Мультимедийные технологии в развитии познавательного интереса младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:54, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования состоит в том, что процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания.

Содержание работы

Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….…………........... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 6
1.1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по использованию мультимедийных технологий для развития интереса младшего школьника………………………………………. 6
1.2. Особенности познавательных интересов младшего школьника…. 8
1.3. Особенности применения мультимедийных технологий для развития познавательных интересов младшего школьника….……
11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1. Диагностика уровня сформированности знаний по предмету «Окружающий мир» у учащихся младших классов……………… 12
2.2. Опытно-экспериментальная работа по применению мультимедийных технологий как способа развития познавательного интереса младшего школьника………………….. 14
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по применению мультимедийных технологий как способа развития познавательного интереса младшего школьника………………….. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..……………………………………… 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 34

Файлы: 1 файл

Дипломная работа версия 5.05.12.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Уфимский педагогический колледж  № 1

 

 

 

 

 

Баязитова Ирина Вячеславовна

 

 

 

 

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

Специальность 050709

Преподавание в начальных классах

 

 

 

 

 

Уфа 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Стр.

Введение……………………………………………….…………...........

3

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ  ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

6

1.1.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по использованию  мультимедийных технологий для развития интереса младшего школьника……………………………………….

6

1.2.

Особенности познавательных интересов  младшего школьника….

8

1.3.

Особенности применения мультимедийных технологий для развития познавательных интересов младшего школьника….……

 

11

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

2.1.

Диагностика уровня сформированности знаний по предмету «Окружающий мир» у учащихся младших классов………………

12

2.2.

Опытно-экспериментальная работа по применению мультимедийных технологий как способа развития познавательного интереса младшего школьника…………………..

14

2.3.

Анализ  опытно-экспериментальной  работы по применению мультимедийных технологий как способа развития познавательного интереса младшего школьника…………………..

20

заключение……………………..………………………………………

31

список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы………………………..

34

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..

37




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Возросший за последние годы объем  знаний требует от учащихся усвоить  информацию большого объема и значительной сложности на каждом уроке. Полученные знания должны быть прочными, поэтому необходимо совершенствовать методы обучения, будить творческую активность, познавательный интерес учеников, стремиться, чтобы уроки были более эффективными.

Современные информационные технологии, к которым относятся и мультимедийные технологии, открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса, являются мощным инструментом для наглядного представления учебной информации, является современным и эффективным подходом к процессу обучения, который намного повышает качество самого процесса для достижения целей образования [1, 119].

Актуальность исследования состоит в том, что процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.

Актуальность  исследования определена прежде всего тем фактом, что  о целесообразности использования мультимедийных технологий в развитии познавательного интереса при обучении младших школьников говорят такие  возрастные особенности детей, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербальнологическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры.

Для реализации этих целей возникает  необходимость применения в практике работы учителя начальных классов  мультимедийных технологий.

Исходя из этого, нами была выдвинута проблема: каково влияние мультимедийных технологий на развитие познавательного интереса младшего школьника?

Данная проблема определила тему нашего исследования: «Применение мультимедийных технологий как способа развития познавательного интереса младшего школьника».

Говоря об истории вопроса, можно отметить труды, Р.С. Немова, Т.В. Костаева, К.Ю.Кулагина и т.д. Из работ последних лет выделим работы Андреевой Т.А. «Учебно-методический комплекс в мультимедийной технологии для начальной школы», в котором автор рассказывает об учебно-методическом комплексе "Путешествие в город мастеров", знакомящим детей 6-12 лет с народным декоративно-прикладным искусством, где писывается структура комплекса, даются методические рекомендации по его использованию. Привлекает внимание и работа Моховиковой Е. В. «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», которая посвящена российско-британскому семинару, связанному с информационными и коммуникационными технологиями в образовании.

Объект исследования – процесс развития познавательно интереса младшего школьника.

Предмет исследования – влияние мультимедийных технологий на развитие познавательного интереса младшего школьника.

Цель нашей работы – выявление влияния мультимедийных технологий на развитие познавательного интереса младшего школьника и сбор материала для мультимедийного сборника «Мир прекрасен» по предмету «Окружающий мир».

