Мозг и психика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Головной мозг (лат. cerebrum) — часть центральной нервной системы подавляющего большинства хордовых, ее головной конец; у позвоночных находится внутри черепа.
Головной мозг — центральный орган нервной системы. Говорить о наличии головного мозга в строгом смысле можно только применительно к позвоночным, начиная с рыб. Однако, несколько вольно этот термин.
Цель: Установить взаимосвязь между мозгом и психикой.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………стр.2
Глава1.Основные понятия психики и мозга
1.1. Понятие мозга…………………………………………………………….стр.4
1.2. Понятие психики…………………………………………………………стр.8
Глава 2.Мозг и психика : ее функции и структура
2.1. Функции мозга…………………………………………………………стр.11
2.2. Функции психики……………………………………………………….стр.13
2.3. Структура головного мозга ……………………………………………стр.14
2.4. Структура психики человека…………………………………………..стр.17
Глава 3. Принципы и общие механизмы связи психики и мозга человека
3.1.Связь психики и мозга человека……………………………………….стр.21
3.2.Проблема психики и мозга……………………………………………..стр.29
Заключение…………………………………………………………………..стр.32
Список литературы………………………………………………………….стр.33

Файлы: 1 файл

мозг.docx

— 92.17 Кб (Скачать файл)

Действительно, при нарушении  деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека. Но как  машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику  нельзя понять через исследование только нервной системы. Однако тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности и психики. 

Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы по сути есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории втом, что психику отождествляют с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

В концепции френологии предполагалось, что существует жесткая однозначная связь между каждым участком мозга и определенной психической функцией, и если какой-либо участок мозга чрезмерно развит, даже «выпячиваясь в виде шишки на черепе», то соответственно очень развита та психическая функция, которая реализуется этим участком мозга. Френологи составляли «карты шишек и впадин черепа» и ставили им в соответствие определенные психические функции. Однако взаимосвязь психических функций и мозга оказалась значительно сложнее, чем предполагали френологи.[12;с.436]

Психические явления соотносятся  не с отдельным нейрофизиологическим процессом, не с отдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Тут мы должны обратить внимание еще на одну важную особенность психики  человека — человеческая психика  не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается  сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения  и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих: внешний мир, природа, ее отражение — полноценная деятельность мозга —взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей. 
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

·    оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой; 

·  сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

·  психическое отражение углубляется и совершенствуется;

·  обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

·  преломляется через индивидуальность человека;

·  носит опережающий характер.

 

 

 

Глава 2. Мозг и психика : ее функции и структура

2.1. Функции  мозга

Функционирование нейронов мозга требует значительных затрат энергии, которую мозг получает через  сеть кровоснабжения. 

Мозг человека выполняет  высшую функцию — мышление. Одной  из важнейших функций мозга человека является восприятие и генерация  речи.

Основные отделы головного  мозга человека :

  • продолговатый
  • задний
  • средний
  • передний
  • промежуточный
  • конечный

Поток сигналов к головному  мозгу и от него осуществляется через  спинной мозг, управляющий телом, и через черепно-мозговые нервы. Сенсорные (или афферентные) сигналы поступают от органов чувств в подкорковые (то есть предшествующие коре полушарий) ядра, затем в таламус, а оттуда в высший отдел — кору больших полушарий. 
Кора состоит из двух полушарий, соединенных между собой пучком нервных волокон (corpus callosum). Левое полушарие ответственно за правую половину тела, правое — за левую. У человека, правое и левое полушарие имеют разные функции.[14;с.376]

Зрительные сигналы поступают  в зрительный отдел коры (в теменной доле), тактильные в соматосенсорную  кору (в теменной доле), обонятельные — в обонятельную кору и т. д. В  ассоциативных же областях коры происходит интеграция сенсорных сигналов разных типов (модальностей). 
Моторные области коры (первичная моторная кора и другие области лобных долей) ответственны за регуляцию движений.

Исследованием и лечением поражений и заболеваний мозга  занимаются медики (психиатры, невропатологи, нейрохирурги) и ученые (биологи, нейрофизиологи, психологи).

О некоторых ключевых особенностях работы мозга можно судить по эксперименту, проведенному с людьми, у которых  было удалено мозолистое тело, отвечающее за связь левого и правого полушарий. Подобную операцию врачи иногда вынуждены  делать пациентам, больным тяжелой  формой эпилепсии.

В ходе эксперимента испытуемым с разных сторон показывали два предмета, каждый из которых попадал в поле зрения только одного глаза, и еще  два клали прямо перед ними. 

В одном из случаев участнику  эксперимента справа показали карандаш, слева — чашку, а прямо перед  ним положили бумагу на блюдце.  
На вопрос: «Что это?» — он ответил: «Карандаш», так как левое полушарие среагировало на предмет справа, но левая рука под воздействием правого полушария потянулась не к бумаге, а к блюдцу.

Когда таких пациентов  спрашивали, кем они хотят стать  в будущем, правое и левое полушарие, разумеется, расходились во мнении и пациент хотел быть одновременно скульптором и математиком. 

Дальнейшие исследовании показали, что каждая из половинок  имела свои воспоминания, мысли и  эмоции. Это навело ученых на мысль, что в одном теле скрывается, как  минимум, два независимых человека, а потому странная история, случившаяся  с доктором Джекилом и мистером Хайдом, отнюдь не такая уж и странная.[7;с.115]

Из того факта, что именно в мозгу происходит выбор одного из множества возможных состояний  квантовой реальности, многие ученые делают вывод? что сознание и является создателем материального мира.  
В частности, профессор Уильям Тиллер убежден что «в конце концов, будет установлено, что сознание является неотъемлемым качеством Вселенной, которое способно генерировать энергии, в конечном счете приводящие к возникновению материи». 

