  времени в философии и психологии, а позже - и в педагогической психологии и педагогике существовала (и, к сожалению, существует и поныне) практика простой  ссылки на мозг как орган психики. Но наступил период, когда простого постулирования положения о мозге  как органе, который имеет некое  отношение к психике, стало недостаточно ни для дальнейшего развития психологии и понимания генезиса высших психических  функций и их нарушений, возникающих  при заболеваниях мозга, ни для педагогики, ни для дефектологии и др.

Выдающиеся психологи  Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия писали о необходимости проникновения в структуру и законы работы мозга, изучения связей мозга с формированием, развитием, распадом высших психических функций после поражений мозга. Они отводили существенное место в психологии изучению мозговых механизмов психики и писали, что психика есть не что иное, как функция головного мозга человека. «Отрывать психологию от законов работы мозга значило бы делать не меньшую ошибку, чем трактовать ее как чисто биологическую науку».[17;с.607]

Научная психология, изучающая  сложнейшие формы сознательной деятельности, общественной по происхождению, опосредованной по строению и осуществляемой мозгом, этим высшим продуктом естественной истории, появилась на границе естественных и общественных наук. Однако правильное понимание этого положения должно учитывать тот факт, что общественные формы жизни заставляют мозг работать по-новому, приводят к возникновению  качественно новых функциональных систем и высших психических функций, изучение формирования и развития, структуры протекания которых у  человека и является предметом психологической  науки. Пришло время, когда бурное развитие общественных наук поставило снова вопрос о взаимоотношении психики и мозга, решение которого стало необходимым не только для науки, но и для практической психологии и медицины, дефектологии и педагогики.

В настоящее время широко известен рост сердечнососудистых заболеваний, черепно-мозговых травм, опухолей мозга, ранений в связи с непрекращающимися  войнами во многих странах мира. Все эти заболевания мозга  сопровождаются и нарушениями высших психических функций.

В этой связи уместно отметить, что изучение мозговых основ высших психических функций стало общей  задачей и для практической психологии и медицины и др., а также стало  главной задачей нейропсихологии, направленной на изучение взаимосвязи  нарушения системы определенных высших психических функций с  поражением определенных зон мозга, механизмов их нарушения, на выделение  синдромов нарушения высших психических  функций и др.

Давно известно, что при  поражении одного участка мозга  может оказаться нарушенной не одна какая-либо психическая функция, а  несколько форм психической деятельности (и устная речь, и письмо, и чтение, и счет), все они будут нарушены по одной причине, т. к. в их структуру входит один общий фактор. И наоборот, одна и та же функция может быть нарушена при поражении различных участков мозга, т. к. она сложна по структуре и разные ее звенья реализуются разными областями мозга.[12;с.59]

В литературе имеется большой  разброс в позициях разных авторов  по ряду вопросов и, прежде всего роли биологического и социального в  развитии психики, сложных взаимоотношений  между мозгом и психикой, положение  о морфогенезе мозга и его  роли в развитии психики, идею сложной  взаимозависимости развития мозга  и психики и др. При анализе  содержания любых концепций возникают  вопросы: какова роль каждой составляющей, каковы закономерности их взаимодействия, какова роль единого биосоциального конструкта в формировании и развитии высших психических функций и  отклонении или нарушении их развития, существует ли такой единый конструкт  и закономерности его связи с  мозгом и существует ли связь биологического и социального, каковы пути и средства их взаимодействия или их отсутствие и др.? На эти вопросы делали попытки  ответить ряд выдающихся ученых: психологов, физиологов, неврологов - во все времена изучения важнейшей философской и психологической проблемы - проблемы психики и мозга.

Итак, современные представления  о социальном и биологическом  в психике человека являются наиболее важной концепцией, анализ которой  необходим для понимания условий  формирования и развития высших психических  функций, а также нарушения их структуры и процесса протекания в онтогенезе. Эту проблему изучали  многие известные исследователи  во всем научном мире - и в нашей  стране, и за рубежом. Этой проблеме много места в своих исследованиях  отводили и Л.С. Выготский, и А.Н. Леонтьев, и А.Р. Лурия, и др. Практика показала необходимость глубокого изучения проблемы «Мозг и психика», затрагивая все науки, касающиеся этого вопроса.[12;с.63]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Отношение психики к мозгу  нельзя рассматривать однобоко: как  продукт к производителю, поскольку  продукт (психика) очень часто сильно влияет на производителя (мозг). В связи  с изучением мозговых основ установлена закономерная связь между психическими процессами и работой мозга человека.

На основе установленных  закономерностей разработаны научные  основы психологии, модели мозга, психики  и взаимодействия человека с окружающим миром, закономерности восприятия человеком  информации.

Возникновение сознания у  человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность. В результате эволюции природы нервная  система и в первую очередь  головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться  психические процессы, обусловившие возникновение сознания - высшего  уровня психического развития, присущего  только человеку.

Таким образом, можно освободиться от некоторых догм в психологии. Например, - от догмы о том, что психологический тип человека не меняется в течение всей жизни или доминирование полушарий не меняется и т.п.  Наука никогда не утверждает, что в природе что-то не меняется. Наоборот, наука утверждает, что с приемлемой вероятностью одно явление природы меняется в зависимости от изменения другого явления вполне определенным образом.  Методы исследования головного мозга человека не исчерпываются описанными выше. Мы скорее попытались показать современные возможности исследования головного мозга здорового и больного человека, и описать все существующие в настоящее время методы исследования. Эти методы возникли не на пустом месте - одни из них имеют уже многовековую историю, другие стали возможными только в век современных вычислительных средств.

 

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Общая психология: учеб. пособие. - 2-е изд. / Г.С. Абрамова. - М.: Академ. Проект: Фонд «Мир», 2003. - 496 с.
  2. Альтман Я.А. Физиология: история и современность / Я.А. Альтман // Журн. высш. нервн. деят. - 1983. - Т. 1; №33. - С. 88-94.
  3. Беликов А. «Идентификация мозга»
  4. Бехтерев В.М. Основы учения о функциях мозга / В.М. Бехтерев. - СПб., 1907.
  5. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М; Медицина 1981, 1988г0- 237 с.
  6. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. - М.: Смысл, 2000. -685 с.
  7. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие / П.Я. Гальперин. - М.: КДУ, 2005. - 336 с.
  8. Клиническая психология / сост. и общая редакция Н.В, Тарабриной. - СПб.: Питер, 2000. - 352 с.
  9. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. М.: Мпси; Воронеж: Издат. НПО «МОДЭК», 1999. -416 с.
  10. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М 1975. 1976; I. 2.
  11. Лурия А.Р. Проблемы динамической локализации функций мозга./ А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Д.С. Футер М 1968. - 333 с.
  12. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2005. - 583 с.
  13. Немов Р.С. Психология. Т.1. / Р.С. Немов, М.:Владос, 2001. - 466 с.
  14. Николаева Е.Н. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии / Е.Н. Николаева. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2003. - 544 с.
  15. Павлов И.П. Мозг и психика/ Под ред. Ярошевского, М.: «МОДЭК», 1996. -320 с.
  16. Психофизиология. Учеб. для вузов /Под ред. Ю.И. Александрова. - СПб.: Питер, 2001. - 496 с.
  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2005. - 713 с.
  18. Социальная и клиническая психиатрия / Т.А. Доброхотова и др. - М., 1996. - 125 с.
  19. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии: Учеб. пособие для студентов вузов, М.: Аспект Пресс, 2005. - 277 с.

Информация о работе Мозг и психика