Гипотеза: применение мультимедийных технологий будет способствовать развитию познавательного интереса младшего школьника, если:

  • учитывать    особенности    развития    познавательного    интереса младшего школьника;
  • применять их целесообразно в ходе урока;
  • применять в совокупности с другими методами обучения.
  • разработать дидактические и мето.

В нашем исследовании мы решаем следующие задачи:

    1. изучить психолого-педагогическую, научно-методическую по изучаемой проблеме;
    2. раскрыть сущность понятия «познавательный интерес», уточнить основные методы развития познавательного интереса с учетом возрастных особенностей младшего школьника;
    3. выявить требования и методы применения мультимедийных технологий как способа развития познавательного интереса младшего школьника;
    4. подобрать диагностические методики, обеспечивающие выявление и объективную оценку уровня усвоения материала на уроках информатики;
    5. разработать мультимедийный сборник «Мир прекрасен» по предмету «Окружающий мир».

Методологическую основу нашей выпускной квалификационной работы составляют труды, Р.С. Немова, Т.В. Костаева, К.Ю.Кулагина, И.Г. Песталоции, М.Н. Скаткин, А.К. Маяковой, Н.Д. Хмель и т.д.

Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение, обобщение; эмперические – наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, беседа, опрос.

Этапы выполнения исследовательской работы:

I этап – 2010/2011 – поиск, анализ, систематизация имеющейся по данной проблеме литературы.

II этап – 2011/2012 – разработка и анализ опытно-экспериментальной работы.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней проанализирована и систематизирована научная и специальная литература по данной теме, раскрыта сущность понятия «познавательный интерес», уточнены основные методы развития познавательного интереса младших школьников, рассмотрены методы применения мультимедийных технологий в начальных классах.

Практическая ценность работы заключается в том, что отобраны методы диагностики, разработан мультимедийный сборник «Мир прекрасен» по предмету «Окружающий мир», который можно будет использовать на уроках с целью развития познавательного интереcа к предмету.

Наша работа состоит из  введения, двух главы,  заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ

МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ

КАК СПОСОБА  РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

 

1.1.  Анализ психолого-педагогической и методической литературы по использованию мультимедийных технологий для развития познавательного интереса младшего школьника

 

 

Одним из самых значительных областей общего феномена "интерес" выступает  познавательный интерес, который имеет  особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях.

Познавательный интерес  и познавательная активность в психолого-педагогической литературе рассматриваются как синонимы. И в данном исследовании мы ссылаемся на это.

Для формирования и развития у учащихся ключевых компетенций необходимо создавать  педагогические условия, способствующие развитию личности ребенка, в том  числе и способствующие повышению  уровня ее творческой активности и познавательного интереса, которую нужно рассматривать как один из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающий повышение качества образования [1, 152].

Проблема развития познавательной и творческой активности не имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности. М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательной и творческой активности влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя.

Проблема формирования познавательного  интереса у учащихся рассматривалась   многими   прогрессивными   педагогами   прошлого:   Коменским, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервегом, К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым и другими.

Ян Амос Коменский, совершивший  революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес  одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основой внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата. Даже И. Ф. Герберт, признавая интерес имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку. А. Дистервег, выдающийся немецкий педагог-практик, в «Руководстве для немецких учителей» написанном в 1835 году, сравнил «эвристический» метод с «обобщающим». Он видел развивающие возможности «эвристического» метода обучения, стимулировавшего самодеятельность учащегося, способствовавшему тому, чтобы учащийся открывал истину путем собственного размышления и исследования: «Учи как можно меньше, всякая метода плоха, если приучает учащихся к простой восприимчивости или пассивности, и хороша, если возбуждает в них самодеятельность» [8, 56].

Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника -из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учится, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву.

Интересное обучение не исключает  умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому.

В работах Б.П. Усинова, Ш.И. Гонелина, И.Я. Лержери, М.И. Махмутова, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина нашло подтверждение, выдвинутое   выдающимися   дидактами   прошлого   требование   активного усвоения знаний в процессе обучения и доказано, что развитие активной и самостоятельной личности происходит в познавательной деятельности при условии ее активизации, при поддержании устойчивого познавательного интереса учащихся.

Информация о работе Мультимедийные технологии в развитии познавательного интереса младшего школьника