Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:54, дипломная работа
Актуальность исследования состоит в том, что процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания.
Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….…………........... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 6
1.1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по использованию мультимедийных технологий для развития интереса младшего школьника………………………………………. 6
1.2. Особенности познавательных интересов младшего школьника…. 8
1.3. Особенности применения мультимедийных технологий для развития познавательных интересов младшего школьника….……
11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1. Диагностика уровня сформированности знаний по предмету «Окружающий мир» у учащихся младших классов……………… 12
2.2. Опытно-экспериментальная работа по применению мультимедийных технологий как способа развития познавательного интереса младшего школьника………………….. 14
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по применению мультимедийных технологий как способа развития познавательного интереса младшего школьника………………….. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..……………………………………… 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 34
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального
Уфимский педагогический колледж № 1
Баязитова Ирина Вячеславовна
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Выпускная квалификационная работа
Специальность 050709
Преподавание в начальных
Уфа 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | ||
Введение……………………………………………….……… |
3 | |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА |
6 | |
1.1. |
Анализ психолого- |
6 |
1.2. |
Особенности познавательных интересов младшего школьника…. |
8 |
1.3. |
Особенности применения мультимедийных технологий для развития познавательных интересов младшего школьника….…… |
11 |
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА |
||
2.1. |
Диагностика уровня сформированности знаний по предмету «Окружающий мир» у учащихся младших классов……………… |
12 |
2.2. |
Опытно-экспериментальная |
14 |
2.3. |
Анализ опытно-экспериментальной работы по применению мультимедийных технологий как способа развития познавательного интереса младшего школьника………………….. |
20 |
заключение……………………..………………………… |
31 | |
список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы……………………….. |
34 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… |
37 |
ВВЕДЕНИЕ
Возросший за последние годы объем знаний требует от учащихся усвоить информацию большого объема и значительной сложности на каждом уроке. Полученные знания должны быть прочными, поэтому необходимо совершенствовать методы обучения, будить творческую активность, познавательный интерес учеников, стремиться, чтобы уроки были более эффективными.
Современные информационные технологии, к которым относятся и мультимедийные технологии, открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса, являются мощным инструментом для наглядного представления учебной информации, является современным и эффективным подходом к процессу обучения, который намного повышает качество самого процесса для достижения целей образования [1, 119].
Актуальность исследования состоит в том, что процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
Актуальность исследования определена прежде всего тем фактом, что о целесообразности использования мультимедийных технологий в развитии познавательного интереса при обучении младших школьников говорят такие возрастные особенности детей, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербальнологическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов мультимедийных технологий.
Исходя из этого, нами была выдвинута проблема: каково влияние мультимедийных технологий на развитие познавательного интереса младшего школьника?
Данная проблема определила тему нашего исследования: «Применение мультимедийных технологий как способа развития познавательного интереса младшего школьника».
Говоря об истории вопроса, можно отметить труды, Р.С. Немова, Т.В. Костаева, К.Ю.Кулагина и т.д. Из работ последних лет выделим работы Андреевой Т.А. «Учебно-методический комплекс в мультимедийной технологии для начальной школы», в котором автор рассказывает об учебно-методическом комплексе "Путешествие в город мастеров", знакомящим детей 6-12 лет с народным декоративно-прикладным искусством, где писывается структура комплекса, даются методические рекомендации по его использованию. Привлекает внимание и работа Моховиковой Е. В. «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», которая посвящена российско-британскому семинару, связанному с информационными и коммуникационными технологиями в образовании.
Объект исследования – процесс развития познавательно интереса младшего школьника.
Предмет исследования – влияние мультимедийных технологий на развитие познавательного интереса младшего школьника.
Цель нашей работы – выявление влияния мультимедийных технологий на развитие познавательного интереса младшего школьника и сбор материала для мультимедийного сборника «Мир прекрасен» по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза: применение мультимедийных технологий будет способствовать развитию познавательного интереса младшего школьника, если:
В нашем исследовании мы решаем следующие задачи:
Методологическую основу нашей выпускной квалификационной работы составляют труды, Р.С. Немова, Т.В. Костаева, К.Ю.Кулагина, И.Г. Песталоции, М.Н. Скаткин, А.К. Маяковой, Н.Д. Хмель и т.д.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение, обобщение; эмперические – наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, беседа, опрос.
Этапы выполнения исследовательской работы:
I этап – 2010/2011 – поиск, анализ, систематизация имеющейся по данной проблеме литературы.
II этап – 2011/2012 – разработка и анализ опытно-экспериментальной работы.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней проанализирована и систематизирована научная и специальная литература по данной теме, раскрыта сущность понятия «познавательный интерес», уточнены основные методы развития познавательного интереса младших школьников, рассмотрены методы применения мультимедийных технологий в начальных классах.
Практическая ценность работы заключается в том, что отобраны методы диагностики, разработан мультимедийный сборник «Мир прекрасен» по предмету «Окружающий мир», который можно будет использовать на уроках с целью развития познавательного интереcа к предмету.
Наша работа состоит из введения, двух главы, заключения, списка использованной литературы, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по использованию мультимедийных технологий для развития познавательного интереса младшего школьника
Одним из самых значительных областей общего феномена "интерес" выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях.
Познавательный интерес и познавательная активность в психолого-педагогической литературе рассматриваются как синонимы. И в данном исследовании мы ссылаемся на это.
Для формирования и развития у учащихся ключевых компетенций необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию личности ребенка, в том числе и способствующие повышению уровня ее творческой активности и познавательного интереса, которую нужно рассматривать как один из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающий повышение качества образования [1, 152].
Проблема развития познавательной и творческой активности не имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности. М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательной и творческой активности влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя.
Проблема формирования познавательного интереса у учащихся рассматривалась многими прогрессивными педагогами прошлого: Коменским, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервегом, К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым и другими.
Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основой внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата. Даже И. Ф. Герберт, признавая интерес имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку. А. Дистервег, выдающийся немецкий педагог-практик, в «Руководстве для немецких учителей» написанном в 1835 году, сравнил «эвристический» метод с «обобщающим». Он видел развивающие возможности «эвристического» метода обучения, стимулировавшего самодеятельность учащегося, способствовавшему тому, чтобы учащийся открывал истину путем собственного размышления и исследования: «Учи как можно меньше, всякая метода плоха, если приучает учащихся к простой восприимчивости или пассивности, и хороша, если возбуждает в них самодеятельность» [8, 56].
Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника -из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учится, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву.
Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому.
В работах Б.П. Усинова, Ш.И. Гонелина, И.Я. Лержери, М.И. Махмутова, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина нашло подтверждение, выдвинутое выдающимися дидактами прошлого требование активного усвоения знаний в процессе обучения и доказано, что развитие активной и самостоятельной личности происходит в познавательной деятельности при условии ее активизации, при поддержании устойчивого познавательного интереса учащихся.
Информация о работе Мультимедийные технологии в развитии познавательного интереса младшего школьника