Возможно, только тогда ученым удастся создать единую научную  теорию поля (о которой они грезят уже не одно десятилетие), когда им удастся включить в нее сознание, а стало быть, и человеческий мозг, с ним непосредственно связанный.

 

2.2. Функции психики

Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания. 
 

 
Рис. 1. Основные функции психики

Соотношение субъективной и объективной реальности. Объективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики в субъективную психическую реальность. Это психическое отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления, (одну и ту же объективную информацию из объективной реальности разные люди могут воспринимать по-своему, совершенно в различном ракурсе, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное), таким образом субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности.[6;с.77]

Внешний мир можно воспринимать двояко: репродуктивно, ,воспринимая реальность почти так же, как пленка воспроизводит сфотографированные вещи (хотя даже простое репродуктивное восприятие требует активного участия ума), и созидательно, сознательно, постигая реальность, оживляя ее и воссоздавая этот новый материал посредством спонтанной активности своих мыслительных и эмоциональных процессов.

Хотя до известной степени  каждый человек реагирует и репродуктивно  и созидательно, удельный вес каждого  вида восприятия далеко не одинаков. 

Иногда один из видов восприятия атрофируется. Относительная атрофия созидательной способности проявляется в том, что человек — совершенный «реалист» видит все, что видимо на поверхности, но неспособен проникнуть вглубь, в сущность. Он видит детали, но не целое, видит деревья, но не лес. Реальность для него — это только общая сумма того, что уже материализовалось. Но с другой стороны, человек, утративший способность репродуктивного восприятия действительности (в результате тяжелой психической болезни — психоза, поэтому его называют психотик) — безумен. [9;с.27]

Психотик строит в своем  внутреннем мире реальность, к которой  он питает полное доверие; он живет  в своем мире, а всеобщие факторы  реальности, воспринимаемые всеми остальными людьми, для него нереальны. Когда человек видит предметы, не существующие реально, а целиком являющиеся продуктом его воображения, у него случаются галлюцинации. Он интерпретирует события, полагаясь лишь на собственные чувства, не осознавая разумно то, что происходит в реальности. Для психотика актуальная реальность стерлась, и ее место заняла внутренняя субъективная реальность.

 

2.3. Структура  головного мозга

Головной мозг можно разделить  на три области или доли:

Передний  мозг (включает в себя большие полушария, таламус, гипоталамус и гипофиз), ствол мозга и мозжечок. Каждое полушарие головного мозга, как в правое, так и в левое так же можно условно разделить на зоны,  в которых содержаться центры, отвечающие за различные функции.

Лобные  доли полушарий отвечают за двигательную активность, мышление,  действия. 

Центральная часть так же является центром восприятия речи с использованием слов. 

Центральная борозда отвечает за тактильную чувствительность. 

Затылочная  задняя часть коры больших полушарий отвечает за восприятие, зрительные ощущения и координацию движений. 

В теменной зоне находятся центры, отвечающие за телесные ощущения. В височной доле находятся центры отвечающие за слух и речь. 

Поверхность больших полушарий покрыта множеством извилин и бороздок, позволяющих увеличить площадь  и объём мозга.

Большие полушария - это огромная сеть нервных клеток накапливающих,  сравнивающих и координирующих информацию. Исследования, проводящиеся  на коре больших полушарий показали, что она отвечает за все наши чувства, мысли, ощущения, желания и движения.

Правое и левое  полушарии мозга соединяют аксоны, которые обеспечивают обмен информацией.

Продолговатый мозг  отвечает за важные функции жизнедеятельности человека - рефлекторные функции дыхания, глотания, сосания, рефлекса равновесия, за тонус сосудистой системы, пульс, ритм сердца, защитные реакции (жажда, голод, кашель, чихание, рвота). [6;с.537]

Продолговатый мозг контролирует бессознательно протекающие процессы - например, автоматическое дыхание.

 Продолговатый  мозг  переходит в спиной мозг в нижней своей части, а верхней частью связан с варолиевым мостом, который служит для обмена информации между спинным и головным мозгом. В продолговатом мозге происходит перекрещивание нервных волокон, таким образом, что волокна несущие информацию из правой половины мозга осуществляют контроль над левой половиной тела, а левая половина мозга отвечает за работу правой части тела. Продолговатый мозг оказывает как возбуждающее, так и тормозное влияние на вышележащие отделы мозга. Однако работа коры больших полушарий и гормональной системы сильно влияет на функционирование этой части мозга.

Под корой больших  полушарий расположен мозжечок, отвечающий за координацию движений тела человека, он помогает поддерживать равновесие, исполнять автоматические и последовательные движения различными группами мышц, участвует в  формировании двигательных навыков.

Мозжечок является частью ствола головного мозга.

Лимбическая  система представляет собой тело нервных волокон реагирующих и отвечающих на влияние коры большого мозга и подкорковые структуры.

Эта структура мозга  участвует в процессах связанных  с эмоционально- мотивационным поведением (пищевым, половым, оборонительным поведением, ощущением страха, подавленности  или ощущением удовольствия), а  так же связана с процессами связанными с биологическими ритмами и циклами, например - бодрствование - сон.

Мозолистое тело - занимает центральное место в анатомии мозга, это нервные волокна, соединяющие левое и правое большие полушария головного мозга. Осуществляет обмен нервных импульсов между ними, и обеспечивает их координированную работу.

Информация о работе Мозг и психика